Программа коррекции страхов и тревожных состояний у детей в возрасте 5 - 10 лет
Программа коррекции страхов и тревожных состояний у детей в возрасте 5-14 лет»
Направлена на коррекцию страхов у детей 5-14 лет, снятие или облегчение тревожности; переключение энергии тревоги и страха в конструктивное, творческое русло.Количество занятий (всего) - 18
Количество занятий в неделю – 1
Продолжительность занятия – 5-6 лет- 25 минут; 6-7 – 30 минут 7-14 лет – 35 минут; 10 минут на организационные моменты к каждому занятию.
Возраст – 5-14 лет
Составлен педагогом-психологом – Шавардак А.Д.
Структура программы
Рабочая программа по коррекции и преодолению страхов у детей представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; ожидаемые результаты реализации программы[1].
Программа рассчитана на детей от 5 -14 лет, состоит из 18 занятий продолжительностью от 35 минут до 45 минут.
Пояснительная записка
Психологическая коррекционная работа с состоянием повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Участившиеся обращения родителей к специалистам-психологам, еще раз подтверждают, что страхи, тревожные состояния довольно часты именно в детском возрасте. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, боятся оказаться незащищенным перед физической силой противника и т.д.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу[6].
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Однако следует помнить, что в детстве страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности [2].
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье[3].
Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.
В родительских анкетах на вопрос: “Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-либо?” мамы указывают на…мультфильмы как на один из источников страха. Это и понятно, так как современные мультфильмы заселены вампирами, приведениями, Шреками!
Так же родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому тема преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуальна на настоящий момент.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей: “Как помочь детям в преодолении их страхов?” Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.
Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их [9].
Методология данной психокоррекционной программы основана на реализации принципов психотерапевтического действия ролевой игры, психодрамы, группового обсуждения, художественного выражения проблемы, чтение и обсуждение психотерапевтичеких сказок, повышение самооценки за счет накопления реальных навыков и конструктивного опыта.
Критерием эффективности данной программы будут служить результаты диагностики и их сравнение на входе и выходе из программы[3], устранение выявленных страхов, повышение уверенности в себе, снижение тревожности у детей, отзывы родителей.
Структура программы
Диагностика страхов по А.И.Захарову [3 cтр.115]
Цикл занятий структурирован по темам. Всего 18 тем. Каждая тема содержит две части:
1. «Занятие с психологом» [2]
2. «Занятие с художником, со сказочником»[ 1,5,8,10,11,2]
Психолог работает со страхами ( тревогой) с помощью разнообразных техник (психодрамы, ролевых игр, телесной психотерапии и т.п.), в том числе и с помощью арт-терапии. В данном курсе эти техники являются ведущими, но не единственными. Занятие представляет собой модульный набор упражнений, логически (сценарно) связанный. Это значит, что исходя из возможностей детей (возраста, уровня подготовки и т.п.) психологом используются разное количество упражнений ( от 3-4 до 8-10).
Художник (либо сказочник) добивается кроме терапевтического эффекта от прорисовки страха (либо чтение терапевтической сказки), еще и усвоения ребенком определенной техники изображения.
Цели: коррекция страхов, снятие состояний тревожности.
Задачи: диагностика и отслеживание в динамике текущих состояний, тренировка внимательности, наблюдательности, памяти; переключение энергии тревоги и страха в конструктивное русло, творческое русло, развитие навыков художественного изображения; развитие эмоциональной сферы; фантазии, творческих способностей, развитие сенсититвности и навыков общения; снятие барьеров общения через коррекцию самооценки и повышение уверенности в себе; развитие самоконтроля.
Учебно-тематический план
№ Занятие Часы Время по частям занятия1. «МИР ЖИВОТНЫХ»
Цель: знакомство с детьми, первичная диагностика участников.
Задачи: познакомить детей между собой, найти общую тему для игры и беседы;
-выявить наиболее сильные стороны каждого ребенка и дать ему возможность проявить себя с положительной стороны;
-дать возможность детям отыскать свой первый ресурс.
Модульный набор упражнений:
«Знакомство», «Домашний питомец», «Угадай животное», «Название нашего племени».
«Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Гуси-гуси, вы куда?», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рисунок тотемного животного».
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин
Заключительная – 5-10 мин.
2. «СЕМЬЯ»
Цель: диагностика семейных отношений.
Задачи: - выявление точек тревоги в отношениях с теми или иными членами семьи ( если таковое имеет место);
- формирование у ребенка представление о доме, семье как о чем-то надежном, близком, защищающем;
- представление образца поведения «хорошего члена семьи».
Модульный набор упражнений:
«Семья», «Рисунок семьи».
«Поросята резвятся», «Беседа о домиках поросят», «Разноцветные кубики», «Перерыв на обед», «Как пахнет дом», «Строим надежный дом для семьи», «Новоселье», «Дочки-матери».
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
3. «СТРАХИ»
Цель: выяснение «образа страха».
Задачи: - дать ребенку информацию о данном «образе страха» и научить адекватно реагировать на возникновение пугающей ситуации;
- работа с бессознательным ребенка, результатом которой должно явиться «перекодирование образа страха» в иной, не пугающей образ;
- предоставить ребенку возможность самому сделать шаг к уничтожению страха.
Модульный набор упражнений:
«Чего я боюсь», «Мой страх» «Превращение страхов».
«Изгнание страха», «Страх испарился», игра «Зверь под кроватью», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
4. «СВЕРСТНИКИ И ДРУЗЬЯ»
Цель: дать ребенку бесценный опыт общения с другими людьми.
Задачи: показать детям важность умения налаживать спокойные, дружелюбные контакты с окружающими;
- показать ребенку его возможные ошибки в общении с другими; желательно дать ему возможность посмотреть на свое поведение со стороны ( используя видеосъемку);
- показать образцы «правильного поведения»;
- научить ребенка самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций;
- научить ребенка отстаивать свои интересы перед сверстниками, проявлять настойчивость, преодолевать робость (если такие проблемы имеются).
Модульный набор упражнений:
«Красивая страна Племени», «Куклы учатся быть вежливыми».
«Ручеек», «Ладошки», «Большое заселение народов», «Дарим подарки».
Занятие с художником ( сказочником
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
5. «СКАЗКИ»
Цель: развитие у детей фантазии, творческого мышления и приобретение ими навыка «управления» сюжетом, персонажем сказки.
Задачи: выявление любимых сказок и персонажей,;
- расширение представлений детей о роли персонажей, об их возможностях, «отмена» представления о неизменности характера персонажа;
- развитие умения «оказывать помощь» персонажу, воздействовать на него, а реальности – развитие навыка управления своими чувствами и страхами;
- развитие способности создавать новые сюжеты и новых героев.
Модульный набор упражнений:
«Знакомые сказки», «Превращение людоеда».
«Дракончик», «Рисование сказочных масок и антуража»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
6. «ШКОЛА»
Цель: выявить основную причину тревоги, связанную со школой, и дать ребенку уверенность, что проблема разрешима.
Задачи: определить степень дезадаптации и тревожности, связанных со школой;
- дать ребенку опыт наблюдения за школьным процессом «со стороны», сместить «точку зрения», дать опыт освоения иных ролей;
- показать пути творческого самовыражения в рамках школы;
- дать коммуникативные навыки, необходимые в школе.
Модульный набор упражнений:
«Что такое школа», «Утро школьника».
«Собери портфель», «Дорога в школу», «Лучшая обложка», «Найди и исправь ошибку», «Новая школа».
Занятие с художником ( сказочник
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
7. «ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ»
Цель: преобразование тревоги через творчество и в творчество. Неуверен-пробуй!
Задачи: разбудить интерес ребенка к исследованию, разгадыванию, придумыванию;
- показать, что даже знакомые явления могут иметь еще не известные стороны; научить находить это новое, «управлять им»;
- сделать процесс исследования новизны лишенным излишней тревоги;
- дать ребенку опыт достижения результата.
Модульный набор упражнений:
«Угадай, что нарисовано», «Дорисуй».
«Волшебные превращения», «Таинственная рука», «Танец приведений», «Общий пазл», «Живое озеро».
Занятие с художником ( сказочник
Вводная часть – 5 мин
Основная – 25-30 мин
Заключительная – 5-10 мин.
8. «ЛЮДИ ВОКРУГ ТЕБЯ»
Цель: показать безопасность общения для ребенка.
Задачи: получить диагностический материал;
- дать толчок к самостоятельному общению, пусть ребенок получит опыт преодоления себя в наиболее доброжелательной обстановке;
- показать основные механизмы и средства общения;
- дать возможность поэкспериментировать со средствами общения;
- дать опыт конструктивного и позитивного общения, закрепить этот опыт в творчестве.
Модульный набор упражнений:
«Рисунок человека из геометрических фигур», «Автопортрет на зеркале».
«Цветочки по кочкам», «Рисунок «Вальс цветов», «Угадай, кто?», «Шарик-подарок».
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин
Основная – 25-30 мин.
заключительная – 5-10 мин.
9. «ПРОСТРАНСТВО, ДИСТАНЦИЯ И ТЕРРИТОРИЯ»
Цель: вооружить детей знаниями в области личной дистанции.
Задачи: показать действие инстинкта территории, чувства дистанции;
- помочь ребенку ощутить свое личное пространство;
- показать наличие личного пространства у других.
Модульный набор упражнений:
«Просто территория», «Чужие вещи».
«Пустой трамвай», Игра «Король и министры», Игра «Две подружки», «Левая-моя, правая-твоя», «Веселые старты вдвоем», «Составление карты»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин
Заключительная – 5-10 мин.
10. «ПОЗЫ И ЖЕСТЫ»
Цели: показать смысл поз и жестов;
Задачи: -дать навыки использования невербального языка;
- в игровой форме подвести к основам невербальной «подстройки» к собеседнику.
Модульный набор упражнений:
«Встречи на тропе», «Первобытный скульптор».
«В лагере первобытных людей», «Делай как я», «Совместный труд», «Передача жестов по цепочке», «Расколдуй «Сердитого идола», «Знаки на скалах»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
11. «ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ, МИМИКА»
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка.
Задачи: развитие творческого чувства, которое должно перейти с внешних предметов на внутренний мир;
- развитие свободы самовыражения, которое так же переходит с изобразительного творчества в область «Я»;
- приобретение ребенком опыта непривычного, порой абсурдного самовыражения, навыков нонконформизма ( не быть как все, не бояться нарушать);
- развитие навыка понимания мимики человека;
- развитие понимания важности эмоциональной сферы для контакта с окружающими.
Модульный набор упражнений:
«Необычные инструменты», «Разноцветные запахи».
«Танцующие пальцы», «Глаза на кончиках пальцев», «Солнышки», «Маски, маски».
Занятие с художником ( сказочнико
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
12. «РАЗГОВОР, ОБЩЕНИЕ»
Цель: снятие напряжения в процессе вербального общения.
Задачи: переведение вербального общения в плоскость эксперимента и игры, демонстрация конкретных техник реагирования в разговоре ( скажи нет, помирись, извинись, утешь, пожалей, попроси правильно и др.) тренировка навыка публичного выступления, ответа у доски, получение детьми навыков конструктивного общения.
Модульный набор упражнений:
«Речь- это важно, но еще не все», «Знакомство кротов».
«Мышка плохо слышит», «Объясни-ка!», «Кто в домике живет?», «Рисунки на ткани», «Болтунишки»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
13. «НОЧЬ»
Цель: снятие напряжения и страхов , возникающих у детей относительно сна.
Задачи: получение новой информации о сущности ночи;
- проработка страшных образов сна, если такие имеются;
- нахождение ночного ресурса, тотема;
-овладение некоторыми навыками ориентировки.
Модульный набор упражнений:
«Для чего нужна ночь?», «Рисунок сна»
« Угадай, откуда звук», «Кто спит, кто не спит», «Совы и мыши», «Кошки- мышки по-старинному», «Ночной рисунок»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 ми
Заключительная – 5-10 мин.
14. «ТЕМНОТА»
Цель: перевод творческой энергии «дорисовки по темному фону» в приемлемое, обогащающее малыша русло, дающее ему больше информации, знания , уверенности и радости.
Задачи: снятие страха перед ограничением зрительной информации;
- приобретение способности изображать страхи;
- приобретение способности рассказывать о страхе;
- приобретение способности доводить страх до уровня творческого произведения;
- приобретение ребенком опыта трансформирования страха, перевода его в игровую форму.
Модульный набор упражнений:
«Что такое темнота», «Я- сова».
«Что это?»,»Кошки-мышки», «Смелый художник», «Игра в жмурки».
Занятие с художником ( сказочником
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
15. «ГЕРОИ»
Цель: освоение ребенком внешних, ролевых и личностных свойств героя для получения им дополнительного ресурса.
Задачи: «нахождение» подходящего героя и выделение его наиболее позитивных и привлекательных черт;
Освоение ребенком навыков отождествления, переносам позитивных свойств героя на самого себя ( в игровой форме);
- приобретение навыка «общения» с героем;
- получение опыта перевоплощения в другую личность, для младших детей – развитие навыков ролевых и сюжетных игр;
- освоение «технологии» создания нового героя.
Модульный набор упражнений:
«Найди героя», «Кто это».
«Трудный переход», «Прыжок с парашютом», «Спасение принцессы», «Портрет героя».
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
16.
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Цель: проработка реальных тревожных впечатлений ребенка.
Задачи: расширение информированности ребенка;
- дать опыт принятия самостоятельного решения, умения обосновывать это решение;
- в безопасных условиях проиграть возможные варианты тревожащей ситуации;
- научить элементарным методам регуляции эмоционального состояния;
- научить работать в команде.
Модульный набор упражнений:
«Самые яркие впечатления», «Пора в дорогу».
«Один дома», «Звуки тишины», «Шумный поезд», «Новое жилище», «Поиск клада».
занятие с художником ( сказочником) Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
17.
«ГОРОД»
Цель: моделирование ситуаций, которые помогут современному ребенку жить в современном городе.
Задачи: выяснение пугающих факторов города;
- развитие навыков вхождения в контакт с посторонними;
- развитие навыков обращение за помощью;
- совершенствование ориентации в городе.
Модульный набор упражнений:
«Где чье окно?», «Прогулка во дворе».
«Новоселье»,«Машины и пешеходы», «Красный, желтый, зеленый», «Карта города», «Строительство», «Городская сказка».
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 мин.
18.
«ПРАЗДНИК»
Цель: прояснение причин настороженности на празднике ( если таковая имеется);
Задачи:- перекодировка в позитивном контексте;
- приобретение детьми опыта подготовки и организации праздника, если они позитивно воспринимают праздник и не испытывают в связи с ним дискомфорта.
Модульный набор упражнений:
«Праздник – это…», «Праздничные флажки»
«Праздничный пир», «Большая выставка», «Пошумелки»
Занятие с художником ( сказочником)
Вводная часть – 5 мин.
Основная – 25-30 мин.
Заключительная – 5-10 минИспользуемая литература:
1. Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом: сказкотерапия для дошкольников», методическое пособие, Москва «Глобус», 2007г., 189 стр.
2. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Тренинг «Преодоление страхов у детей» Арефьева Т.А., Галкина Н.И./Психотерапия, Москва - 2009г.270 стр.
3. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей», Санкт-Петербург , 2000г.
4. «Психологические тесты» под ред. А.А.Карелина, Москва, 1999г., 248стр.
5. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии», сборник сказок, игр и терапевтических программ.
6. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции». Москва, 2007г., 175 стр.
7. Семенова З.Ф., Семенова С.В. «Психологические рисуночные тесты», Санкт-Петербург 2000г.
8. Стишенок И.В. «Из гусеницы в бабочку». Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе, Москва 2013г., 360 стр.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога» 2 часть, Москва, 1998г. 476 стр.
10. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».
11. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души». Терапевтические сказки, 167 стр.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстников
0 Голосов: 0 |
Комментарии (3)
|
Спасибо большое! Очень полезный материал |
|
Пожалуйста! Рада,что сможете применить в своей работе! |
|
Здраствуйте! А можно более подробно рассказать об упражнениях, нигде не могу найти. например страшилки с огорода, название нашего племени и т.п. |