Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Жизнь – это…», 10 класс

Разработка классного часа для учащихся старших классов

Тема классного часа: Жизнь-это...

Цели: помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, многообразном мире людей; пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания, помочь сформировать активную жизненную позицию.

Оформление: 1) таблички для участников: | ! | - готов ответ, | ? | - есть вопрос; 2) афоризмы, мысли великих людей; 3) плакаты: «Жизнь - это...», «Жизнь для себя», «Жизнь для других»; 4) видеозапись фрагментов передачи «Взгляд»; 5) «весы жизни», шарики по количеству детей.

Ход классного часа

Учитель. Что такое жизнь, в чем смысл ее? Мы и собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой.

• Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

• Жизнь - это горение, а в огне что-то сгорает.

• Жизнь - это свет, а свет кого-то слепит.

• Жизнь - это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

• Жизнь. В этом слове немало значений.

• Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

• Жизнь птицы, живущей три весны.

• Жизнь человека. И жизнь страны.

А. Лиханов

Учитель. Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова?

Подумайте и ответьте:

1. Как бы вы сами определили, что такое жизнь?

2. Жизнь и существование - одно и то же ли это? Если нет, то в чем разница?

3. Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна», «Жизнь - долгие, долгие годы». Какое из них наиболее достоверно? Почему? (Ответы учащихся.)

Учитель. Так думаете вы, ученики 11 класса, а вот что говорили о жизни известные мудрецы:

От безбожья до Бога - мгновенье одно

От нуля до итога - мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много - мгновенье одно.

О. Хаям

Можно зачитать или попросить учащихся выбрать те изречения, которые им наиболее близки.

Учитель. Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но, предупреждаю сразу, оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте. (Дети встают, образуют круг.)

Игра «Вырвись из круга»

Учитель. Прошу в середину круга выйти того, кто считает себя человеком, достойным носить это почетное звание. (Желающие входят в круг.)

Теперь вы стоите в центре круга, в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки, выражение их лиц вам пока не ясно.

За пределами круга - жизнь. Ваша задача - выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Но если вы не сделаете этого за одну минуту, то погибнете.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача - выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

Идет игра. В центре круга - все желающие.

Учитель. Как вы поняли, эта игра - прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.

Для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя». Остановимся конкретнее на второй позиции «жизнь для себя».

Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук М. Е. Лит- вак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас - это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу другим. Возлюби ближнего своего, как самого себя - звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя. Что-то подобное мы находим у Пушкина:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный: ничего

Любезней, верно, нет его.

Учитель достает весы. На одной чаше весов написано: «Жизнь для других», на другой - «Жизнь для себя».

Учитель. Ребята, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас? (Ученики кладут на одну из чаш свои шарики, у каждого в руках только один шарик.) В пашем случае многие ребята отдали свои голоса за позицию «жизнь для себя». Весы послужили прекрасной наглядностью. Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют жизненную позицию человека. Теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок, который характеризует человека, живущего для себя.

Условия игры:

Учитель. Выбирается обвиняемый, он садится в центре стола, далее следует рассказ о его поступке. (Каждый учитель может выбрать его самостоятельно.) В данном случае мы выбрали следующую ситуацию: в нашем классе произошло несчастье - одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужна группа крови, которая только у обвиняемого, а он ее категорически отказывается давать. Все остальные учащиеся разбиваются на две группы. Первая группа - обвинители, вторая группа - защитники.

Функции сторон: защитникам нужно найти что-то положительное в этом поступке, а обвинителям - доказать вину обвиняемого. После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать свое отношение к ситуации. Начинают обвинители, продолжают защитники...

Учитель. Смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи - люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед. Можете ли вы назвать именно таких людей, плодами жизни которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на то, что их давно нет?

Ученики приводят примеры: 3. Фрейд, А. Нобель, Ньютон, И. Христос.

Учитель. А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Жизнь - это самое дорогое, что есть у человека. Однако почему же лучшие из лучших, не задумываясь, отдавали ее по собственному желанию? Это матрос Е. Никонов, погибший под пытками фашистов, но не выдавший своих товарищей, В. Талалихин, совершивший первый в истории войн ночной воздушный таран в небе под Москвой, В. Носов, направивший свой самолет на колонну немецкой техники, и многие другие.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пороку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».

Учитель. А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни». Может быть, кто-то из вас переменил свое мнение о двух жизненных позициях? Ребята, у вас есть возможность еще раз определиться.

Закончить наш классный час я хотела бы такими словами:

Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

По мы живем, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

 

Не все пересыхают ручейки.

Не все напевы время уничтожит.

И ручейки умножат мощь реки,

И нашу славу песня приумножит.

Р. Гамзатов

СЛЕДЫ

В лесу ли, в поле или у воды

Читаем мы звериные следы.

Вот лисий след петляет меж ветвей –

Лиса наивна в хитрости своей.

Вот след кабаньих кованых копыт,

А вот и дуб, что кабаном подрыт.

Вот быстрой белки тянется следок.

Вот на сосне медвежьей шерсти клок.

Тут лось лежал, а здесь косой дрожал.

А там ягненка серый волк задрал.

Любой охотник знает наперед,

Что зверь нигде бесследно не пройдет.

Лишь ты, чудак, живешь ни так, ни сяк.

Жизнь для тебя, что ломаный пятак.

Какой же ты оставишь в жизни след?

Ведь без следа и человека нет!

* * *

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

Приложение

ДОРОЖИТЕ СЧАСТЬЕМ, ДОРОЖИТЕ!

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

 

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь, не требуйте второго.

Не гасите время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

 

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

Разве будет это тыщу раз?

 

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

 

Лупит гром из-под небесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Кружит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь в орех величиной!

 

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

 

Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта «прелесть» миновала вас.

 

Пусть бормочут скептики до смерти,

Вы им, желчным скептикам, не верьте –

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам - хоть лопнуть - не найти!

 

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.

 

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

 

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите.

Э. Асадов

Обсуждение:

1. Что такое счастье? Как вы понимаете?

2. Что значит быть счастливым человеком?

3. Как можно найти свое счастье?

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Что такое счастье?

Одни говорят: «Это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья».

 

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

 

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

 

По мнению четвертых, это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

 

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

 

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Э. Асадов

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

- В чем смысл твоей жизни? - меня спросили.

- Где видишь ты счастье свое, скажи?

- В сражениях, - ответил я, - против гнили

И в схватках - добился я - против лжи!

 

По-моему, в каждом земном пороке

Пусть так или сяк, но таится ложь.

Во всем, что бессовестно и жестоко,

Она непременно блестит, как нож.

 

Ведь все, от чего человек терзается,

Все подлости мира, как этажи,

Всегда пренахальнейше возвышаются

На общем фундаменте вечной лжи.

 

И в том я свое назначенье вижу,

Чтоб биться с ней каждым своим стихом,

Сражаясь с цинизма колючим льдом.

С предательством, наглостью, черным злом,

Со всем, что до ярости ненавижу!

 

Еще я хочу, чтоб моя строка,

Могла б, отверзая тупые уши,

Стругать, как рубанком, сухие души

До жизни, до крохотного ростка!

 

Есть люди, что, веря в пустой туман,

Мечтают, чтоб счастье легко и весело

Подсело к ним рядом и ножки свесило,

Мол, вот я, бери и клади в карман!

 

Эх, знать бы им счастье совсем иное,

Когда, задохнувшись от высоты,

Ты людям вдруг сможешь отдать порою

Что-то взволнованное, такое,

В чем слиты и труд, и твои мечты!

 

Есть счастье еще и когда в пути

Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

На выручку кинуться к человеку,

Подставить плечо ему и спасти.

 

И в том моя вера и жизнь моя,

И, в грохоте времени быстротечного,

Добавлю открыто и не тая,

Что счастлив еще в этом мире я

От женской любви и тепла сердечного...

 

Борясь, а не мудрствуя по-пустому,

Всю душу и сердце вложив в строку,

Я полон любви ко всему живому:

К солнцу, деревьям, к щенку любому,

К птице и к каждому лопуху!

 

Не веря ни злым и ни льстивым судьям,

Я верил всегда только в свой народ.

И счастлив от мысли, что нужен людям,

Плевал на бураны и шел вперед.

 

От горя - к победам, сквозь все этапы!

А если летел с крутизны порой,

То падал, как барс - на четыре лапы

И снова вставал и кидался в бой.

 

Вот то, чем живу я и чем владею:

Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.

А жить по-другому и не умею.

Да и конечно же не хочу!

Э. Асадов

ДОБРОТА

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести, -

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

 

В жизни всякое может случиться,

И коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

 

Если ты с любимою в ссоре,

А тоска по ней горяча.

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби сплеча.

 

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

 

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

 

И, чтоб после себя не корить

О том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть.

Злого в мире и так довольно.

 

Но в одном лишь не отступай,

На разрыв иди, на разлуку.

Только подлости не прощай

И предательства не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Э. Асадов

ПРЯМОЙ РАЗГОВОР

Боль свою вы делите с друзьями,

Вас сейчас утешить норовят,

А его последними словами,

Только вы нахмуритесь, бранят.

 

Да и человек ли, в самом деле,

Тот, кто вас, придя, околдовал,

Стал вам близким через две недели,

Месяц с вами прожил и удрал.

 

Вы встречались, дорогая, с дрянью.

Что ж нам толковать о нем сейчас?!

Дрянь не стоит долгого вниманья,

Тут важнее говорить о вас.

 

Вы его любили? Неужели?

Но полшага - разве это путь?!

Сколько вы пудов с ним соли съели?

Как успели в душу заглянуть?!

 

Что вы знали, ведали о нем?

То, что у него есть губы, руки,

Комплимент, цветы, по моде брюки —

Вот и все, пожалуй, в основном?

 

Чтоб там ни шептал он вам при встрече,

Как возможно с гордою душой

Целоваться на четвертый вечер

И в любви признаться на восьмой?!

 

Пусть весна, пускай улыбка глаз...

Но ведь мало, мало две недели!

Вы б сперва хоть разглядеть успели,

Что за руки обнимают вас!

 

Говорите, трудно разобраться,

Если страсть. Допустим, что и так.

Но ведь должен чем-то отличаться

Человек от кошек и дворняг!

 

Но ведь чувства тем и хороши,

Что горят красиво, гордо, смело.

Пусть любовь начнется. Но не с тела,

А с души, вы слышите - с души!

 

Трудно вам. Простите. Понимаю,

Но сейчас вам некого ругать,

Я ведь это не мораль читаю,

Вы умны, и вы должны понять:

 

Чтоб ценили вас, и это так,

Сами цену впредь себе вы знайте.

Будьте горделивы. Не меняйте

Золота на первый же медяк!

Э. Асадов

«ЧУДАЧКА»

Одни называют ее «чудачкой»

И пальцем на лоб - за спиной, тайком.

Другие - «принцессою» и «гордячкой»,

А третьи просто - «синим чулком».

 

Птицы и те попарно летают,

Душа стремится к душе живой.

Ребята подруг из кино провожают,

А эта одна убегает домой.

 

Зимы и весны цепочкой пестрой

Мчатся, бегут за звеном звено...

Подруги, порой невзрачные просто,

Смотришь, замуж вышли давно.

 

Вокруг твердят ей: - Пора решаться,

Мужчины не будут ведь ждать, учти!

Недолго и в девах вот так остаться!

Дело-то катится к тридцати...

 

Неужто не нравился даже никто? –

Посмотрит мечтательными глазами:

- Нравиться - нравились. Ну и что? –

И удивленно пожмет плечами.

 

Какой же любви она ждет, какой?

Ей хочется крикнуть: «Любви - звездопада!

Красивой-красивой! Большой-большой!

А если я в жизни не встречу такой,

Тогда мне совсем никакой не надо!»

Э. Асадов

СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Кто и какой счастливый человек?

Я лично так бы на вопрос ответил:

Счастливец тот, кто получил навек

Две песни - две любви на белом свете.

 

Не надо шуток и «уймитесь, страсти»!

Не двоеженство! Не об этом речь!

Да, две любви. И каждую сберечь –

Как раз и будет настоящим счастьем!

 

Нет, далеко не все и не всегда

Могли б сказать: «Люблю свою работу,

Готов трудиться до седьмого пота

И счастлив от любимого труда!»

 

И я уверен, даже твердо знаю,

Что в этой самой светлой из страстей

Есть что-то от любви к родному краю.

К твоим друзьям и к Родине своей.

 

Но как моря не могут жить без рек,

Как без дождей земля оскудевает,

Так без любви сердечной человек

Духовно в чем-то все же прозябает.

 

Не зря о ней и пишут, и поют,

Не зря о ней так радостно мечтается.

И как ни славен человечий труд,

А нежность все же нежностью останется.

 

Тут ни замен и ни сравнений нет,

Не будем путать двух прекрасных миссий.

Да и народ рождается на свет

Не от ученых формул и трансмиссий.

 

Да, две любви в одном рукопожатье,

Как два крыла, берущие разбег.

Иначе говоря - любовь в квадрате!

И кто обрел их, по моим понятьям,

Счастливейший на свете человек!

Э. Асадов

Похожие статьи:

Классный час для 10 класса. Мир песни

Профилактический классный час, 10 класс

Классные часы в 10 классе. Разработки

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

КВН для 10 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!