Внеклассное мероприятие «Геометрический калейдоскоп», 3 класс
Цель: познакомить со значением слова «геометрия», историей возникновения науки геометрии; формировать навык по различению плоскостных геометрических фигур; развивать внимание, мышление, память, воображение.
Оборудование: коробка с геометрическими фигурами для игры «Узнай фигуру», рисунок кенгуру, выложенного из деталей танграма (см. приложение), танграм у каждого учащегося.
Учитель. Сегодня я предлагаю вашему вниманию «Геометрический калейдоскоп». Что это такое? Узнаете, если переставите местами одинаковые геометрические фигуры. (Рисунок на доске.)
Ответ: журнал
Учитель. «Геометрический калейдоскоп» — так называется придуманный мною детский журнал, на страницах которого собраны разнообразные задания, связанные темой «Геометрия». Вам, конечно же, знакомо слово «геометрия», но знаете ли вы, что оно означает? В буквальном смысле «геометрия» значит «землемерие». В древние времена в Египте людям, жившим на берегах Нила, каждое лето после того, как разольется вода этой реки, а затем снова спадет, приходилось выходить на освобожденные от воды поля с веревками и палками в руках для того, чтобы после наводнения вновь поделить земельные участки, границы которых были размыты. Со временем они научились измерять площади земельных участков. Это было очень важно, ведь от величины участка зависело, какой налог им придется платить.
Ученые древности открыли свойства многих геометрических фигур. Так появилась наука геометрия. Она помогает нам измерять длину, ширину, высоту, периметр, площадь, радиус, диаметр...
Итак, открываем «Геометрический калейдоскоп».
СТРАНИЦА 1 — «Загадалки». На ней помещены загадки о некоторых геометрических линиях и фигурах.
➢ В геометрии с нее все начинается:
Позволено началом у луча ей быть,
Она вершиною угла считается,
Пересечением двух линий ей дано служить. (Точка)
➢ Три угла, три стороны и вершины тоже три. (Треугольник)
➢ У этой фигуры четыре стороны.
Стороны, заметьте,
Все одной длины.
А углы прямые в ней.
Назови ее скорей! (Квадрат)
➢ Есть у него начало, отсутствует конец.
Если угадаешь — будешь молодец! (Луч)
➢ Нет конца и нет начала,
Как ее ни продолжай.
Ты ее за это смело
Бесконечной называй. (Прямая)
➢ Четыре вершины, угла, стороны.
Противоположные стороны подлине равны.
Прямые углы друг на друга глядят.
Этой фигуре квадрат родной брат. (Прямоугольник)
➢ У фигуры этой отсутствуют углы,
Все точки от центра равно удалены. (Окружность)
СТРАНИЦА 2 — «Игралки». На этой странице вас ждет игра под названием «Назови фигуру». Но прежде давайте перечислим все известные вам плоскостные фигуры. (Дети называют, а учитель изображает мелом на доске каждую фигуру. Уточняется понятие многоугольника. Особое внимание уделяется двум, скорее всего, не названным детьми фигурам: параллелограмму и трапеции. Показываются модели этих фигур, выясняются их особенности.)
СПРАВКА. Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны. Трапеция — четырехугольник, две стороны которого параллельны, а две другие непараллельны.
А теперь игра!
Описание игры. Желающему предлагается с закрытыми глазами опустить руку в коробку, в которой находятся фигуры разной геометрической формы, в том числе — параллелограмм и трапеция (по 2—3 каждого вида), вытащить ее и, исследовав наощупь, назвать. Игра повторяется несколько раз.
СТРАНИЦА 3 — «Шифровалки». С помощью геометрических зашифрованы слова. (Рисунок на доске.)
а) Используя названия фигур, прочтите слово — название животного.
Ответ: КРОТ.
б) Выстроив фигуры по количеству углов, прочтите слово — название цветка.
Ответ: ПИОН
в) Какой принцип нужно использовать, чтобы получилось слово – название дерева?
Ответ: ЛИПА. Принцип построения фигур по размеру в порядке увеличения.
г) Расшифруйте слово.
Используйте следующий код:
Ответ: ШИФРОВКА.
СТРАНИЦА 4 — «Продолжалки». Продолжить рады, сохраняя существующую закономерность. (Рисунок на доске.)
Кто сможет в быстром темпе назвать все фигуры, идущие друг за другом?
Как называется данная линия? (Ломаная)
СТРАНИЦА 5 — «Вращалки». Проследите вращение фигур. Нарисуйте, каким будет следующий поворот. (Рисунок на доске.)
СТРАНИЦА 6 — «Объединялки». Объедините рисунки разными способами. Запишите номера рисунков, которые составляют каждую группу, дайте название группе.
Примеры
а) № 1, 3, 4, 5 (не содержащие рисунка фигуры).
б) № 2, 4 (содержащие рисунок фигуры).
в) № 2, 3 (фигуры, не имеющие углов).
г) № 1,4 (четырехугольники).
д) № 1, 5 (изображения, состоящие из трех фигур).
СТРАНИЦА 7 — «Соображалки». Собрать из деталей танграма модель кенгуру. (Учитель вывешивает на доску образец. (См. приложение)
Самостоятельная работа. Проверка.
Учитель. Как называется фигура, из которой выложен хвост кенгуру? (Параллелограмм)
СТРАНИЦА 8 — «Рисовалки». На этой странице можно нарисовать какие-либо предметы, используя только геометрические фигуры. Кто больше?
Самостоятельная работа. Проверка.
Обмен впечатлениями.
Учитель. Подведем итог. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».
Приложение
Похожие статьи:
Внеурочное мероприятие по математике, 3 класс
Внеклассное мероприятие по математике, 2 класс
Математический праздник в начальных классах
Внеклассное мероприятие по математике, 4 класс
Математический КВН, 3 класс. Сценарий