Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Обучение дошкольников рассказыванию

Методические рекомендации по теме «Обучение дошкольников рассказыванию по памяти»
Цель: Познакомить и обратить внимание воспитателей и родителей на необходимость обучению дошкольников рассказыванию по памяти.
Данная методическая рекомендация предназначена для воспитателей и родителей воспитанников. Описание: рекомендации данной статьи необходимо учитывать при выборе методов и приемов развития связной речи и обучению дошкольников рассказыванию.

Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы – из общего, коллективного опыта, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах.(2) Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах, играх, рисунках об увиденном, пережитом.
В подготовительной к школе группе находят место и темы общего характера, требующие обобщение опыта, моральных суждений. Материал для рассказывания должен быть полезным в воспитательном отношении.
Для успешного проведения занятия большое значение имеет эмоциональный настрой детей. Нужно в образной форме напомнить детям воспринятое им раннее. С этой целью педагог может детям задать вопросы, предложить небольшой рассказ, а также наглядный материал.
Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям, т.е. составить план. Для этого можно использовать разные картинки, которые помогут вспомнить пережитое. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям. Приучать детей не повторять сказанного и не забегать вперед. Материал для рассказывания должен полезным в воспитательном отношении.
Переписка детей под руководством воспитателя – важное средство нравственного и умственного воспитания. Составление письма – это необходимость достоверного, понятного, краткого рассказа о своем опыте. Текст коллективного письма должен представлять собой большой, развернутый рассказ детей об их жизни, составленный по частям. Педагог, записывая текст, предупреждает детей, что нужно хорошо обдумывать предложения. Он знакомит детей с традиционными правилами построения письма. Также можно составить и звуковые письма. В дальнейшем педагог может помочь некоторым детям в оформлении индивидуальных писем.(4)
Другая категория детских рассказов по памяти – из индивидуального опыта ребенка. Ребенку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию педагога. А рассказывать он должен наиболее понятно, обстоятельно, т.к. описываемый предмет или событие слушателям не известны. Труднее руководить такой деятельностью и педагогу, потому что он не знает точного содержания предстоящего рассказа, не всегда может поправить или дополнить ответ. Для воспитателя такие рассказы – показатель интересов, представлений ребенка.
Рассказывание из личного опыта требует большой помощи воспитателя. На первых занятиях педагог может использовать рассказ-образец. Содержание образца может быть и вымышленным. Главное, чтобы он натолкнул ребенка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников.
Закреплять умение рассказывать по памяти можно при помощи дидактических игр. Это игры-загадки: «Угадай, что за зверь», «Угадай, кто (что) это»; также «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает», «Где был Петя», «Похож – не похож», «Отгадай-ка»(3). Основное правило в этих играх – не называя предмета, который задуман, описать его по главным (существенным) признакам.
Литература:
1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224с.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – Мозаика-синтез, 2015. – 112с.
3. Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с.
4. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. – Дошкольное воспитание. – 2011. - №9. – 28-34с.

Рекомендуем посмотреть:

Речевое развитие дошкольников Стихи для развития речи дошкольников Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной к школе группы
Опубликовано: 2867 дней назад (23 мая 2016)
Просмотров: 2528
+3
Голосов: 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!