Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет

Программа тренинга для родителей и детей «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»
Направленный на оптимизацию детско-родительских отношений.
Количество занятий (всего) - 8
Количество занятий в неделю – 1
Продолжительность занятия – 5-6 лет -30-35 минут, 7 лет-40-45 минут;
Возраст – 5-7 лет.
Ф.И.О специалиста – Шавардак Анна Дмитриевна
Программа тренинга для родителей и детей «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА» для детей от 5 до 7 лет
Пояснительная записка
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития.
Проблемы воспитания ребенка в се¬мье, взаимодействия его со всеми членами семьи, детско-родительские отношения, проблемы понимания особенностей возраста детей – это наиболее частые сложности, возникающие у большинства семей с детьми. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений (яс¬лей, детского сада, школы, кружков и спортивных сек¬ций). Несмотря на то, что в деле воспитания ребенка принимают участие и стараются помочь многие (воспи¬татели, учителя, руководители кружков), семья несет основной груз ответственности за поведение сына или дочери.
Чтобы найти подход к ребенку, создать благоприят¬ную для его развития психологическую атмосферу в семье, родители читают соответствующую литературу (зачастую противоречивую), обращаются к специали¬стам, советуются со знакомыми и родственниками. Бе¬зусловно, полученные ими знания пригодятся в процес¬се воспитания ребенка, вместе c тем взаимодействие c ребенком может стать еще эффектив¬нее, если мамы и папы получат соответствующие на¬выки в тренинговой группе.
В нынешнее время существует проблема многих семей по поводу взаимопонимании, доверия, и любви между родителями и детьми. Большинство родителей не проводят времени со своими детьми , из за каких либо причин, либо просто по собственному желанию. Так же и дети не стремятся проводить время с семьей из за своих интересов., все большее количество времени дети проводят за играми в различные гаджеты и компьютерными играми. А ведь совместный досуг членов семьи – это удивительная возможность побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейное времяпровождение – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместные игры, отдых способствуют укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместная деятельность играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.
В предлагаемой программе тренинга педагогом-психологом проводятся различные совместные ( диада – родитель-ребенок) подвижные и сюжетно-ролевые игры , что является прекрасным источником информации о личности ребенка. В игре можно увидеть, насколько последовательно ребенок идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей.
Выполнение ряда упражнений и участие в дискусси¬ях, играх и обсуждениях позволит им научиться не только лучше понимать сына или дочку, но и увидеть их силь¬ные стороны. Кроме того, родители получают возмож¬ность проанализировать свои стратегии взаимодействия c ребенком, выбрать наиболее оптимальные.
Мы предлагаем цикл совместных занятий для роди¬телей и детей. При формировании группы веду¬щий (тренер) приглашает к участию семейные диады (мама и ребенок, папа и ребенок, бабушка и ребенок и др.), информирует участников o цели проведения за¬нятий и, некоторых условиях, которые необходимо вы¬полнять. Одним из условий является обязательное уча¬стие в работе не только ребенка, но и родителя. В том случае если постоянно участвующий в тренинге роди¬тель не может прийти на одно из занятий, на тренинг вместо него приходит другой член семьи (бабушка, стар¬ший брат или сестра). Посещение занятий только од¬ним членом диады (только ребенком или только взрос¬лым - в случае болезни ребенка) является нецелесо¬образным, поскольку большинство упражнений прово¬дится в парах и рассчитано на отработку навыка вза¬имодействия друг c другом.

Целью данной программы является : оптимизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- обучение родителей эффективным приемам обще¬ния c ребенком [3,4,5,6] -обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка[2];
-обучение родителей способам взаимодействия c ребенком в экстремальных ситуациях[5, 6];
- развитие комму¬никативных склонностей участников[1];
- обучение родителей составлению правил и ограничений вместе c ребенком [7,8];
- обучение родителей спо¬собам управления поведением ребенка [5, 8];

Условия проведения занятий

1. Возрастной диапазон детей, участвующих в тре¬нинге: от пяти до семи лет.
2. Оптимальное число участников тренинга: три-че¬тыре семейные диады (родитель - ребенок). B некото¬рых случаях возможно большее число диад при усло¬вии, что все дети будут находиться под контролем взрос¬лых.
3. Ведущие тренинга: желательно, чтобы занятия про¬водили одновременно два тренера (два психолога; пси¬холог и педагог; два педагога; психотерапевт и психо¬невролог). Такая организация тренинга позволяет вы¬делить время для беседы психолога (педагога) c роди¬телями, в это время дети будут выполнять упражнения под присмотром другого ведущего.
4. Время проведения занятий: занятия целесообраз¬но проводить в часы максимальной работоспособно¬сти: утром c 10 до 12 часов, вечером - c 16 до 18 ча¬сов. Достаточно одной встречи в неделю.
5. Продолжительность каждого занятия: 5-6 лет -30-35 минут, 7 лет-40-45 минут.
6. Продолжительность программы – 8 занятий.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ
O результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
- возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
- увеличение заинтересованности в упражнениях, на¬правленных на развитие коммуникативных склонностей;
- повышение уровня заинтересованности в проведе¬нии совместных дел взрослого и ребенка.
Первое занятие организационно-диагностическое, где психолог с помощью методик и анкеты проясняет стиль воспитания в семье (для родителей - методика - опросник АСВ, для детей – рисунок семьи).Чтобы получить более достоверные показатели ре¬зультативности, участникам предлагается запол¬нить анкету до начала первого занятия и на заключи¬тельном этапе работы группы. Анкета построена по принципу семантического дифференциала и заполня¬ется одновременно обоими участниками семейной ди¬ады, при этом все имеют одинаковое права голоса.
При обработке данных тренер использует линейку, которую он прикладывает к каждому отрезку по очереди (длина отрезков составляет 5см) и фиксирует результат в баллах (1 см равен одному баллу). Шкалы 2, 3, 5 под¬считываются в прямом порядке 1,4 – в обратном. Тре¬нер сопоставляет результаты каждой диады до, и после проведения цикла. Также можно подсчитать групповые результаты до начала занятий и после их окончания.
Оцените, пожалуйста, ваши взаимоотношения c ре¬бенком в настоящее время, обозначив условно выбран¬ное положение на представленных шкалах (линиях дли¬ной 5 см). Например, если вы часто играете вместе, вы ставите крестик или галочку на отрезке ближе к левому краю, если редко – ближе к правому краю, если не ча¬сто и не редка, а нечто среднее – то посередине.
В завершении проводится повторная диагностика и сравниваются результаты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия Темы, цели и содержание занятия Время
Занятие №1
Организационно-диагностическое
Цель: прояснить в процессе беседы особенности и стили воспитания, взаимодействия с ребенком в семье, трудности и возможные запросы каждой пары. 35-45 мин.
Занятие №2 Тема: «Знакомство»
Цель: знакомство участников c ведущими и друг с другом, развитие комму¬никативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях. созда¬ние доброжелательной атмосферы.

Цель: обучение родителей составлению правил и ограничений вместе c ребенком, обучение родителей спо¬собам управления поведением ребенка.
Упражнения: «На тренинге можно... на тренинге нельзя...», игра «Я умею…», упражнение-дискуссия «Жетоны».

Обсуждение итогов занятия
Цель: обсуждение стратегий взаимодействия с деть¬ми. Введение
5 -7 мин.
Основная часть
25-30 мин.
Заключение
5-8 мин.
Занятие №3 Тема: « Общение с ребенком»
Приветствие
Цель: продолжение знакомства участников, форми¬рование внимательного отношения к окружающим лю¬дям, развитие внимания, памяти.
Упражнение «Умельцы»
Цель: обучение навыкам взаимопонимания, верба¬лизации своих мыслей и чувств.
Игра « Подпрыгни, пожалуйста», упражнение «Цветик-семицветик»

Обсуждение итогов занятия
Цель: обсуждение стратегий взаимодействия с деть¬ми. Введение
5 -7 мин.
Основная часть
25-30 мин.
Заключение
5-8 мин.
Занятие №4 Тема: «Развитие внимания»
Приветствие
Цель: формирование положительного настроя на за¬нятие.
Цель: развитие внимания и памяти в слуховой модальности.
Игра «Послушай тишину», упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка"-? (Палочки)
Обсуждение итогов занятия
Введение
5 -7 мин.
Основная часть
25-30 мин.
Заключение
5-8 мин.
Занятие №5 Тема: «Преодоление импульсивности»
Приветствие
Цель: создание положительного рабочего настроения участников.
Цель: тренировка навыков саморегуляции, внимания, развитие умения контролировать импульсив¬ные действия.
Игра «Кто последний», игра «Говори...», игра «Черепахи»-?
Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

Обсуждение итогов занятия
Введение
5 -7 мин.
Основная часть
25-30 мин.
Заключение
5-8 мин.
Занятие №6 Тема: «Осуществление контроля над активностью»
Игра-приветствие

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть своим телом.
Игра «Сделай так»
Игры, придуманные участниками группы
Цель: развитие творческого мышления, речи, создание непринужденной творческой атмосферы в группе.

Планирование и обсуждение последнего занятия
Цель: обучение родителей способам совместного планирования мероприятий c ребенком.
Введение
5 -7 мин.
Основная часть
25-30 мин.
Заключение
5-8 мин.
Занятие №7 Тема: «Работа в команде»
Игра «Волшебный мост» ( Модификация игры «Мосты и берега» А. Теплицкой)
Подведение итогов тренинга.
Проведение занятия по составленному группой на прошлой неделе плану.
Обмен жетонов на призы.

Анкетирование родителей. Введение
5 -7 мин.
Основная часть
25-30 мин.
Заключение
5-8 мин.
Занятие №8 Завершающее.
Цель: повторная диагностика для сравнения результатов, которые были получены до совместной работы родителя и ребенка. 35-45 мин.

Всего: 8 часов

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Организационно-диагностическое
Цель: прояснить в процессе беседы особенности и стили воспитания, взаимодействия с ребенком в семье, трудности и возможные запросы каждой пары,

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ
Тема: «Знакомство»
1. Представление ведущих (тренеров)
Цель: знакомство участников c ведущими, созда¬ние доброжелательной атмосферы.
Ведущие в нескольких словах рассказывают o себе и показывают небольшой мяч или мягкую игрушку, объяс¬няют, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч (игрушку). Если y детей или взрослых есть вопросы, связанные c ходом занятий, тренер мо¬жет ответить на них.
2. Знакомство участников друг c другом
Цель: знакомство друг c другом, развитие комму¬никативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях.
Группа делится на две подгруппы: детей и взрослых. Дети остаются в кругу c одним тренером, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют еще один круг c другим тренером.
Взрослые решают вопрос o том, как их будут назы¬вать дети в ходе занятий. Тренер может предложить следующие варианты:
- называть родителей по имени-отчеству;
- по именам;
- неформальные обращения, например: «тетя Таня» или «папа Сережи» и пр.
Могут быть предложены и другие варианты - по ус¬мотрению группы.
B это время дети садятся в круг, тренер передает по кругу мяч, и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя. Далее в зависимости от активности детей может быть либо повторено это же задание, либо каждый ре¬бенок, называя свое имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей.
Если после этого дети недостаточно хорошо запом¬нили имена друг друга, можно дополнительно предло¬жить один из следующих вариантов игры-знакомства: «Как тебя зовут?» Каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнилили забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.
«Кто я?»
Выбирается водящий, который встает спиной к группе и считает до трех. B это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и называет имя каждого. После того как дети хорошо запомнили имена друг друга, тренер приглашает взрослых присоединиться к ним, образуется один большой круг. Взрослые называ¬ют свои имена и вместе c детьми повторяют либо игру «Как тебя зовут?», либо «Кто я?».

З. Упражнение «На тренинге можно... на тренинге нельзя...»
Цель: обучение родителей составлению правил и ограничений вместе c ребенком. Для данного упражнения понадобятся ручки или ка¬рандаши и бумага (чистые листы бумаги либо заранее заготовленные бланки).
Участники сидят в кругу.
Тренер спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли и что будут делать? Далее тренер объяс¬няет,что их встречи будут называться «тренинг», что на тренинг люди обычно приходят для того, чтобы об¬щаться друг с другом и поучиться чему-нибудь новому. Ho, чтобы тренинг был интересным для всех, необходи¬мо выполнять определенные правила, которые обычно составляются тренерами и участниками. Надо приду¬мать три пункта, что можно делать на тренинге, и один - чего делать нельзя.
Тренер может раздать родителям заготовленные блан¬ки (образец такого бланка приводится ниже) и прочитать первое правило: «На тренинге можно смеяться, гово¬рить все, что ты хочешь, вставать c места, на тренинге нельзя перебивать других». Далее упражнение прохо¬дит в семейных диадах (родитель - рёбенок). Каждый родитель составляет со своим ребенком правило по при¬веденному выше образцу, организуя рабочее простран¬ство удобным для них образом (можно поставить стулья в любом уютном месте, сесть на ковер, на стол и т.д. ).
Оба тренера наблюдают за работой участников и в случае необходимости помогают взрослому наладить работу внутри диоды. Например, если мама предъяв¬ляет к ребенку слишком высoкие требования, застав¬ляя его делать то, к чему он Физиологически еще не готов, можно тихонько объяснить ей, что это нормально, если ребенок поработает две-три минуты, потом пробежит из одного конца помещения в другой и вер¬нется назaд.
После того как правила составлены, все участники возвращаются в круг и по очереди их читают. Затем тренер, опираясь на правила, составленные участника¬ми, делает обобщение o том, что можно, a что нельзя делать на тренинге.

4. Игра «Я умею…»
Цель: знакомство участников друг c другом, повы¬шение самооценки и статуса детей.
Все участники встают в круг. Ведущий (тренер) вы¬ходит на середину круга и говорит: «Я умею хоро¬шо....» - называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из сто¬ящим в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...» Если никто из присутствующим не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»
После ведущего все участники по желанию могут вы¬ходить на середину круга и заявлять o своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.
Рекомендации ведущему: как правило, дети c СДВГ сами выходят в круг (иногда не соблюдая оче¬редности). Ho бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется,гогда инициативу могут взять на некоторое время взрослые.
На первых этапам игры чаще всего и дети, и взрос¬лые называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобили».Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень достойным качеств и поступков вклю¬чать такие нравственные понятия, как «Я умею хранитьсекреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» и др.
Проведение этой игры помогает установить в груп¬пе позитивную эмоциональную атмосферу, изначаль¬но принять каждого участника как успешного чело¬века, что особенна важно при общении c детьми c СДВГ.
Желательно, чтобы во время игры один из тренеров сидел за кругом и записывал имена участников и на¬званные ими умения. После проведения игры этот тре¬нер обсуждает c родителями стратегии участников, ко¬торые были выявлены. Очень важно проследить, к чему стремился каждый ребенок, какая потребность была для него ведущей: оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты (тогда он называл качество или действие, которым вряд ли кто-то, кроме него, мог похвастаться) или стать частью общей группы, найти единомышлен¬ников (тогда он заведомо называл то, что свойственно многим участникам).
B это время второй тренер проводит c детьми экс¬курсию по помещению, объясняя им назначение опре¬деленных зон (зона для занятий, игровая зона, уголок уединения и др.),
5. Упражнение-дискуссия «Жетоны»
Цель: повышение уровня мотивации участия в тре¬нинге детей, обучение родителей спо¬собам управления поведением ребенка.Участники тренинга сидят в кругу. Тренер зaдает во¬просы: Каких людей, по вашему мнению, можно на¬звать дружными? Кто такие дружные люди? Чго они делают,чтобы быть дружными?
После короткой дискуссии тренер говорит o том, что сегодня и на всех последующих встречах будет прово¬диться необычный конкурс, в ходе которого будут вы¬явлены все дружные команды «мама – ребенок». Кон¬курс будет проводиться так: после выполнения некото¬рых упражнений дружным семейным диадам будут вы¬даваться жетоны. B последний день жетоны можно будет обменять на приз.
Тренер может заранее обсудить c родителями воз¬можные варианты награждения.
6. Обсуждение итогов занятия
Цель: обсуждение стратегий взаимодействия с деть¬ми.
Обсуждение каждый раз проводится дважды.Первый раз со всеми участниками, второй раз-только со взрослыми.Сначала участники тренинга со6ираются в круг.Тре¬нер просит обсудить внутри диады, что больше всего понравилось на тренинге, что - меньше всего и что бы они хотели делать на следующем занятии. На об¬суждение в диадах тренер выделяет несколько минут, затем просит по очереди выступить одного предста¬вителя на каждой диады. После всех выступлений тре¬нер подводит итог. «Любимыми играми и упражнения¬ми сегодня стали... меньше всего группе понравилась игра.… На следующем занятии большинство участни¬ков хотели бы...»
После этого детям предлагается по играть под наблю¬дением одного из тренеров (это может быт как кол¬лективная игра, в которую вовлечен каждый ребенок, так и свободная - в специально отведеннoм безопас¬ном уголке). B это время взрослые делятся друг c дру¬гом имеющимся и приобретенным в ходе тренинга опы¬том, зaдают вопросы тренеру и пр. B качестве домаш¬него зaдания тренер предлагает использовать техники взаимодействия c ребенком, c которыми участники по¬знакомились на тренинге.

3АНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
Тема: « Общение с ребенком»
1. Приветствие
Цель: вспомнить имена всех участников занятий.
Перед началом упражнения группа сaдится в круг и тренер объясняет участникам, как они будугприветстео¬вать друг друга. Для этого всем нaдо встать и начать ходить в свободном направлении по комнате, здорова¬ясь c каждым участником группы за руку и произнося слова: «3дравствуй, Сережа» или «3дравствуйте,тетя аня!». Если кто-то из участников забудет чье-нибудь имя, прежде чем поздороваться, он может спросить: «Как тебя (вас) зовут? Или «Напомни, пожалуйста, свое имя». Обязательно надо поздороваться c каждым и каждого назвать по имени.
2. Упражнение «Умельцы»
Цель: продолжение знакомства участников, форми¬рование внимательного отношения к окружающим лю¬дям,развигие внимания, памяти.
Вариант 1. Ведущий говорит: « среди нас сегодня есть участники, которые очень хорошо умеют делать многое в жизни. Сейчас я буду называть действия, а вы - уча¬стника, котoрый этo умеет делать. Ho прежде чем на¬звать имя, нужна быстро поднять руку и попросить y меня мяч».
Вариант 2. Проводится аналогично варианту 1, но ведущий называет не действие или качество, а имя. Участики вспоминают, что этот конкретный человек умеет делать. Этот вариант является более сложным, потому что, как правило, каждый ребенок или взрослый на преды¬дущем занятии выходил в круг 3-4 раза (иногда и бо¬лее).
Вариант 3. Ведущий называет качество или действие и просит встать (похлопать в ладоши, подпрыгнугь, при¬сесть всех , кто считает, что это относится к нему. При¬ чем присоединиться может любой, даже тот, кто на про¬шлом занятии не признался в данном умении.
Этот вариант помогает обьединить группу,поскольку участники видят, как много y них общих умений и качеств.

3. Игра « Подпрыгни, пожалуйста»
Цель: развитие внимания в слуховой модальности.
Перед началом игры все участники встают в круг. Тре¬нер просит детей назвать «волшебные» или вежливые слова. Эго « спаси6о» и «пожалуйста». Далее тренер сообщает участникам. что он будет просить их выпол¬нить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если тренер попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если тренер забудет сказать «волшебное» слово команду выполнять не надо. Например. «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняюткоманду), «А теперь хлопните в ладоши три разa» (ко¬манда не выпопняется)¬. 3атем тренер просит кого-то из участников побыть в роли ведущего.
4. Упражнение «цветик-семицветик»
Цель: обучение навыкам взаимопонимания, верба¬лизации своих мыслей и чувств.
Каждая диада получает цветок c семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для отве¬тов. Прежде чем участники приступят к работе, тренер собирает всех в кругу и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собствен¬ном примере. Затем упражнение проходит в диадах.
Взрослый и ребенок по очереди завершают предложе¬ния. Если ответы в диадах решено давать письменно,можно взять лепестки домой и попросить других чле¬нов семьи продолжить предложения. Ответы на вопрос должны быть краткими.
Варианты незаконченных предложений на лепестках могут быть следующими:
- Я радуюсь, когда...
- Мне весело, когда....
- Я волнуюсь, когда....
- Я огорчаюсь, когда…
- Мне хочется плакать, когда...
- Я люблю, когда....
- Я хочу, чтобы ты...
После окончания упражнения представители диад делят¬ся своими впечатлениями в свободной форме, по желанию могут рассказать, что их удивило в ответе партнера.
5. Обсуждение Проводится по аналогии c предыдущим занятием.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Тема: «Развитие внимания»
1. Приветствие
Цель: Формирование положительного настроя на за¬нятие.
Участники ходят по аудитории и здороваются друг c другом за руку. По сигналу колокольчика
все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы.
2. Игра «Послушай тишину»
Цель: развитие внимания в слуховой модальности. По первому сигналу колокольчика, данному тренером, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кри¬чать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходит кругом. По третьему сигналу участники возвращаются в свои диады и обсуждают, что они ус¬лышали. Игру можно повторить несколько раз. Обсудить сначала в диадах, что было услышано се¬мейной парой, потом один представитель диады рас¬сказывает об этом группе.
3. Игра по желанию участников
Цель: создание хорошего настроения, активизация участников группы.
Тренер спрашивает y участников, в какую игру они хотели бы поиграть. Выбирается игра, в которую хочет играть большинство. B конце занятия перед обсужде¬нием тренер дает участникам домашнее зaдание: придумать веселую игру.
4. Упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка"( палочки)
Цель: развитие внимания и кратковременной памя¬ти в слуховой модальности.
Для данного упражнения понадобится несколько на¬боров картинок (по числу семейных диад). Каждый на¬бор содержит по 12-15 картинок. На картинках изображены либо контуры простых предметов, либо геомет¬рические фигуры. Причем одно и то же изображение должно повторяться три раза, при этом меняется толь¬ко цвет. Например, набор может содержать три треугольника:желтый,красный и эеленый, три квадрата,три круга и три звездочки соответствующин цветов. Другой возможный вариант: три контура домиков, три контура флажков, три контура самолетов разных цветов и др. Картинки раскладываются на столах изображением вверх. Столы стоят в одну линию, причем у каждой ди¬ады свой стол. Участники тренинга сидят в другом конце помещения (кaждaя диада напротив своего стола.)
Взрослый подходит к столу, знакомится c картинка¬ми, затем возвращается к ребенку и просит его: «При¬неси мне, пожалуйста, зеленый квадрат. Ребенок бе¬жит к столу и приносит картинку. Если ребенок выпол¬нил задание верно, его очередь просить взрослого при¬нести задуманную им картинку. Если упражнение стано¬вится легким, его можно усложнить. Взрослый просит ребенка принести две картинки, например зеленый квад¬рат и красный круг. Когда наступает очередь взрослого идти за картинкой, он намеренно приносит неверный вариант, например - вместо красного круга красный тре¬угольник, таким образом, снова проверяя внимание ре¬бенка. Если ребенок не заметит ошибку взрослого, тот спрашивает его: «Все правильно? Я не помню, ты про-сил принести красный круг или треугольник?»
Данное упражнение легко проводить в неформальной обстановке. В любой момент можно сказать ребен¬ку: «Принеси, пожалуйста, из своей комнаты красный карандаш и зеленую ручку». После небольшой трени¬ровки признаки можно усложнить: цвет заменить фор¬мой, количеством и другими признаками. Когда ребенок сможет безошибочно вы¬полнять дaнные поручения, упражнение снова можно усложнить за счет увеличения количества задaний и признаков: «Положи,пожалуйста, эту ручку в ящик ,при¬неси из ящика почтовую марку и наклей ее на конверт, a я пока позвоню бабушке.
Упражнение «Палочки» предусматривает работу диады. Родитель и ребенок поворачиваются спинами друг к другу и кто-то один выкладывает перед собой рисунок из палочек и должен объяснить другому что он сделал. В результате сравнения полученных изображений формируем вывод о том, как трудно донести до партнера свое видение ситуации и что это самое видение у разных людей может быть полярным. То же саме делает и другой. Каждый должен поиграть в 1 и 2 роли.
5. Обсуждение
B процессе обсуждения важно, чтобы родители осо¬знали и вербализовали мысль o том, что тренировкой внимания и памяти ребенка можно заниматься не толь¬ко в процессе академических занятий, но и в форме игры. Кроме того, тренер может отметить одну из силь-ных сторон детей , проявленную в играх: дети, как правило, очень быстро вникают в правила игры и быстро реагируют на изменяющуюся обстановку. При обсуждении игры «Палочки» отмечаем, что видение и передача информации может сильно искажаться и как важно понимание между родителями и детьми в разных жизненных ситуациях.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ
Тема: «Преодоление импульсивности»
1. Приветствие
Цель: создание положительного рабочего настроения участников.
Каждый участник берет в руки по игрушке, затем все начинают перемещаться по комнате и здороваться при¬мерно следующим образом: «Привет, Сережа, привет, заяц», «Привет, тетя Таня, привет, медведь» и т.д.
Обсуждение.
2. Игра «Кто последний»
Цель: тренировка навыков саморегуляции, внимания.
Ведущий загадывает загадки. Участники, которые зна¬ют ответ, поднимают руку (тот, кто выкрикнул ответ, не подняв предварительно руку, штрафуется: выходит из круга и теряет право отвечать на следующий вопрос). Ведущий же спрашивает того, кто последним поднял руку.
3. Игра «Говори...»
Цель: развитие умения контролировать импульсив¬ные действия.
Тренер говорит: «Я буду задавать вам вопросы, про¬стые и сложные. Hо отвечать на них можно будет толь¬ко тогда, когда я дам команду «говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» Тренер де¬лает паузу. «Говори... Какого цвета занавески в нашей группе? Говори. Какой сегодня день недели? Говори.
Сначала игра проходит в кругу, затем - в диадах. Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и подают сигнал «Говори». Впоследствии родители могут играть c детьми в эту игру дома.
Обсуждение игры проходит в кругу.
4. Игра «Черепахи»
Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.
Участники встают по одну сторону ковра, тренер сто¬ит на другой стороне, напротив. По его команде участ¬ники должны двигаться к нему. Их задача - идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.
B процессе обсуждения дети рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.
5. Обсуждение
Пока взрослые обсуждают проведенное занятие, дети c ведущим могут смастерить по аналогии c дорожным знаком знак «Стоп», который поможет им в дальней¬шем избежать импульсивных поступков. Дети могут носить знак в кармане, и в тот момент, когда им надо остановиться, они могут его достать, посмотреть на него и c достоинством вый¬ти из сложной ситуации.
B качестве домашнего задания тренер просит участ¬ников по возможности зафиксировать удачные случаи применения сделанного ими на занятиях знака.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ
Тема: «Осуществление контроля над активностью»
1. Игра-приветствие
Ведущий перечисляет игры-приветствия, проведен¬ные на предыдущих занятиях, спрашивает участников (и детей, и взрослых), какая из них больше всего по¬нравилась. Затем просит присутствующих придумать еще какие-нибудь способы приветствия. Группа выби¬рает Один-два способа из предложенных, участники здороваются этим способом друг c другом.
Затем ведущий спрашивает детей, помог ли кому-то из них изготовленный на предыдущем занятии знак «Стоп». Дети рассказывают ситуации.
2. Игра «Сделай так»
Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть своим телом.
На столе y взрослого разложены карточки c изображе¬нием человечков, выполняющих различные движения. Тренер показывает участникам карточки и объясняет,
какие действия изображены на каждой из них. 3атем взрос¬лый дaет инструкцию: «По моему сигналу все должны подойти к столу и взять по одной карточке. Я буду считать от одного до десяти, a вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картин¬ке. Например, тот, кто возьмет карточку c сидящей на стуле фигуркой. должен сесть на стул. Кому достанется карточкa c танцующей фигуркой должен танцевать... На счет «десять» все эаканчивают выполнение задания иса¬дятся в круг. Игру можно повторить несколько раз.
Обсуждение.
3. Игры, придуманные участниками группы
Цель: развитие творческого мышления, речи, создание непринужденной творческой атмосферы в группе.
Участники рассказывают правила игр, которые они придумали сами, a группа решает, в какие из них мож¬но поиграть сейчас на занятии, если предложений уча¬стников недостаточно, тренер предлагает приготовлен¬ные им дома варианты игр.
4. Планирование и обсуждение последнего задания
Цель: обучение родителей способам совместного планирования мероприятий c ребенком.
Тренер объявляет группе, что следующее занятие - последнее, и говорит o том, что планировать его будут все вместе. Для этого каждая диада сначала должна обсудить, чем бы она хотела заниматься, a затем вы¬брать одно упражнение или игру, которая устраивает обоих. Игра может быть взята из предыдущих занятий или придумана участниками. После того как диады сде¬лали свой выбор и рассказали o нем в кругу, совместно составляется план следующего занятия. Если поступят какие-то интересные предложения (устроить чаепитие, провести занятие на улице, поиграть в настольную игру, сделать совместную аппликацию, поделку и т. д.), они так¬же обсуждаются в группе.
Обсуждение после проведения этого этапа не тре¬буется.
ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ
Тема: «Работа в команде»
Подведение итогов тренинга.
Проведение занятия по составленному группой на прошлой неделе плану.
Обмен жетонов на призы.
ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ
Завершающее.
Цель: повторная диагностика для сравнения результатов, которые были получены до совместной работы родителя и ребенка.
Используемая литература:
1. «Азбука общения», развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками ( для детей 3-6 лет), Санкт-Петербург 2000г.380 стр.
2. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», Москва, Генезис, 2013, 175 стр.
3.Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Москва, 2005г., 78 стр.
4. Семенака С.И. «Уроки добра» коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Москва , 2005г., 78 стр.
5. «Шпаргалка для взрослых» Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Москва, 200г.,188стр.
6. «Гиперактивный ребенок – это не проблема!» Материалы для работы с детьми дошкольного возраста. Москва , 2012, 102 стр.
7. Элисон Шафер «Правда о том, как быть хорошей мамой» Санкт-Петербург, 2009г., 288 стр.
8. Шмидт В.Р. «Психологическая помощь родителям и детям» тренинговые программы. Москва, 2007г., 255 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА УЧАСТНИКОВ ЗАНЯТИЙ
Три последние строки остались пустыми.Заполните, пожалуйста, их так, как вы считаете нужным.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста Тренинг для родителей школьников. Родительская любовь Дополнительная общеразвивающая программа для детского сада Тренинг для родителей в детском саду. Конспект
Программа психологической подготовки детей к школе | Программа коррекции страхов и тревожных состояний у детей в возрасте 5 - 10 лет
Опубликовано: 3236 дней назад (12 февраля 2016)
Просмотров: 9393
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!