Сценарий музыкальной гостиной для детей старшей и подготовительной групп ДОУ
Музыкальные гостиная для старших дошкольников. Сценарий «Полутона в музыке и живописи»
Музыкальный материал:
А. Филиппенко «Про солнышко споем»;
Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» в исполнении С.Я. Лемешева.
Иллюстративный материал:
М. Врубель «Раковина» - репродукция картины;
О. Ренуар «Девушка с веером» - репродукция картины;
Стеклянная капелька-наполнитель;
Морская раковина.
(Дети входят в зал и свободно располагаются на стульчиках.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Каждый день мы с вами можем наблюдать за различными явлениями в природе. Среди природных явлений есть те, за которыми с удовольствием любят наблюдать и взрослые, и дети. Одно из таких явлений вы прекрасно знаете. Но что это, мы узнаем, разгадав наши загадки.
Ребенок:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко –
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он краску для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри! (Радуга.)
Приказало солнце - стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)
(Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить радугу, которую дети наблюдали в небе после дождя, и рассказать, сколько цветов в радуге.
Дети называют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, голубой и фиолетовый (сколько вспомнят).)
Музыкальный руководитель:
Дети, скажите, пожалуйста, а когда вы видели радугу?
(Дети дают различные ответы, но надо подвести их высказывания к тому, что они видели радугу именно после дождя.)
Мы, ребята, можем видеть радугу только после дождя, потому что радуга возникает тогда, когда в воздухе еще много дождевых капелек, а солнышко уже выглянуло из-за тучки и осветило эти капли. Каждая капелька взяла какую-то краску у солнечного лучика, и получается радуга. Иногда получается, что одна капелька может отразить несколько красок, и цвета могут перемешаться. Например, красная может находиться близко от оранжевой или желтой. Помните, вы рисовали заборчик из разноцветных досок, а потом на ваши доски пошел дождик (дети набрызгивали водичку на свой рисунок). Скажите мне, что у вас получилось?
(Дети отвечают, что краски все расплылись.)
Пожалуйста, скажите мне, похож ли был ваш заборчик на радугу?
(Дети отвечают, что рисунок на бумаге действительно чем-то напоминал радугу в небе. Музыкальный руководитель показывает стеклянную капельку.)
Посмотрите, сегодня капелька пришла к нам в гости. Она хочет передать вам привет от солнышка.
(Дети рассматривают капельку. Желательно так показать капельку, чтобы на нее попали или луч солнца, или направленное освещение.)
Дети, я думаю, что солнышку тоже будет приятно услышать наш привет. Какой привет мы можем послать солнышку? Давайте споем ему песенку.
(Исполняется песня А. Филиппенко «Про солнышко споем».)
На нашей земле есть такое место, где радугу можно увидеть не только на небе. Как вы думаете, где еще может быть сразу много- много капелек?
(Дети могут назвать речку, озеро, лужу.)
Да, дети, вы правильно сказали, что капельки живут и в луже, и в пруду, и в озере, и в речке. Как вы думаете, где может быть очень- очень много капелек?
(Ответ детей.)
Правильно, конечно в море, и даже в океане. Лучи солнца проникают во все капельки, которые в море, и окрашивают его обитателей в такие красивые цвета.
(Музыкальный руководитель показывает большую морскую перламутровую раковину. Дети рассматривают раковину. В это время звучит фрагмент (только звучание оркестра) «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на переливы перламутра раковины. В то время, когда дети рассматривают, музыкальный руководитель открывает репродукцию картины М. Врубеля «Раковина».)
Дети, сколько можно видеть раковин в нашем зале?
(Дети обращают внимание на нарисованную раковину. Кто-то из детей может отметить изображенных на картине русалок.)
Да, ребята! Действительно, мы видим здесь русалок - девушек, живущих в глубине моря. Вы видите, что их одежда также переливается всеми цветами радуги, как и сама раковина. Давайте посмотрим, какие же краски украшают одежду русалок и саму раковину?
(Дети называют краски, музыкальный руководитель подводит их внимание к тому, что есть ярковыраженные цвета, а есть и смешанные, нюансированные.)
Дети, мы с вами рассмотрели настоящую морскую раковину и раковину, которую написал замечательный русский художник Михаил Врубель. Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним художником. Его имя Огюст Ренуар. Жил он во Франции. Огюст Ренуар очень любил путешествовать. Он всегда носил с собой краски и кисти, и зарисовывал все, что видел во время своих путешествий. Особенно он любил рисовать у моря. Однажды он увидел девушку, которая держала в руках несколько раковин и обмахивалась ими, так как было жарко. Светило яркое солнце, раковины переливались и сверкали, как драгоценные камни. Огюст Ренуар быстро зарисовал их в свой альбом. Приехав домой, художник на концерте услышал музыку, которая так напомнила ему сверкание раковин на солнце. Закрыв глаза, Огюст Ренуар опять ощутил теплый морской воздух, жаркие лучи солнца и красоту переливающихся раковин.
Вы хотите послушать эту музыку?
(Ответ детей.)
Давайте представим, что мы тоже находимся на том концерте! Закроем глаза и послушаем музыку.
(Звучит фрагмент «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».)
Вам понравилась эта музыка? Правда, она очень красивая? Как зовут тех, кто сочиняет музыку?
(Ответ детей.)
Правильно, музыку сочиняют композиторы. Эта красивая музыка принадлежит русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому- Корсакову. Я с удовольствием послушаю её вместе с вами. Эта музыка называется «Песня индийского гостя», который поет о богатствах страны Индии, из которой он приехал, о красоте драгоценных камней.
(Исполняется «Песня индийского гостя» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко» в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева.)
Я хочу вам показать девушку, которую увидел около моря Огюст Ренуар. Только он написал ее не с раковинами, а с веером, который переливается красками перламутра. Картина так и называется «Девушка с веером».
(Просмотр картины О. Ренуара «Девушка с веером».)
Ну вот, подходит к концу наша беседа. Мы посмотрели с вами, как много можно увидеть в простой капельке воды. Помогает нам в этом наш друг - солнышко. Мы должны с вами радоваться нашей прекрасной природе, которая вдохновляет на создание прекрасных произведений художников и композиторов, писателей и поэтов. Мы должны нежно оберегать и защищать ее. Нам нужно научиться:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
(Уильям Блэйк)
Автор: музыкальный руководитель В.А. Дудникова
Похожие статьи:
Музыкально-тематическое занятие по ритму для подготовительной группы детского сада
Музыкальный праздник в подготовительной группе детского сада. Пушкин и музыка
Музыкальный досуг в подготовительной группе детского сада. Детская музыка Сергея Прокофьева
Праздник музыки в детском саду. Подготовительная группа. Сценарий
Сценарий музыкального досуга в подготовительной группе ДОУ. Музыка Шаинского
Нет комментариев. Ваш будет первым!