Классный час: Правила приёма гостей, 1 класс
Классный час по этикету для 1 класса
Внеклассное занятие в 1 классе «Приглашаем гостей»
Методические рекомендации. Занятие дает детям представление о правилах приема гостей; развивает мышление, артистические способности, навыки коммуникативного общения, чувство юмора; воспитывает доброжелательность.
Оборудование: игрушки: медвежонок Миша и кукла Маша, воздушный шар.
Учитель. Ребята, кто из вас любит принимать гостей?
Сегодня к нам в гости пришли Маша и Миша. (Показывает игрушки, размещает их на видном месте.) Давайте вместе с ними поучимся принимать гостей по правилам этикета. Для начала — разминка. Если вы согласны с высказыванием, говорите «да», не согласны — «нет».
➢ Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да.)
➢ Вошедший здоровается первым. (Да.)
➢ За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями. (Нет.)
➢ Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да.)
➢ Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставлять в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет.)
➢ За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
➢ Одежда должна быть чистой и опрятной. (Да.)
➢ Подарки, сделанные собственными руками, дарить неприлично. (Нет.)
➢ Приходить в гости следует в точно назначенное время. (Да.)
➢ Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
Попробуйте расшифровать русские пословицы о гостеприимстве:
а) ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД
б) СНАЧАААНАК
ОРМИ, АПОТО
МРАССПРОСИ
Ответы: а) «Доброму гостю хозяин рад»; читаем справа налево;
б) «Сначала накорми, а потом расспроси»; читаем строчками.
Учитель. Ребята, что вы скажете Маше и Мише, приглашая их войти? (Входите, пожалуйста; добро пожаловать; милости просим; очень вам рады.)
О каком человеке говорят: «гостеприимный хозяин»? (О доброжелательном, заботливом, внимательном, отзывчивом.)
Миша и Маша приготовили для вас задание, которое поможет вам оценить свое знание науки гостеприимства. Я буду читать две ситуации, а ваша задача — выбрать одну, на ваш взгляд, правильную.
Ты приглашаешь к себе гостей.
Так предлагает поступать Миша: «За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь названивать друзьям, приглашая их в гости».
Так предлагает поступать Маша: «До дня рождения остается несколько дней. Ты извещаешь своих знакомых, что хочешь видеть их у себя такого-то числа в такое-то время по такому-то радостному поводу. Всех гостей ты приглашаешь одновременно».
Звенит звонок — пришел первый гость.
Так предлагает поступать Маша: «Последний мимолетный взгляд в зеркало. Кажется, все в порядке! Одежда нарядная, но в то же время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открываешь дверь».
Так предлагает поступать Миша: «На тебе — мятая рубашка и замызганные брюки. «Сойдет!» — произносишь ты и, шаркая спадающими с ног шлепанцами, направляешься к двери».
Дверь открыта.
Так предлагает поступать Маша: «На пороге стоит сияющий гость. «Поздравляю! — выпаливает он. — Желаю...» Но конца пожелания ты уже не слышишь, так как несешься на кухню, чтобы вытащить из духовки подгорающий пирог».
Так предлагает поступать Миша: «Добро пожаловать!» — говоришь ты, стараясь смотреть в глаза гостю, а не на его руки. Ведь гость не должен считать, что тебя слишком волнует вопрос о том, чем он тебя порадует, кроме добрых пожеланий!».
Проходи!
Так предлагает поступать Миша: «Буркнув гостю: «Проходи!» — ты поворачиваешься к нему спиной. Гость уныло плетется сзади. В таком же порядке вы входите в комнату. Там уже есть ребята, которые видят твоего гостя в первый раз. Ну и что? Подумаешь, дело! Сами познакомятся! Ты плюхаешься в кресло, оставляя гостя стоять, и как ни в чем не бывало продолжаешь прерванный разговор».
Так предлагает поступать Маша: «Помогаешь гостю раздеться и, пропустив его вперед, направляешься к комнате. «Проходи, пожалуйста!» — говоришь ты гостю: ведь он должен войти в комнату первым. Собравшиеся вопросительно смотрят на вошедшего, как бы спрашивая тебя: «Кто это?» «Познакомьтесь, пожалуйста, это Вова!» — говоришь ты.
Беседы в кругу друзей.
Так предлагает поступать Миша: «Об отсутствующих — только хорошее!» — это рыцарское правило известно всем собравшимся. О чем же говорят воспитанные люди? Можно обсудить книгу или последнюю телепередачу. Можно включить проигрыватель или магнитофон и потанцевать перед угощением. А можно просто послушать хорошую музыку и поиграть».
Так предлагает поступать Маша: «Ты спешишь сообщить друзьям последние семейные новости: мама устроила папе скандал; старший брат поругался со своей женой, и она уехала к родителям. А потом вы все вместе перемываете косточки отсутствующему однокласснику. Это очень удобно, ведь он вас не слышит и не может постоять за себя».
За столом.
Так предлагает поступать Миша: «Сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белоснежной скатерти, которую мама только что выгладила. «Растяпа! — недовольно ворчишь ты, стряхивая со своих брюк чайные брызги. — Мог бы и поаккуратней!»
Так предлагает поступать Маша: «Твой друг передавал кусок торта соседке и уронил его прямо к тебе на колени. Бедняга готов провалиться сквозь землю. «Хорошо, что не весь торт», — шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг. Конечно, брюки придется отдавать в чистку. Но ведь ты помнишь правило: «подлинное воспитание не в том, чтобы самому не сделать ошибок, а в том, чтобы не замечать ошибок других или превращать их в шутку».
Учитель. Если вы пригласили в дом гостей, значит, их нужно развлекать. Музыка, песни, игры, танцы, смех — это признаки веселого праздника.
Один из способов развеселить гостей — предложить им инсценировать смешные истории. Поработаем в группах. (Каждая группа получает карточку с текстом для инсценировки.)
Карточки.
1. — Мама, сегодня в школе я помешал сыграть с учителем дурацкую шутку.
— Очень хорошо. И что же ты сделал?
— Когда Мишка положил на стул учителя кнопку и я увидел, что тот собирается сесть, я выдернул из-под него стул.
2. Приходит сын из школы и говорит своим родителям:
— Не знаю, чем уж вы понравились нашей учительнице, она опять хочет вас видеть.
3. — Я купил тебе велосипед с условием, что ты станешь успевать, а у тебя по-прежнему одни двойки. Что ты делал целую четверть?
— Да учился ездить на велосипеде.
4. — Что тебе больше всего нравится в школе?
— Звонок, перемена и пирожки.
5. Мама дает наставление сыну, идущему в школу первый раз после каникул:
— Смотри, милый, чтобы ты не выпачкал костюм, не разговаривал на уроках, чтобы ты не дрался с товарищем, чтобы ты не таскал за косы девочек, чтобы не ставил клякс в тетрадях и чтобы не носился как угорелый по коридорам.
— Ой, мамочка, а что же я тогда буду делать в школе?
6. — Сколько человек в твоем классе?
— 31 вместе с учительницей.
— Значит, без учительницы будет тридцать. —- Нет, без учительницы в классе никого не будет.
7. — Ну, что вы купили к новому учебному году? — спросила мать, когда сын и отец вошли в дом.
— Мне папа купил портфель, авторучку, дневник, а себе — новый ремень.
Учитель. Хорошим развлечением является отгадывание загадок. А если это еще загадки — с толку сбивалки, то развлечение становится вдвое интереснее!
Загадки — с толку сбивалки
Тук-тук! Тук-тук!
Что за «деревянный» звук?
Этими предметами
Можно съесть и кашку,
А можно поиграть немножко
И развеселить Наташку.
Соседку мы позвали Марфу,
Она в руках держала ... (ложки).
Шла Людмила по дорожке,
Призадумалась немножко,
Заблудилась в лесной чаще,
Начала кричать «Ау!»,
А ворона услыхала
И ответила ... («Кар-р-р!»)
Задремал нечаянно
Под березкой пастушок,
Но коров стеречь поможет
Старый зоркий серый ... (пес).
Летел над лугом в тишине
С острой шпагой и в плаще.
Он пошел на нас в атаку,
Но мы прихлопнули беднягу.
Он издал писклявый стон.
С хобаточком серый ... (комар).
Всем оркестром управляет,
Всё про музыку он знает.
Он включил кондиционер,
Строгий наш ... (дирижер).
Проявляю интерес:
Что спускается с небес
Звездочкой лучистой,
Мягкий и пушистый?
Крепость из него построят,
Пирамиду установят.
«Осторожней!» — слышен клич:
С неба падает ... (снег).
Учитель. Попробуйте предложить гостям игру «Комплименты».
Все игроки становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу воздушный шарик. Как только музыка остановится, то игрок, у которого оказался в руках шарик, должен сделать комплимент тому, от кого он получил шарик. Затем все меняются местами, и игра продолжается. (Примеры комплиментов: «Ты отлично выглядишь!», «Какая у тебя замечательная улыбка!», «Мне так нравится твоя стрижка!», «Тебе очень идет этот костюм!», «Как здорово смотрится твоя заколка!»}
Дети играют.
Учитель. На детском празднике не обойтись без подвижных игр. Предлагаю вам поиграть в «Тропинку».
Игроки выстраиваются в затылок за ведущим змейкой, представляя, что идут по тропинке. Ведущий объявляет о воображаемых препятствиях, которые встречаются на пути, и показывает, как он их преодолевает, остальные игроки повторяют за ним движения. Например, ведущий говорит: «Тропинка вывела нас на болото. Перепрыгиваем через кочки. Идем по лесу. На пути поваленное дерево, переползаем через него. Речка. Переходим по мостику, держась за перила. Холм. Обходим справа. Ров. Идем по дощечке». По хлопку ведущий становится в хвост змейки, а второй в змейке становится ведущим.
Учитель. Маша и Миша покидают нас. Давайте с ними попрощаемся. Что вы скажете им при расставании? («Спасибо, что пришли», «Мы были рады встрече с вами», «Заходите еще», «Всегда рады вас видеть».)
А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Спасибо.
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. Культура общения
Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы
Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы
Татьяна Петровна Медведева
|