Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе. Конспект
«Фольклор Воронежской губернии». Тематическое музыкальное занятие для подготовительных групп (6-7 лет).
Данный материал может быть использован музыкальными руководителями, воспитателями и педагогами дополнительного образования в детских садах и развивающих центрах.Цель: Познакомить детей с традициями, национальной культурой Воронежского края. Задачи: Закреплять уже известный литературный и музыкальный материал. Расширять знания о родном городе, обогащать словарный запас: эскадра, император, сорочка, кушак.
Развивать чувство ритма, учить детей петь протяжным, легким, звонким звуком. Пробуждать интерес к народным обычаям и традициям. Воспитывать бережное отношение к произведениям русской народной культуры, прививать любовь к русской народной музыке.
Материал: Фотографии Воронежского хора, цветные иллюстрации русских народных костюмов. Русский народный костюм XVIII века.
Атрибуты: Самобытные шумовые инструменты, музыкальные инструменты, ложки деревянные.
Оборудование: Декорация деревенской избы: печь, чугунок, ухват, лавки. Двор крестьянский: плетень с кувшином, колодец, пеньки, береза.
Методическое обеспечение: Музыкальный материал: русская народная песня «Метелица»; попевка «Ой Мороз»; закличка «Мороз-Мороз»; частушки; танец с ложками; песня «Под Воронежем у нас»; песня «Моя Россия» муз. Г. Струве.
Литературный материал: Стихи Никитина И. С., Кольцова А.В.; аудиозаписи: хор Воронежский, частушки М. Мордасовой.
Предварительная работа: Рассматривание фотобуклетов о Воронеже, слушание русских народных песен, разучивание хороводов, попевок, частушек, игра на шумовых инструментах.
Ход занятия.
Дети входят под спокойную русскую народную музыку. Музыкальное приветствие педагога. Дети в кругу протевают «Здрав-ствуй-те!»Педагог: Кто пишет стихи? / Поэты/ Картины? /Художники/ Музыку? /Композиторы/.
Когда не знаем, кто сочинил музыку, кто написал ту или иную песню - такую мелодию называют? /Русская народная/. Все что наш народ придумал, создал бережно нам передано, а именно-
Дети: Песни, игры, хороводы, сказки, пляски, частушки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Педагог: Сейчас мы исполним русскую народную попевку «Ой сердит мороз». Наша задача четко проговаривать слова одновременно, без музыки и исполнять движения в соответствии с текстом: А) 1 раз без движения - говорком тихо; Б) 2 раз с движением громко
Потешка-логоритмика «Ой, сердит мороз»
Педагог:В продолжении зимней темы мы вспомним русский народный хоровод «Метелица» - осанка, поем легким звуком, руки на поясе.Хоровод «Метелица»
/Сели на стулья./Педагог: (осанка) Занятие посвящено нашему городу. Мы уже знакомились с его историей. Именно в нашем городе родились сыновья строки «Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя назвать материю» Старинный, красивый город Воронеж. При слове Воронеж слышится древнее, вечно волнующее «О русская земля!». Официально нашему городу - 422 года, но истоки его истории уходят в еще более древние былинные времена.
Ребенок:На виду у всей большой державы
В стороне разбуженной, степной.
Ты стоишь наш город величавый Наш Воронеж светлый и родной.
Пусть звенит на всю Россию слово
О судьбе прославленной твоей
Дал ты ей Никитина, Кольцова
Дал эскадры первых кораблей.
Педагог: На холме у речки синей
В заревой далекий год
Посреди степной России
Ты морской построил флот. О ком эти стихи /Петре I/.
Петр I много сделал для развития нашего края. Народ помнит умельца Петра. Что мог сам делать Петр I?
Дети: Шил сапоги, искусно владел столярным и плотницким инструментом, сам спроектировал корабль на 58 пушек. Командовал Российским флотом.
Педагог: История Российского флота начинается с города Воронежа. В 1868 г. Петр I подписал указ.
/Воспитатель читает/.
С тех пор наша Родина Россия по праву гордится своим славным легендарным флотом. А мы славим свою любимую Родину и поем ей песню.
«Моя Россия» /все поют с запевалами стоя, даю указания по исполнению петь протяжным высоким звуком/
Педагог: /предлагает перейти в деревенскую хату/ . Все сели на лавки. В избе тепло? /Т.к. печь/. В зимние, долгие вечера устраивали посиделки. А мы с вами побеседуем.
В старину каждый месяц имел несколько названий. Сейчас февраль, как этот месяц назывался в старину?
Дети: Ветродуй, снежень, лютый, вьюговей, сретенье /с объяснением/.
Педагог: Расскажите, ребята, пословицы и приметы.
Дети: 1. У дня больше света, у ночи меньше стужи.
2. Покров не лето, а сретенье не зима.
3. Солнце не лето, зима не мороз.
4. Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
Педагог: У русского народа много закличек про зиму, весну. Давайте возьмем шумовые инструменты и исполним попевку.
«Мороз» - поем под шумовые инструменты
/дети себе подыгрывают/На зимних посиделках любили хороводы водить, петь, да плясать. И мы сейчас спляшем наш танец с ложками расписными - деревянными. Наши ложки знает целый мир, наши ложки нынче сувенир!
Танец
/дети останавливаются кругом, воспитатель собирает ложки/Педагог: А теперь настало время про Воронеж поэтический поговорить. Назовите мне поэтов, которые на весь мир прославили нашу Воронежскую землю, песенную истинно-русскую.
Дети: Кольцов Алексей Васильевич, Никитин Иван Саввич.
Педагог: Мой край простором знаменит
И хлеба ворохами, мой край Воронежский
Мой край Воронежский гремит чудесными стихами.
Дети: 1. Под большим шатром голубых небес Вижу даль степи, зеленится. И на гранях их выше темных туч Цепи гор стоят великанами
2. «Утро» Никитин И.С.
Звезды меркнут и гаснут в огне облака Белый пар по лугам расстилается По зеркальной воде по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.
3. Дремлет чуткий камыш, тишь безлюдье вокруг Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая
/Под музыку садятся/
Педагог: Одно из видных мест в Воронежского фольклоре принадлежало сказке. Кто не знает сказок, записанных Анной Куприяновной Барышниковой. Как ее называли? /бабушка Куприяниха/. Вспомните сказки.
Дети: «Золотой конь», «Иван-дурак», «Капризная невеста», «Правда и кривда».
Педагог: Сказочный репертуар бабушки Куприянихи очень большой. В нем имеются почти все виды русских сказок: фантастические, бытовые, о животных. Около 200 сказок . Сама она была неграмотной, но глубоко чувствовала красоту родного языка. Какую еще Воронежскую сказительницу вы знаете? /Королькова А.Н./ назовите ее сказки
Дети: «Финист - ясный сокол», «Золотой кувшин», «Птичий язык», «Три брата», «Сума дай ума»
Педагог: Русские сказки очень мудрые и интересные. В них всегда побеждает сильный и смелый народный герой, а зло и жадность наказывается. Как начинались и заканчивались сказки? /Ответ детей/.
Воспитатель: Воронежская земля - родина великого художника Крамского, поэта Маршака, известного собирателя народных песен Пятницкого. Воронеж и сегодня в числе самых голосистых и песенных городов.
Педагог: Давайте, ребята, и мы внесем лепту в наш песенный край и споем песню Воронежского поэта А. Сальникова «Под Воронежем у нас». Будем петь хором - одновременно, протяжным, красивым звуком - слушая друг друга.
Песня «Под Воронежем у нас»
Педагог: Именно в Воронеже в суровые военные дни 1942г. был создан Воронежский русский народный хор. Хор много раз выезжал на фронт в боевые части с концертами. На средства артистов хора был построен танк «Русская песня». С тех пор слава коллектива быстро разлетелась по всей стране. Сейчас этот хор называется Государственный Академический Воронежский русский народный хор. Давайте послушаемХор «На Воронежских просторах» - запись.
Педагог: Как звучала песня? /Протяжно, торжественно/ /Показ фото - беседа/Педагог: Репертуар хора составляет шуточные,, протяжные песни, свадебные и частушки. Лучшей частушечницей хора была Мария Мордасова. Нашу народную артистку знали по всей стране. Послушаем в исполнении знаменитой частушечницы русскую народную песню
«Как у наших у ворот».
Песня - запись.
/Беседа по характеру/Песня - запись.
Педагог: А вы любите частушки? Давайте, исполним их с музыкальными инструментами.
Частушки - 4 человека
Педагог: А завершим мы сегодня наше занятие рассказом о национальной одежде. Вы уже знаете, как одевались крестьяне. /Беседа по картинкам/
/Звучит музыка входит в одежде Воронежская крестьянка/
Педагог: А это, ребята, к нам пришла гостья в костюме русской
крестьянки конца XVIII века Воронежской обл.
Сорочка белоснежная узорами расшитая
Воспитатель: Это доброта рук материнских,
Педагог: Сарафан черный
Воспитатель: Это чернозем Воронежский,
Педагог: Дорожка пестрая
Воспитатель: Степь в весеннем цвету,
Педагог: Кокошник высокий, платок цветной
Воспитатель: Красота девичья,
Педагог: Бусы разноцветные
Воспитатель: Это цвет росы на утренней заре,
Педагог: Полоски по подолу
Воспитатель: Река Дон-батюшка.
Воспитатель: Понравился вам мой наряд? /Раздает картинки/
Педагог:На следующем занятии мы устроим выставку из ваших рисунком. Спасибо тебе гостья. Мы все прощаемся. /Под музыку выходят/
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированная НОД по музыке для детского сада. Подготовительная группа Конспект ООД по музыке для детей подготовительной группы Эссе музыкального руководителя ДОУ Конспект НОД по музыкальному развитию детей в подготовительной группеПохожие статьи:
Частушки для детского сада смешные
Ознакомление дошкольников с народными приметами
Музыкальное занятие в старшей группе. Конспект
Музыкально-тематическое занятие по ритму для подготовительной группы детского сада
Сценарий музыкальной гостиной для детей старшей и подготовительной групп ДОУ
← Осенний праздник в старшей группе. Сценарий "Золотая Осень!" | Музыкальное занятие для детей средней группы в детском саду →
Автор: Алла Борисовна Козлова
Опубликовано: 3234 дня назад (15 января 2016)
Просмотров: 3094
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|