Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Ознакомление дошкольников с народными приметами

Значение ознакомления детей с народными приметами

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет — наиболее приемлемая форма экологического образования дошкольников, основанная на самостоятельной исследовательской работе детей, и всегда интересная для них.

Однако богатейшие возможности этого вида деятельности используются не полностью. Так, в одном детском саду на вопрос, что значит примета «Снега много — хлеба много», воспитанник подготовительной к школе группы ответил: «Было много снега, люди не пошли в магазин, и весь хлеб остался в нем. Там было много хлеба». Остальные дети с ним согласились. Даже в тех случаях, когда дошкольники правильно объясняли сущность приметы, они зачастую запоминали только вербальную форму ответа, но не могли увидеть соответствующие явления в реальной жизни.

Из сказанного следует вывод о необходимости усиления практической направленности педагогического процесса в ДОО, чему, в частности, может способствовать организация фенологических наблюдений.

Народные приметы — богатейший кладезь мудрости, накопленный за много веков. Они возникли в далекое время, когда не существовало метеорологии, когда личные наблюдения в природе были единственным источником получения информации, служащей основой для долго- и краткосрочных прогнозов. С не меньшим интересом их изучают и используют в своей практической деятельности современные специалисты.

Материал, представленный ниже, — лишь малая часть известных народных примет. Как же соотнести такой большой объем сведений с ограниченными познавательными возможностями детей 4-6 лет?

В первую очередь необходимо отметить, что дети не должны знать весь материал. Педагог может выбрать из пособия те сведения, которые сочтет нужным, и в таком объеме, который покажется ему целесообразным.

Казалось бы, четкое перечисление нескольких явлений, с которыми следует знакомить детей, в значительной степени облегчило бы жизнь воспитателей. Однако автор не счел возможным пойти таким путем по ряду соображений.

Во-первых, это не будет стимулировать проявление воспитателями личной инициативы, сделает педагогический процесс шаблонным, поскольку во всех детских садах страны в одно и то же время изучалось бы одно и то же явление.

Во-вторых, это не облегчит, а усложнит жизнь воспитателя. Например, в пособии было рекомендовано наблюдать за березой. Если рядом с детским садом нет берез, но растут клены или ивы, воспитатель стоял бы перед дилеммой: разыскивать березы далеко от ДОО или отказаться от наблюдений? Избыточность приведенной в здесь информации позволяет каждому воспитателю выбрать наиболее приемлемые для себя объекты и варианты наблюдения.

В-третьих, объем даваемого детям материала определяется многими факторами: общим направлением деятельности ДОО, его социальным окружением, интересом, который проявляют дети и воспитатель к изучению природных явлений, близостью детей к земле. Поэтому то, что будет избыточным для одного детского коллектива, окажется недостаточным для другого.

Наконец, в-четвертых, наблюдение за природными явлениями просто интересно. Приметы могут оказаться полезными воспитателю не как педагогу, а как обычному человеку, садоводу-огороднику. Всегда приятно, выглянув в пасмурную погоду в окно и увидев, что цветки вьюнка полевого раскрыты, не брать с собой зонт, поскольку дождя не будет. Или, встретив на даче в сентябре пчел, с большой долей вероятности предположить, что тепло продержится еще несколько недель, с осенними работами можно не спешить.

Наблюдая за природными явлениями, каждый ребенок ощущает значимость своей деятельности. Изучая их, дети способны участвовать в очень важном, по-настоящему нужном и полезном деле, которое вполне сопоставимо с достижениями в других областях науки.

Накопление за несколько лет сведений о закономерностях проявления природных процессов на территории детсада может оказать большую помощь в планировании работ на участке и в повседневной жизни.

Среди многообразных задач, которые стоят перед образовательными учреждениями любого уровня, одна из главных — формировать у обучаемых умение рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах объектов и процессов. Наблюдение за явлениями природы служит одним из наиболее эффективных способов достижения указанных целей.

Истинность выводов, сделанных наблюдателем, может быть проверена очень быстро. На это уйдет несколько часов или, в крайнем случае, дней. Возможность проверить правильность своих рассуждений способствует развитию такой важной черты личности, как способность к самоконтролю.

Наблюдение за природными явлениями позволяет углублять знания детей по многим разделам природоведения. Успехи в области физики, химии, астрономии, биологии, экологии, метеорологии позволили вскрыть многие внутренние связи между отдельными процессами, происходящими в окружающем мире. Были установлены причинно-следственные связи многих явлений, хотя, к сожалению, далеко не всех. Иногда связи бывают столь опосредованными и многочленными, что и в наше время с трудом поддаются расшифровке.

Накопление в детском саду сведений о закономерностях проявления природных процессов за несколько лет может оказать большую помощь в планировании работ на участке и в повседневной жизни.

Проверка примет не требует сложного оборудования и финансовых затрат, не таит угрозы для здоровья.

Не следует думать, что приметы должна обязательно сбыться. Суть исследовательской работы как раз и заключается в том, чтобы установить, какие приметы сейчас действуют, а какие — нет.

Воспитанникам не рекомендуется предлагать наблюдения и закономерности, требующие широких обобщений. Их жизненный опыт еще мал, поэтому такие понятия, как «холодная зима», «плодородное лето» им недоступны. Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно давать приметы о погоде, а также те, которые помогают определить сроки наступления того или иного сезона.

Рекомендуется широко использовать различные способы регистрации наблюдаемых явлений.

Долгосрочные приметы

В народе заметили, что отдельные погодные явления часто приурочены к определенным датам. Не следует думать, что они наступят обязательно, но вероятность их проявления в это время довольно высока. Назовем их.

Общие закономерности года

«Зима без трех подзимков не живет». Это значит, что перед зимой бывает три волны похолоданий.

Заморозки

• Лупенские — 5 сентября. «На святого Лупа мороз овсы лупит».

• Покровские — 14 октября.

• Михайловские — 21 ноября.

• Екатерининские — 7 декабря.

Морозы

• Михайловские — 21 ноября. «Со дня Архистратига Михаила зима морозы кует», «До Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет».

• Введенские — 4 декабря. «На Введение толстое ледение», но в то же время: «Введенские морозы зимы не ставят».

• Никольские — 19 декабря. В эго время друг за другом следуют три морозных дня — Варвары, Саввы и Николы —17,18 и 19 декабря соответственно. «На Варвару зима дорогу заварит», «Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует», «Трещит Варюха — береги нос и ухо», «Хвали зиму после Николина дня».

• Спиридоньевские — 25 декабря. «Солнце на лето, зима — на мороз».

• Крещенские — 19 января.

• Федосеевские — 24 января.

• Афанасьевские — 31 января.

• Тимофеевские — 4 февраля.

• Сретенские — 15 февраля.

• Власьевские — 22 февраля.

• Благовещенские — 7 апреля.

Оттепели

• Михайловские грязи. Если 14 ноября (день Козьмы и Демьяна) было морозно, к 21 ноября можно ожидать потепления. «Кузьма закует — Михайла раскует».

• Если 21 ноября было очень холодно, к 19 декабря можно ожидать оттепели. «Михайла закует — Никола раскует».

• Если в ноябре было очень холодно, в начале декабря можно ожидать потепления. «Введение ломает ледение».

• 22 февраля. «Власий сбивает рог с зимы».

• За семь недель до Пасхи. «Великий пост обмочил хвост».

Похолодания весной и летом

• На Благовещение — 7 апреля.

• Когда прилетают зяблики. «Жаворонок является к теплу, а зяблик — к холоду». (Название птицы зяблик произошло от слова «зябнуть».)

• Когда с больших рек лед пошел.

• Когда цветет черемуха (черемуховые холода в середине мая).

• Когда лист на дубе распускается (ориентировочно — в конце мая).

• Отцветают розы — падают холодные росы (конец лета).

Утренние заморозки

• С Благовещения (с 7 апреля) осталось 40 утренников — 40 утренних морозов. В этот день крестьянин брал 40 камешков и, как был утренний мороз, выбрасывал один камешек, смотрел, сколько еще их осталось, сколько еще будет заморозков.

• С Николы (с 22 мая) осталось 12 утренников: коли не весной, то до Семена-дня (14 сентября).

Бабье лето

• Молодое бабье лето — с 28 августа по 11 сентября.

• Старое бабье лето — с Семена-дня (14 сентября) на одну или две недели.

• Не всякое лето дотянет до Федоры (24 сентября).

Ветры

• Тимофеевские метели — 4 февраля («Вихри да метели под февраль полетели»).

• С Евдокии ветры и вихри — 14 марта (Евдокиевские бураны).

• Никольская неделя с ветром (в конце мая).

• Исакий-вихревей (16 августа).

• Мирон-ветрогон (21 августа) пыль по земле гонит.

Прогнозы по сезонам

Народ приметил, что характер лета определяется прошедшей зимой: «Зима лето строит». Лето также влияет на зиму. Отмечены следующие закономерности.

• Зимнее тепло — летний холод.

• Зима морозная — лето будет теплым.

• Если зимой сухо и холодно — летом будет сухо и жарко.

• Зимой вьюги — летом ненастье.

• Снегу много — хлеба много, воды много — травы много.

• Хилая зима живуча (после хилой, «сиротской» зимы весна наступает поздно и не бывает дружной).

• После жаркого и сухого лета ожидали зиму морозную, но малоснежную.

• Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

• После большого урожая ждали зиму морозную. «Хлеба урожай — так зима холодна», «Урожай хлеба бывает перед строгой зимой».

• Перед сиротской зимой-слякотницей и лето обычно бывает бесприютным, и урожай не удается.

• Весна до Благовещения — много морозов впереди.

• Ранняя весна ничего не стоит. (Ранняя весна предвещает много непогожих дней летом; возможны похолодания в конце весны, когда растения тронутся в рост.)

• Поздняя весна не обманет.

• После холодной весны ждали градобойное лето (в такие годы часто бывает град, повреждающий посевы).

Прогнозы по месяцам

• Кузьма закует — Михайла раскует (если к 14 ноября было морозно, к 21 ноября можно ожидать оттепели).

• Михайла закует — Никола раскует (если на 21 ноября было очень холодно, к концу декабря можно ожидать потепления).

• Введение ломает ледение (если в ноябре были морозы, то 4 декабря возможно потепление).

• Холодные январи подряд не повторяются.

• Теплые дни января недобрым отзываются. Бойся январской весны.

• Коли март в январе — бойся января в марте (теплый январь оборачивается холодом, когда у растений начинается сокодвижение).

• Коли земля не промерзла, то и соку не даст.

• Хилая зима живуча.

• Морозная зима — благодать.

• Февраль холодный и сухой — август жаркий.

• Погодливый февраль предвещает засуху.

• Февраль теплый — летом будет много холодных дней.

• Как в феврале аукнется — так осенью и откликнется.

• Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

• Сухой март — к плодородию. «Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай» — урожай и на хлеб, и на крупяные культуры.

• Гром в марте — к плодородию.

• Какова погода 1 апреля, такова и 1 октября. И наоборот.

• Мокрый апрель — хорошая пашня.

• Май холодный — год хлебородный.

• Хорошая погода в начале мая — похолодание в конце месяца.

• Сколько дождей в мае, столько лет быть урожаю.

• Октябрьский гром — зима бесснежная.

• С какого числа в октябре пойдет година, с такого весна откроется в апреле.

• Ноябрь — самый туманный месяц года.

Однако отношение к приметам в народе было совершенно трезвое: «Не по образцам зима и лето бывают, по воле Божьей», «Осень прикажет, а весна придет — свое скажет», «Осень говорит: “Я поля уряжу”, весна говорит: “А я еще погляжу”», «Семь лет зима по лету, семь лет — лето по зиме», «Живет и такой год, что на день семь погод».

Приметные дни

Январь

1 января. Если в этот день небо звездно — к урожаю хлеба и ягод.

6 января — Сочельник. Если иней случится перед Сочельником — хлеб сеют до Петрова дня (до 12 июля), если после — то сеют и после Петра.

7 января — Рождество. Если Рождество совпадет с новолунием — год будет неурожайным.

18 и 19 января — Крещенский вечер и крещение (Богоявление). Если Богоявление под полный месяц, будет большой разлив рек. Если метель — то же случится на масленую. Если небо всюду пасмурно, то всякому хлебу будет род; если пасмурно только на востоке — хорошо уродится рожь, на западе — овес, на юге — просо, на севере — греча. День теплый — хлеб будет густой. В полдень синие облака — к урожаю, ясная и холодная погода — к засушливому лету, к неурожаю, пасмурная и снежная — к урожаю.

23 января — Георгий-летоуказатель. Крестьяне выходили смотреть на сенные стога и хлебные скирды. Если замечали, что на них есть иней, то ждали лета мокрого, если инея нет — сухого.

25 января — Татьяна. Снег на Татьяну — лето дождливое, солнечно — к раннему прилету птиц.

Февраль

1 февраля — Макарьев день. Макарьев день февраль кажет: коли капель — в весну раннюю верь, коли метель — будет метель всю масленую.

2 февраля — Евфимий. Ефимий Великий весну показывает: солнечно — к красной весне, пасмурно — жди поздних метелей.

14 февраля — Трифон. На Трифона звездно — поздняя весна, зима долго продлится.

15 февраля — Сретение. Сретение: зима с летом встретились. Какова встреча, такова и весна будет. «Если в этот день петух напьется — пахарь беды наберется». (Если в этот день будут небольшие лужицы, зима протянется долго.) Бросали палку поперек дороги и наблюдали: коли снег ее заметает, трава будет плохой, скот весной будет страдать от недостатка корма. Капель предвещает урожай пшеницы, ветер — урожай плодовых деревьев.

Март

14 марта — Евдокия-плющиха (плющиха потому, что снег плющится, оседает). Какова Евдокия, таково и лето. Если солнечно и тепло — к хорошему лету («Евдокия ясная — лето прекрасное»), ежели снег — к урожаю, если снег с дождем либо мороз — к лету мокрому и холодному. Теплый южный ветер предвещает лето мокрое, холодный северный — холодное. Если курочка в этот день напьется (если будут лужицы — хотя бы небольшие), то в мае овца наестся (на пастбище будет неплохая трава). С Евдокии начинаются первые капели.

17 марта — Герасим. Герасим-грачевник грачей пригнал (17 марта — средний срок прилета грачей).

Апрель

4 апреля — Василий теплый, капельник. На Василия Парийского земля парит. Если Солнце в кругах — к урожаю.

7 апреля — Благовещение. Благовещение, птиц на волю отпущение. Если до этого дня снег держится на крышах сараев — лежать ему в поле до Егория (до 6 мая). Впереди 40 утренников — 40 утренних морозов. Вёдро (хорошая погода) в Благовещение — к засухе летом и к большим пожарам, гроза — к теплому лету, мокро — к хорошему урожаю.

21 апреля — Родион-ледолом. Если встреча солнца с месяцем добрая — ясный день и хорошее лето, худая — ненастный день и плохое лето.

Май

6 мая — Георгий Победоносец, Георгий храбрый, Юрий (Егорий) весенний, голодный (у крестьян запасы к этому времени обычно заканчивались). На Егория мороз — будет просо и овес. Березовый лист в полушку — будет полно в кадушке. Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев. Коли Егорий с кормом (если к этому дню будет много травы), то осенний Никола будет с мостом (к середине декабря установится санный путь). Кукушка до Егория —- к неурожайному году и падежу скота (для северных регионов). В этот день земля именинница. После Егория осталось 12 утренников (12 утренних морозов).

14 мая — Еремей-запрягальник. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа, коли непогода — всю зиму намаешься. (Это значит, что в период уборки хлеба будет стоять плохая погода.)

22 мая — Никола вешний. Никольская неделя с ветром. Велика милость божия, коли на Николин день дождь пойдет. Осталось 12 утренников (12 утренних морозов) коли не весной, то до Семена-дня (14 сентября).

24мая — Мокий. В день Мокия мокрого мокро — все лето мокро. И наоборот. Восход солнца багряный — лето грозное и пожарное.

27 мая — Сидор. На Сидора отойдут все сиверы (перестанут дуть холодные северные ветры). Если на Сидора сиверко — все лето таково.

31 мая — Федот. Коли на святого Федота дубовый лист развернулся — земля принялась за свой род. (Если дуб покрылся листьями, все растения начали активно расти и развиваться; если же листья на дубе еще мелкие, развитие остальных растений тоже задерживается.)

Июнь

1 и 2 июня. Если два первых дня июня будет лить дождь, то весь месяц будет сухим.

22 июня — Кирилл. На Кирилла — конец весны, начало лета. Земля отдает солнышку всю свою силу. Пик света, пик благоденствия всей природы.

25 июня — Петр Афонский. С Петра Афонского солнышко укорачивает свой ход. Солнце на зиму, лето — на жары.

Июль

10 июля — Самсон. Это имя в переводе с греческого означает «солнечный», следовательно и день должен быть солнечным. Если на Самсона дождь — идти ему до бабьего лета (в другом варианте — идти ему 7 недель).

12 июля — Петров день (знаменитая петровка) обычно характеризуется жарой, светом и сушью. На Петров день солнышко играет. Коли дождь в Петров день — сенокос будет мокрым. На святого Петра дождь — урожай хлеба нехудой, два дождя — хороший, три дождя — богатый.

Август

1 августа — Макрида. Смотрите осень по Макриде: Макрида мокра — и осень мокра, Макрида суха — и осень суха.

2 августа — Илья. На Илью до обеда лето, после обеда — осень. После Ильи погода портится: придет Илья, принесет гнилья. Если в этот день будет дождь, будет мало пожаров, если сухо — много. В Ильин день хоть где-нибудь да загорится.

16 августа — Исакий-вихревей. На Исакия вихри — к крутой зиме. Каков Исакий, таков и октябрь.

17 августа — Анастасия. Какова Анастасия, таков и ноябрь.

18 августа — Евстигней. Каков Евстигней, таков и декабрь.

19 августа — Спас. Каков Второй Спас, таков и январь.

23 августа — Лаврентий. На Лаврентия в полдень смотрят на воду: коли тиха, то и осень будет тихой, а зима без вьюг.

31 августа — Фрол и Лавр. На Фрола и Лавра начало осенним утренникам.

Сентябрь

4 сентября — Фаддей. Коли день Фаддея ясный — еще четыре недели будет тепло.

14 сентября—Симеон-столпник (Семенов день, семен-день). Назван Тепляком, поскольку начинается бабье лето на одну или две недели. Бабье лето ненастно — осень сухая. На Семена ясно — осень ведренная, если грязно, дождь — осень грязная (мокрая). Коли тепло — зима теплая. Ветер с юга — зима гнилая и теплая; ветер из-под солнца — зимой ветры будут преимущественно с севера.

Октябрь

3 октября — Астафий. На Астафия примечай ветер: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру. Тепло и летает паутина — к хорошей осени и нескорому снегу.

8 октября — Сергий. Если первый снег на Сергия — зима установится на Михайлов день (21 ноября).

14 октября — Покров. Часто в этот день бывает внезапное похолодание, появляется ледок на лужицах, небо в облаках; солнце если и выглянет, то вкрадчиво и несмело. Каков Покров, такова и зима: ветер с севера — к холодной зиме, с юга — к теплой, с запада — к снежной. При переменном ветре погода непостоянная.

18 октября. Если в этот день выпадет снег, зима не скоро ляжет.

23 октября — Евлампий. На Евлампия рога месяца кажут в ту

сторону, откуда быть ветрам: кажут на полночь (на север) — быть скорой зиме, снег ляжет по суху, на полдень (на юг) — скорой зимы не жди; будет грязь и слякоть до самой Казанской (4 ноября).

27 октября — Параскева. На Параскеву грязь — четыре недели до зимы.

Ноябрь

4 ноября — Зимняя Казанская. Если небо заплачет — сразу за дождем зима придет.

8 ноября — Дмитрий. Если Дмитриев день по голу пройдет (без снега) — то весна будет теплой, если со снегом — весна будет поздней.

19 ноября — Павел и Варлаам. Если день богат снегом — зима будет снежной.

21 ноября — Михайлов день, день Михаила-архангела. Если до этого дня было холодно — наступят оттепели, если тепло — наступят морозы. На Михайлу морозы — на Николу (19 декабря) оттепель. И наоборот: «Михайла закует — Никола раскует». С Михайлова дня зима становится на ноги.

22 ноября —- Матрена зимняя. Встает зима, которая была убита михайловскими оттепелями. Облачная ненастная погода предсказывает ненастный май, иней — урожай овса, дождь — пшеницы.

25 ноября — Иван Милостивый. Дождь на Ивана Милостивого — стоять оттепелям до Введения (до 4 декабря).

29 ноября — Матвей (Матфей). Если в день апостола Матвея (Матфея) дуют буйные ветры, быть вьюгам и метелям до самого Николы зимнего (до 19 декабря).

Декабрь

4 декабря — Введение. Введение пришло, зиму привело. На Введение толстое ледение. Но в то же время: введенские морозы зимы не ставят; Введение ломает ледение (если до Введения были сильные морозы, наступит оттепель).

9 декабря — Георгий Победоносец, Егорий (Юрий) осенний, холодный. Слушают воду в колодцах первый раз: коли не шелохнется — к теплой зиме, если издает звуки, шумит — к сильным морозам и лютым вьюгам.

13 декабря — Андрей. На Андрея Первозванного слушают воду в колодцах второй раз; тихая вода — хорошая зима, шумная — жди морозов, бурь, метелей.

19 декабря — Никола зимний. Начинаются Никольские морозы. Если на Михайлу было морозно, можно ожидать оттепели. Иней на Николу — к урожаю. Зима без снегу — не быть хлебу. Снег глубок — хлеб хорош. Хвали зиму после Николина дня.

25 декабря — Спиридон-солнцеворот. Зимний солнцеворот: солнце на лето, зима — на мороз. На Спиридона светло, лучисто — ново- годье простоит ясным, хмуро, на деревьях повиснет иней — теплым и пасмурным.

26 декабря. С этого дня наблюдай за погодой в течение 12 дней, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца будущего года. 26 декабря соответствует январю, 27 — февралю, 28 — марту и т.д. до Рождества (7 января), которое покажет погоду в декабре.

Похожие статьи:

Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека

Презентация детского сада для родителей

Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе

Визитная карточка воспитателя детского сада

Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!