Классный час «О хитрости и неблагодарности», 2 класс
Нравственный классный час для младших школьников
Цели и задачи
— воспитывать такие нравственные качества, как честность, отзывчивость, доброта;
— закрепить представление детей о хитрости и неблагодарности как о негативных качествах.
Предварительная работа
Разучивание стихов, подготовка инсценировок сказок.
Ход классного часа
Учитель. Послушайте сказку В. Даля «Лиса и медведь» и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Лиса и медведь»
Жила-была кума-лиса; надоело лисе на старости самой промышлять, вот и пришла она к медведю и стала проситься в жилички:
— Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.
Медведь согласился. Перешла лиса на житье к медведю и стала осматривать и обнюхивать, где что лежит. Мишенька был с запасом, сам досыта наедался и лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах кадочку с медом, а лиса, что медведь, любит сладкое поесть; лежит она ночью и думает, как бы ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком постукивает да медведя спрашивает:
— Мишенька, никак к нам кто-то стучится?
Прислушался медведь.
— И то, — говорит, — стучат.
— Это, знать, за мной, за старой лекаркой, пришли.
— Ну что ж, — сказал медведь, — иди.
— Ох, куманек, что-то не хочется вставать!
— Ну-ну, ступай, — понукал мишка, — я и дверей не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась она на полку и ну починать кадочку; ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все прибрала, как у медведя было, и воротилась в избу как ни в чем не бывало.
Медведь ее спрашивает:
— Что, кума, далеко ль ходила?
— Близехонько, куманек; звали соседки, ребенок у них захворал.
— Что же, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребенка?
— Верхушечкой, куманек.
— Не слыхал такого имени, — сказал медведь.
— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет!
Медведь уснул, и лиса уснула.
Понравился лисе медок, вот и на другую ночку лежит, хвостом о лавку постукивает:
— Мишенька, никак опять кто-то к нам стучится?
Прислушался медведь и говорит:
— И то, кума, стучат!
— Это, знать, за мной пришли!
— Ну что же, кумушка, иди, — сказал медведь.
— Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!
— Ну-ну, ступай, — понукал медведь, — я дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезая с печи, поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась!
Вскарабкалась на полку, добралась до меду, ела, ела, всю середку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все, как надо, убрала и вернулась в избу.
А медведь спрашивает:
— Далеко ль, кума, ходила?
— Близехонько, куманек. Соседи звали, у них ребенок захворал.
— Что ж, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребенка?
— Середочкой, куманек.
— Не слыхал такого имени, — сказал медведь.
— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! — отвечала лиса.
С тем оба и заснули.
Понравился лисе медок; вот на третью ночь
лежит, хвостиком постукивает да сама медведя спрашивает:
— Мишенька, никак опять к нам кто-то стучится?
Прислушался медведь и говорит:
— И то, кума, стучат.
— Это, знать, за мной пришли.
— Что же, кума, иди, коли зовут, — сказал медведь.
— Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать! Сам видишь — ни одной ночки соснуть не дают!
— Ну, ну, вставай, — понукал медведь, — я и дверей не стану запирать.
Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи и поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, пригнела камешком и все, как надо, убрала. Вернувшись домой, она залезла на печь и свернулась калачиком.
А медведь стал лису спрашивать:
— Далеко ль ходила, кума?
— Близехонько, куманек.
— Что ж, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребенка?
— Последышком, куманек, Последышком, По- тапыч!
— Не слыхал такого имени, — сказал медведь.
— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет!
Медведь заснул, и лиса заснула.
Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось лисе меду — ведь лиса сластена, — вот прикинулась она больной: кахи да кахи, покою не дает медведю, всю ночь кашляла.
— Кумушка, — говорит медведь, — хоть бы чем ни на есть полечилась.
— Ох, куманек, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него добавить, и все как есть рукой сымет.
Встал мишка с полатей и вышел в сени, снял кадку — кадка пуста!
— Куда девался мед? — заревел медведь. - Кума, это твоих рук дело!
Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.
— Кума, кто съел мед?
— Какой мед?
— Да мой, что в кадочке был!
— Коли твой был, так, значит, ты и съел, — отвечала лиса.
— Нет, — сказал медведь, — я его не ел, все про случай берег; это, значит, ты, кума, сшалила?
— Ах ты, обидчик этакий! Зазывал меня, бедную сироту, к себе да хочешь со свету сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто мед съел.
Вот медведь обрадовался и говорит:
— Пожалуйста, кумушка, разведай!
— Ну что ж, ляжем против солнца — у кого мед из живота вытопится, тот его и съел.
Вот легли они, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а лисонька скорее в дом: соскребла последний медок из кадки, вымазала им медведя, а сама, умыв лапки, ну мишеньку будить.
— Вставай, вора нашла! — кричит в ухо медведю.
— Где? — заревел мишка.
— Да вот где, — сказала лиса и показала мишке, что у него все брюхо в меду.
Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу — лапа так и льнет, а лиса его корит:
— Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то из тебя мед вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!
Сказав это, лиска махнула хвостом, только медведь ее и видел.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать о лисе? Какая она?
— Хорошее ли это качество — хитрость?
— Почему?
А вы когда-нибудь хитрили, как Кристофер Робин в стихотворении «Воспаление хитрости»?
Ребенок.
У Кристофер-Робина
Хрипы
И всхлипы!
Его уложили
В кровать,
И в рот заглянули,
И дали пилюли,
И не разрешили
Вставать.
И все ужаснулись:
Из хрипов
И всхлипов
Не вышла бы свинка
И корь!
От всхлипа и хрипа
Недолго до гриппа,
А это
Опасная хворь!
И доктор по хрипам,
И доктор по всхлипам,
И много других
Докторов,
И сам знаменитый
Профессор по гриппам
К нему
Прибежали на зов.
И, встав у постели,
Узнать захотели,
Как именно
Все началось,
И много ли на ночь
Он съел карамели,
И как ему ночью спалось.
И доктор по хрипам,
Сказал, что при хрипах
Больного
Нельзя охлаждать,
А доктор по всхлипам —
Что надо при всхлипах
Больному
Во всем угождать...
Но ясно любому,
Что, если больному
Все-все, что захочет,
Дадут, —
Не будет ни хвори,
Ни свинки,
Ни кори,
И хрипы
И всхлипы
Пройдут.
А Кристофер Робин,
Проснувшись здоровым
На следующий день
Поутру,
Сказал:
«Похворали!
Теперь не пора ли
Другую придумать игру?»
Д. Милн, пер. Б. Заходера
Учитель. Каким другим словом можно заменить слово «хитрость»? (Ложь, вранье.) Хорошо ли быть хитрым? Уважают ли хитрых людей? (Ответы детей.)
Творческая работа «Инсценируем сказку
Учитель. А сейчас мы поработаем в командах.
Задание: каждая команда должна изменить конец сказки так, чтобы хитрость была наказана. Капитан команды читает сказку, затем все участники ее инсценируют.
ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК
Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не шелохнется, лежит себе, как мертвая.
— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке и по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу и сама ушла.
— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу.
- Где?
— Там, на возу, — и рыба, и воротник. Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:
— Ах ты!.. Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего. А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу идет волк:
— Здравствуй, кумушка!
— Здравствуй, куманек!
— Дай мне рыбки!
— Налови сам, да и ешь.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хзост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди дольше, а то не выловишь.
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь. Дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, кумушка!»
А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ей еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы блины пекли, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
— Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек, говорю: битый битого везет.
— Так, кумушка, так!
ЛИСИЧКА И ЛАПОТОК
Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:
— Хозяин, пусти меня ночевать.
Он и говорит:
— Некуда, лисонька! Тесно!
— Да много ли мне нужно места! Я сама на лавку, а хвост под лавку.
Пустили ее ночевать. Она и говорит:
— Положите мой лапоток к вашим курочкам.
Положили, а лисонька ночью встала и забросила свой лапоть. Поутру встают, она и спрашивает свой лапоть, а хозяева говорят:
— Лисонька, ведь он пропал!
— Ну отдайте мне за него курочку.
Взяла курочку, приходит в другой дом и просит, чтобы ее курочку посадили к хозяйским гуськам. Ночью лиса припрятала курочку и получила за нее утром гуська. Приходит в новый дом, просится ночевать и говорит, чтоб ее гуська посадили к барашкам; опять схитрила, взяла за гуська барашка и пошла в другой дом.
Осталась ночевать и посадил а барашка к хозяйским бычкам. Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтоб за него отдали ей бычка...
ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайца — лубяная; пришла весна-красна — у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки:
— Тяф, тяф, тяф! Чего, зайчик, плачешь?
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
— Не плачь, зайчик! — говорят собаки. — Мы ее выгоним.
— Нет, не выгоните!
Подошли они к избенке:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А она им в ответ:
— Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет и плачет. Ему навстречу медведь.
— О чем, зайчик, плачешь?
А зайчик и говорит:
— Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась лиса ко мне и меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик! — говорит медведь. — Я выгоню ее.
— Не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошли гнать:
— Поди, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и ушел...
Подведение итогов
Учитель оценивает инсценировки, поощряет самых активных участников. Лучшая команда награждается.
Учитель. Как вы думаете, в жизни хитрость всегда наказывается? (Ответы детей.)
Правильно, хитрость всегда рано или поздно наказывается. От хитрого человека страдают другие люди, и в результате он остается один. А каким надо быть, чтобы к тебе тянулись люди? (Отзывчивым, добрым, честным.)
Похожие статьи:
Классный час «Скромность украшает человека», 2 класс
Конспект нравственного классного часа, 2 класс
Классный час «Что в имени твоем», 2 класс
Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику
Нет комментариев. Ваш будет первым!