Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Скромность украшает человека», 2 класс

Методическая разработка классного часа на нравственную тематику для младших школьников 2 класса

Цели и задачи

— прививать этические качества личности — скромность, альтруизм, отзывчивость.

Предварительная работа

Разучивание стихов по теме классного часа.

Ход классного часа

Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «Морской кортик»

Учитель. Послушайте рассказ и подумайте, каким качеством характера обладала Светлана.

Светлана давно мечтала остаться дома одна. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алешкой, чтобы никто не мешал — ни мама, ни папа, ни бабушка.

Наконец выдался такой вечер.

Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр.

Светлана осталась дома главной хозяйкой. Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.

— Уж скорей бы ты, Алешка, подрастал! — говорит Светлана, повторяя мамины слова. — Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!

— У-у-у! — отвечал Алешка, словно соглашаясь: «Подрасту, мол! Пойду!»

Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, Света уложила братишку в кровать. Покачала кровать, покачала — уснул Алешка.

Потом Светлана разобрала свою кровать и стала читать.

Сегодня хоть до ночи читать можно — никто не заругает.

Время идет быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого.

Пора ложиться. А то мама и папа сейчас вернутся.

Она обошла еще раз комнату, посмотрела, все ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила:

«А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!»

Светлана подошла к Алешке — спит.

«Я сейчас! Быстро!»

Взяла ведро и побежала во двор.

А во дворе сегодня темно-темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звезд. Только лампочки у подъездов дома еле-еле светятся.

Светлана идет вдоль садика.

Сейчас за угол дома свернуть — и все: там под навесом стоят ящики для мусора.

Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась. Ноги у нее задрожали, по спине пробежал холодок.

Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого-нибудь, но вокруг никого.

А человек лежит ничком и не двигается.

На нем морская форма. Морская фуражка отлетела в сторону. А рядом лежат чемодан и темная шинель.

— Дядя! Дядя! Что с вами? — Светлана нагнулась над моряком.

Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, человек жив.

«Помогите! Человек здесь!» — пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у нее горло перехватило.

И вдруг она сообразила:

— Подождите, я сейчас.,. Только не умирайте!

Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой.

Забыв про все на свете, даже про Алешку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер.

— Скорая помощь, скорая помощь! — кричала она, пока не услышала: «Скорая помощь слушает...».

Только после того, как она назвала адрес и спокойный голос сказал ей «Машина выезжает», Светлана вспомнила про Алешку. К счастью, он спал.

— Смотри, не просыпайся! — прошептала Света и опять побежала во двор.

Человек все так же лежал на земле.

Светлана нагнулась, послушала — дышит человек. Значит, жив.

— Потерпите, потерпите... — прошептала Света. — Сейчас все будет хорошо! Только не умирайте!

«Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может больше? Только бы скорее!»

Прошло еще несколько минут, и наконец, Светлана услышала звук сирены.

«Ну вот! Это она...»

Два ярких луча света врезались в темноту двора, за ними в ворота въехала машина.

— Сюда! Скорее!

Светлана бросилась навстречу машине и стала показывать дорогу. Обогнув садик, машина остановилась. Из нее вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Он нагнулся над моряком.

— Носилки! Скорее! — приказал он, вставая.

Санитар и шофер положили моряка на носилки и поставили их в машину.

— Вещи вот, не забудьте, — сказала Светлана, передавая санитару шинель и фуражку. — Там чемодан еще... Тяжелый...

Санитар подхватил чемодан.

— Он не умрет? — спросила Светлана у доктора.

— Постараемся... Спасибо тебе, — сказал доктор уже из машины. — Поехали!

На следующий день Светлана встретила во дворе Архипова.

Света поздоровалась.

— Здравствуй, — ответил ей Андрей Андреевич.

Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и неразговорчивый.

—- Вы плохо чувствуете себя? — спросила Светлана.

— Нет, я-то ничего, — ответил Андрей Андреевич. — А вот с сыном у меня беда. Приехал вчера в отпуск и не дошел до дома — попал в госпиталь. С сердцем плохо стало.

— С сыном? А что с ним? — спросила Светлана.

— Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что оттуда. А вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли в госпиталь, то не видать бы мне сына... И ведь знаешь, кто спас его? Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его первая заметила и не растерялась, вызвала скорую помощь. Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи ее во что бы то ни стало и передай вот это».

Андрей Андреевич развернул газету. В ней лежал кортик. Настоящий морской кортик!

— Этот кортик сын получил в начале войны в подарок от адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил передать его в подарок той девочке, которая спасла его жизнь. Кстати, ты не слышала, кто эта девочка? — спросил Архипов.

Светлана растерялась.

— Нет, — сказала она сначала, а потом добавила: — Я ничего не сделала... Просто скорую помощь вызвала.

Теперь перед Светланиной кроватью висит боевой кортик. Он принадлежал морскому офицеру Ивану Андреевичу Архипову, а теперь он принадлежит Свете. И если вы возьмете этот кортик в руки, то прочтете на нем надпись: «За находчивость».

Вопросы для обсуждения:

— Что вы можете сказать про Светлану?

— Почему Светлана не призналась, что она помогла морскому офицеру?

— Всегда ли мы получаем награду за хорошие поступки?

Учитель. Скромность украшает человека. Прийти на помощь — это очень хорошее качество, которое называется отзывчивостью.

Чтение стихотворения А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»

Ребенок читает стихотворение.

На бульваре бабушки

Баюкают внучат:

Поют внучатам ладушки,

А малыши кричат.

 

Расплакались две Оленьки,

Им жарко в летний зной,

Андрей в коляске, голенький,

Вопит, как заводной.

 

— Ладушки, ладушки...

Ах, устали бабушки,

Ох, крикунью Ирочку

Нелегко унять.

 

Что ж, опять на выручку

Вовку нужно звать.

 

— Вовка — добрая душа,

Позабавь-ка малыша! —

 

Подошел он к бабушкам,

Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:

— Ладушки, ладушки!

 

Замолчали крикуны,

Так они удивлены:

Распевает ладушки

Мальчик вместо бабушки.

 

Засмеялись сразу оба

Маленькие Оленьки,

И Андрей не хмурит лобик,

А хохочет, голенький.

 

Вовка пляшет на дорожке:

— Ладушки, ладушки!

— Вот какой у нас помощник! —

Радуются бабушки.

 

Говорят ему:

— Спасибо!

Так плясать

Мы не могли бы!

Учитель. Но отзывчивость хороша только тогда, когда ты, сделав доброе дело, не трубишь об этом на весь свет.

Ребенок читает стихотворение.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

 

Этой мерой измерятся

Все земные труды,

Может, вырастишь дерево

На земле Кулунды?

 

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Иль согреешь планету

Плавок мирным трудом?

 

Иль под снежной порошей

Жизнь спасешь ты кому?

Делать людям хорошее —

Хорошеть самому.

Л. Татьяничева

Учитель. Послушайте рассказ М. Зощенко «Бабушкин подарок» и подумайте, можно ли Миньку назвать скромным.

Чтение и обсуждение рассказа

У меня была бабушка. И она очень горячо меня любила.

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзину пирожных. Из всех пирожных она мне позволяла выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестренку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придется.

И от этого сестренка моя Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

В один прекрасный летний день бабушка приехала на дачу. Она приехала на дачу и идет по саду. В одной руке у нее корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке поздороваться. И с грустью увидели, что на этот раз кроме пирожных бабушка нам ничего не принесла.

И тогда моя сестренка Леля сказала бабушке:

— Бабушка, а кроме пирожных ты сегодня нам ничего не принесла?

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла, но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.

И с этими словами бабушка велела протянуть мне руку. И на мою ладонь положила десять новеньких монеток по 10 копеек.

И вот я стою, как дурачок, и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит.

Только у нее глазенки сверкают недобрым огнем.

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх так, что все монетки подпрыгнули на ладони и попали в канаву.

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. Все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие монетки.

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

— Видите, как я правильно поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа: «Если, думает, не мне, так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

Чтобы избежать трепки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком. Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лельку из рогатки, чтобы снять ее с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика рогатку.

И тогда мальчик рассердился на всех нас, и на бабушку в том числе, и издали стрельнул в нее из рогатки.

Бабушка, ахнув, сказала:

— Как вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтобы не иметь подобных историй. Лучше привозите мне моего славного мальчика Миньку. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.

Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестренке несколько монеток, увидев, что у нее ничего нет. И этим он не довел бы свою сестренку до злобы и зависти.

Сидя на своем дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости и хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные!

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду. И все взрослые ушли пить чай на балкон.

Тогда я сказал Леле:

— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошел на балкон и сказал взрослым:

— Все-таки бабушка оказалась права.. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-то хорошее и после этого не будет хвастаться.

И тогда я побежал в сад, нашел свою сестренку и дал ей еще одну монету. И ничего об этом не сказал взрослым. Итого у Лельки стало три монеты, и четвертую монету она нашла в траве, там, где она ударила меня по руке. И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и еще у нее осталось. А к вечеру у нее заболел живот, и Лелька целую-неделю пролежала в кровати.

Вопросы для обсуждения:

— Что вы можете сказать про Миньку?

— А про Лелю?

— Какой был у детей папа? (Справедливый)

— Вы согласны с его словами «сделал что- то хорошее — не хвастайся»?

Подведение итогов

Учитель делает вывод о том, что скромность украшает человека, что лучшей наградой за добрый поступок является самоуважение и уважение окружающих. Человеку, который помогает другим, никогда не откажут в помощи.

Похожие статьи:

Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику

Классный час «Что в имени твоем», 2 класс

Классный час «О хитрости и неблагодарности», 2 класс

Классный час «О дружбе девочек и мальчиков», 2 класс

Конспект нравственного классного часа, 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!