Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Учимся говорить так, чтобы тебя поняли», 2 класс

Занятие-тренинг по этикету для младших школьников 2 класса

Цель

— научить детей грамотному общению.

Задачи

Рассмотреть виды общения, особенность телефонных разговоров, определить основные правила грамотного общения.

Методические рекомендации

Занятие проводить в кругу, чтобы ребята видели лица друг друга. В конце занятия каждому раздать карточки с правилами (см. ниже).

Ход мероприятия

Учитель. Общение — важнейшая потребность людей. Сегодня существует огромное множества средств общения. Вы разговариваете по телефону, пишете CMC, отправляете через интернет электронные письма. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы заменить вам живое общение. Согласитесь, что вам интереснее общаться с друзьями лично, и тут единственным помощником остается наш язык.

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Учитель. У человека есть различные потребности: он хочет есть, пить, спать. У него также есть потребность в общении. Как вы считаете, что это такое?

Ребята отвечают.

Учитель. Каждый день, когда вы приходите в школу, то удовлетворяете свою потребность в общении со своими одноклассниками. Каждому из вас приходилось болеть, и из-за простуды вы пропускали занятия и сидели дома. Сначала вы даже радовались, что можете отвлечься от всей будничной суеты: полежать в кровати, посмотреть телевизор, почитать книгу. Но пройдет всего пара часов такого ничегонеделанья, и вы снова захотите в школу, к своим друзьям. Вам есть что рассказать, но выслушать вас некому. Вы бы с удовольствием узнали последние новости в классе, но и рассказать их вам тоже некому. Это и называется потребностью в общении. А ведь общаются между собой не только люди. Птицы и животные, например, тоже способны к общению, однако их язык не понятен людям. Когда им грустно, когда нужна помощь, защита, они всегда издают какие-то звуки, и так общаются между собой. Конечно, человеческое общение — это высшая точка эволюционного развития животного мира, поэтому оно и хранит в себе много правил и тонкостей.

КАКОЕ БЫВАЕТ ОБЩЕНИЕ?

Учитель. Общение бывает 2 видов: прямое и косвенное. Для того, чтобы понять, чем эти виды общения отличаются друг от друга, давайте рассмотрим два примера. Пример первый: один ваш друг пришел к вам в гости и рассказывает о новой компьютерной игре, вы обсуждаете, какая там графика, какие спецэффекты. Вы также обмениваетесь мнениями о других играх, выбираете из них самую лучшую. Пример второй: вы получаете письмо, в котором ваша бабушка сообщает, что скоро приедет к вам в гости. В каком примере показано прямое общение, а в каком — косвенное?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вы с кем-то лично разговариваете, то это прямое общение, а если вы, например, письмо кому-то пишете, то это уже косвенное. Как вы уже поняли, отличие этих двух видов в том, что косвенное происходит посредством чего-то. Но в любом общении есть обстоятельства, которые непременно нужно учитывать. Как вы считаете, что это за обстоятельства?

Ребята отвечают.

Учитель. Это возраст и пол собеседника, статус и его настроение. Нужно обязательно учитывать эти параметры. Никто из вас не будет обращаться к классной руководительнице или какому-то другому учителя, как к своему другу. Вы также не должны шутить над человеком, у которого с самого утра сегодня все не заладилось и поэтому у него очень плохое настроение. Ваши шутки сыграют только против вас. Это обязательно надо учитывать, если вы не хотите поставить в неловкое положение ни себя, ни человека, с которым ведете беседу. Если твой друг чем-то расстроен и хочет с тобой поделиться своим горем, то нужно внимательно следить за своей речью и подбирать слова. В зависимости от того, с кем вы говорите и о чем говорите, нужно использовать соответствующие слова и обороты.

ЖАРГОН

Учитель. Часто ребята используют в своей речи жаргонные слова. Речь, насыщенная такими словами, не красит человека, а лишь говорит о невысокой культуре. Знаете ли вы, что жаргон появился как тайный язык в обосабливавшихся группах общества? Представители некоторых профессий изобретают свои слова, которые понятны только им. Это называется профессиональным жаргоном. Этот язык для них удобный, поскольку большинство слов — это сокращения. Как вы знаете, культурный человек должен избегать употребления таких слов в своей речи. Кроме того, человека не очень красит употребление иностранных словечек. Сегодня их употребление очень широко распространенно даже у взрослых людей. Нужно знать, какие слова уместно употреблять, а какие нет, с кем можно, а с кем — нет. Вы же не станете говорить учителю «хай», так можно поздороваться только со своими друзьями. Кстати, термины тоже не стоит употреблять в повседневном общении. Во-первых, не все могут понять, о чем идет речь. А если хотите как-то выделиться из толпы, старайтесь говорить грамотно. Если человек, уважает своего собеседника, то он будет изъясняться простыми словами, которые понятны им обоим.

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ

Учитель. Как ни старайся избавиться от этих слов, они все равно прикрепляются к нам, как пиявки. Все это происходит оттого, что мы не можем быстро подобрать нужного слова, и, чтобы не было пауз, повторяем «ну, это, щас скажу», «типа», «короче». Они въедаются в нашу речь очень сильно. Часто родители и учителя пытаются насильно заставить детей не использовать эти слова, но все их попытки не увенчиваются успехом. Кажется, что ребенка проще заставить забыть все другие слова, но эти он будет помнить. Как вы считаете, почему эти слова называют паразитами?

Ребята отвечают.

Учитель. Все очень просто: эти слова уничтожают культурный язык, к тому же они делают нашу речь однообразной и глупой. Очень многие из вас даже не замечают, что употребляют их. И в этом заключается еще одна опасность: если вы уже привыкли к тому, что эти слова присутствуют в вашей речи, то вам вдвойне будет сложнее от них избавиться. Ведь эти слова забивают паузы в разговоре. Конечно, лучше бы, чтобы длительных пауз вообще не было, но уж если они есть, то пускай будут, чем их место займут слова-паразиты.

ПРАВИЛЬНЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Учитель. Темп речи — это скорость, с которой мы разговариваем. Некоторые люди говорят очень быстро. Таких еще называют «тараторками». Слишком быструю речь трудно воспринимать на слух, потому что не успеваешь уловить мысль собеседника. Иногда после какого-то события нам не терпится поделиться своими впечатлениями. И вот в такой момент мы превращаемся в «тараторок»: эмоции нас захватывают, и мы перестаем следить за собственной речью. А вот и зря! Именно в таких ситуациях наши мысли убегают далеко вперед, получается так, вы еще не успели закончить одно предложение, но уже начинаете новое. Это весьма распространенная проблема, и заметить ее довольно трудно, поскольку мы-то в голове прокручиваем полное предложение. Мы-то поймем, а наш собеседник — нет. Поэтому слишком быстро говорить не надо.

Медленный тип речи тоже имеет свои недостатки. Он имеет свойство «убаюкивать» собеседника. Затянувшуюся речь не хочется слушать. Она кажется нудной и неинтересной. Даже если нам будут рассказывать о спуске на лодке по горной реке или какую-то другую захватывающую историю. Лучше всего выдерживать средний темп, который позволяет и проследить за своей речью, и сохранить внимание собеседника.

БОГАТЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Учитель. Вам, наверно, приходилось замечать, что некоторые люди не могут правильно выразить свои мысли и постоянно засоряют свою речь словами-паразитами. Известно, что с такими людьми не очень-то интересно разговаривать. Маленький словарный запас говорит об очень невысоком культурном развитии человека. Как вы считаете, как можно повысить свой словарный запас?

Ребята отвечают.

Учитель. Чтобы развить свой словарный запас, нужно как можно больше читать, посещать различные выставки, музеи, общаться с другими людьми — повышать свой культурный уровень. Чем больше человек знает, тем большим он может поделиться с окружающими его людьми. Интересные истории всегда слушаю с удовольствием. Но даже самый классный рассказ могут испортить неправильно употребленные слова. Очень часто вы используете в речи слова, значение которых вы не до конца понимаете. Каждый день вы незаметно для себя усваиваете новые слова: услышали от родителей или прочитали в книге. Откуда — неважно. Если вы услышали слово от кого-то, но не знаете, что оно обозначает, лучше спросите у учителя его значение и правильное произношение. А пока вы его не узнали, то лучше не употребляйте это слово вообще. Да и неправильное ударение может смутить человека, и он вас не поймет.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАШЕЙ РЕЧИ

Учитель. Чтобы действительно овладеть грамотной и красивой речью, нужно очень много работать над ней. Многое мы делаем наобум: не знаем, где ставить ударение в слове — поставим на каком нам нравится; не знаем, как правильно образовать множественную форму — опять же сделаем по своему желанию. Наш язык — очень сложный, поэтому и правил для его изучения существует множество, а сколько из этих правил исключений! Даже те люди, которые занимаются изучением русского языка всю жизнь, иногда могут в чем-то ошибиться. Поэтому никогда не нужно думать, что вам не к чему стремиться и некуда расти. Каждый год происходят какие-то незначительные изменения в правилах произношения и написания, но все же суть остается прежней. Поэтому нужно следить за развитием речи, особенно своей. Кстати, ошибки в чужой речи намного легче заметить. Как вы считаете, нужно ли их исправлять?

Ребята отвечают.

Учитель. Исправлять чужие ошибки вы имеете право только в том случае, если вы услышали их от своего ближнего друга, а указать ему на это вы можете только наедине. От ошибок не застрахован никто. Если вы будете направо и налево исправлять чужие ошибки, то не заметите своих. А обращать внимание необходимо в первую очередь на самих себя.

КАК НАЧАТЬ РАЗГОВОР?

Учитель. За день вы встречаетесь со многими людьми: друзьями, родными, знакомыми. Например, вы просыпаетесь утром и видите своих родных. Вы им говорите: «Доброе утро!» Затем на пути в школу вы встречаете соседскую бабушку, которая гуляет с утра с собачкой. Ее вы тоже приветствуете. Когда вы приходите в школу, вы здороваетесь со своими одноклассниками и учителями. Что общего в этих ситуация?

Ребята отвечают.

Учитель. Самое первое, с чего нужно начать, — это приветствие. Формул приветствия очень много. Например, «Доброе утро! (день, вечер)», «Здравствуй (те)!», «Привет!». После самого приветствия можно добавить: «Как дела?», «Как поживаешь?», «Что нового?», «Как я рад тебя видеть!». Вы обязательно должны поздороваться со своими знакомыми. А как вы считаете, нужно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Ребята отвечают.

Учитель. По правилам этикета вы должны здороваться только с теми незнакомыми людьми, к которым собираетесь обратиться. Например, прежде чем проконсультироваться с продавцом, нужно поздороваться. Также приветствия требуют и другие ситуации: нужно поздороваться с врачом, когда заходите в кабинет, с другими пассажирами в купе, в котором вам предстоит ехать, и в других подобных ситуациях. Вы должны помнить, что на приветствие нужно отвечать всегда. Но, если кто-то отвлекся или задумался о своем и не ответил на ваше приветствие, то не стоит обижаться.

РАЗГОВОР ЗА ЕДОЙ - ЭТО ВОЗМОЖНО?

Учитель. Вы же слышали поговорку «Когда я ем, я глух и нем»? Как вы ее понимаете?

Ребята отвечают.

Учитель. Представьте себе такую ситуацию: вы идете из школы домой, ужасно голодные. По дороге вы купили себе булочку. Идете и спокойно жуете ее. Но вдруг вы увидели впереди себя вашего друга и побежали к нему. Жадно откусывая свою булку, вы кричите: «Привет!», и кусок застревает у вас в горле. Понятно, что вы начинаете просто давиться, а все потому, что нельзя бегать и есть одновременно.

Или другой случай: вы сидите дома за столом, обедаете. Мама приготовила для вас ваш любимый суп. Вы с удовольствием его кушаете и рассказываете о том, что было в школе. Вроде бы нет ничего особенного — обычная ситуация. Но вы стараетесь рассказать как можно больше подробностей, быстро тараторите, пропускаете слова, а другие слова заедаете супом. Крошки от хлеба летят во все стороны — в общем, картина не самая приятная. Как поступить в таком случае: когда и кушать хочется, и рассказать?

Ребята отвечают.

Учитель. Лучше всего сначала съесть свой суп, а за чашкой чая уже спокойно обо всем побеседовать.

ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ОБЕДЫ

Учитель. У вас, наверно, возник вопрос: а как же тогда праздненства, когда большая часть общения происходит за столом? Конечно же, когда вы приходите надень рожденья, то вы действительно большую часть проводите за столом. Но здесь есть некоторые особенности от повседневного обеда. Когда вы садитесь за стол, вы не накидываетесь сразу на еду. Вы прекрасно понимаете, что у вас еще целый вечер, чтобы насладиться различными вкусностями. Поэтому вы вполне можете совмещать и еду, и разговоры. Главное — это не торопиться.

ЕСЛИ ВЫ ПРОСИТЕ О ПОМОЩИ

Учитель. Каждому человеку может понадобиться помощь его друзей. В ситуациях с просьбами нужно быть очень аккуратным, потому что вы просите человека уделить вам его собственное время. Неважно, просите ли вы оказать моральную поддержку: выслушать, посочувствовать или же просите оказать какую-либо услугу. Если у вас случилась какая-то неприятная ситуация и вам необходимо выговориться, то лучше всего обратиться к своим родителям или друзьям. Только нужно помнить, что никому не хочется быть «жилеткой для нытья». Умение слушать дано не каждому, поэтому не стоит постоянно жаловаться на свою жизнь. А теперь давайте рассмотрим такую ситуацию: вы просите своего друга дать вам диск с новым фильмом. Как вы это сделаете?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вы хотите попросить у человека какую-то вещь в свое собственное пользование, то обязательно оговорите тот срок, на который вы можете ее взять. Вернуть вещь владельцу необходимо в срок, конечно, можно и раньше, но ни в коем случае не позже. В противном случае можно считать, что вы украли ее. Вещь нужно возвращать с таком виде, в каком вы ее взяли. Если по какой- то причине вы не сможете вернуть вещь в срок, то обязательно предупредите хозяина об этом. Если он согласится подождать, то можете пользоваться этой вещью еще немного. Если же нет, то верните вещь ее хозяину. Человека, откликнувшегося на вашу просьбу, нужно обязательно поблагодарить. И, конечно, если он вас попросит о помощи, то с вашей стороны нечестно будет ему отказать.

ПРОСИМ О ПОМОЩИ НЕЗНАКОМЦА

Учитель. Представьте себе, что вы должны попросить незнакомого взрослого человека о помощи. Допустим, что вам необходимо найти какое-то здание. Вы просите объяснить его местонахождение первого встретившегося человека. Давайте рассмотрим несколько ситуаций: сначала вы встречаете молодую девушку, которая явно куда-то спешит. Как вы к ней обратитесь, и стоит ли вообще к ней обращаться. Почему?

Ребята отвечают.

Учитель. Теперь рассмотрим другой случай: навстречу вам идет дедушка. Он еле-еле передвигается, опирается на свою палку. Стоит ли к нему подходить и спрашивать. Почему?

Ребята отвечают.

Учитель. В обоих случаях представлены не самые лучшие варианты тех людей, которых можно спрашивать о помощи. Конечно, скорее всего, они вам не откажут, но есть одно «но»: девушка, которая спешит, скорее всего, просто махнет рукой в ту сторону, лишь бы вы от нее отстали. А дедушке и самому не помешала бы помощь. В таких случаях лучше всего обратиться к продавцам в ближайших магазинах. Они точно не откажут. Люди очень часто отказываются даже отвечать и поворачиваться в сторону того человека, который к ним подходит. Если на вас даже не обратили внимание — ничего страшного, просто спросите другого человека. В любом случае, вы должны понимать, что нужно соблюдать спокойствие и оставаться вежливым.

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕКСТУ?

Учитель. Сегодня — телефонное общение очень распространено. Теперь вы можете болтать не только по домашнему телефону, но и в любой момент — по мобильному. Кстати, с просьбами мы чаще всего обращается не лично, а именно по телефону. Например, вы просите своих друзей сказать учителю, что вы заболели. Но, конечно, телефонные разговоры не сводятся только к просьбам, но и они имеют свои правила. Еще до того, как вы взяли трубку и набрали нужный вам номер, вы должны все обдумать: не поздно или не рано вы звоните, как долго вы собираетесь разговаривать, откуда вы звоните. Если вы звоните другу домой, а трубку берет кто-кто из его родителей, как вы себя поведете?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вашего друга не оказалось дома, то нужно обязательно извиниться перед родителями за беспокойство, а если дома, то наслаждайтесь беседой. Как правило, школьники говорят обо всем и легко переключаются с темы на тему. Но иногда получаются подобный разговор.

Разговор разыгрывают 2 ученика:

— Привет. Как дела?

— Привет. Отлично.

— Как выходные провела?

— Я занята, по телефону разговариваю.

— Это ты мне?

— Нет, маме.

— Я вчера такой фильм смотрела интересный. Там такая любовь.

— Ну, разве так можно?

— Как? Фильмы про любовь смотреть?

— Нет, разговор прерывать.

Учитель. Не самый лучший диалог. Обычно его называют «разговором двух глухих». Как вы считаете, почему он получил такой название?

Ребята отвечают.

Учитель. Так обычно называют разговоры тех людей, которые говорят, но не слушают друг друга. Разговор основывается на взаимности: вы и говорите, и слушаете. Нельзя без умолку говорить. Кстати, разговор имеет смысл только тогда, когда действительно есть, что сказать. Иногда телефонные разговоры слишком затягиваются, а завершить его первым никто не хочет. Собеседники просто слушают тишину в трубке, а сами занимаются посторонними делами. Доводить разговор до такого состояния нет никакого смысла. Это пустая трата времени, поэтому, как только все важные темы вы обсудили, то стоит попрощаться со своим другом. Как вы считаете, кто должен первым положить трубку: тот, кто звонил, или тот, кому позвонили?

Ребята отвечают.

Учитель. По правилам этикета длину разговора определяет звонивший, поэтому, как только вы получили нужную вам информацию, поблагодарите человека и больше его не задерживаете. Если позвонили вам, то не бросайте трубку после минуты разговора, но вот если разговор действительно затянулся или у вас нет времени его продолжать, то тогда вы вправе сами попрощаться с собеседником.

НЕ ЗАБУДЬ ПОПРОЩАТЬСЯ

Учитель. Как часто вы забываете попрощаться? А ведь это не менее важно, чем приветствие. Конечно, есть случаи, когда нужно уходить по-английски, т.е. не попрощавшись, а так — это обязательная завершающая часть разговора. «Пока!», «До свидания!», «До скорого!» — это самые распространенные формулы прощания. Все очень просто, нужно только их применять. Прощаться нужно с теми, с кем вы здоровались. Если вы уходите домой, то обязательно попрощайтесь с учителем и одноклассниками. Это элементарная вежливость, но как часто мы ей пренебрегаем. Это правило касается и телефонных разговоров: слова прощания нужно употреблять всегда, нельзя просто так бросать трубку.

Подведение итогов

Учитель. А теперь давайте подведем итог нашему занятию и определим основные правила грамотной речи:

— умение правильно говорить — это большой словарный запас, который позволяет без труда свободно выражать свои мысли и вести приятную беседу со своим собеседником;

— произносить слова с правильным ударением;

— точно употреблять слова в разговоре в зависимости от цели, которые вы ставите;

— не употреблять жаргонные слова;

— помнить о теме беседы, стараться не отвлекаться на посторонние;

— стараться стоить свою речь так, чтобы она была понятной и интересной, а не длинной и утомительной;

— быстро ориентироваться в теме разговора;

— помнить о темпе речи. Он влияет на понимание разговора: слишком быстрый мешает понять мысли, а медленный — рассеивает внимание собеседника.

Похожие статьи:

Внеклассное занятие. Культура общения, 1-2 класс

Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Классный час «Идем в гости», 2 класс

Классный час «Как вести себя на улице», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!