Классный час «Правила поведения в школе», 3 класс
Игровой ролевой практикум для учащихся начальной школы «Необычное путешествие по школе, или Как себя вести?»
Цели и задачи классного часа:
• воспитание культуры поведения в общественных местах;
• развитие этических и правовых норм поведения в учебном заведении.
Предварительная работа. Классный руководитель заранее репетирует с одним из мальчиков роль Гарри Плоттера, который будет принимать участие в классном часе в качестве «гостя». Заранее можно условно разделить класс на пять микрогрупп: «экспертов», «правил поведения на уроке», «правил поведения на перемене», «правил поведения в школьной столовой и буфете» и «общих правил по школе». Необходимо подготовить бумагу и ручки для практической работы во второй части классного часа.
Описание классного часа
Удивительная встреча с Гарри Поттером
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по нашей школе (лицею, гимназии). «Что же здесь удивительного?» — могут спросить некоторые из вас. «Ведь мы уже третий (четвертый) год учимся и, кажется, все знаем о нашей школе (лицее, гимназии)».
Можно согласиться с этими ребятами, а можно и поспорить. Вы, наверное, знаете популярного среди подростков главного героя книг Джоанн Роулинг Гарри Поттера.
Помните, в первой книге «Гарри Поттер и философский камень» Гарри Поттер — одиннадцатилетний мальчик, который растет в обычной семье и даже не подозревает, что он настоящий волшебник. Однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри меняется. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства. Естественно, все события в книге вымышленные, но интересно то, что от книги к книге Гарри Поттер постигает новые секреты Школы Чародейства, переходя на новый курс обучения.
Наверное и нам стоит побольше узнать о своем учебном заведении.
Внезапно в класс входит мальчик в костюме Гарри Поттера.
Гарри Поттер: Ой! Где я оказался? Опять меня подвела моя волшебная палочка.
Учитель: Да нет, волшебная палочка на сей раз тебя не подвела и ты попал к ребятам третьего (четвертого) класса (название учебного заведения).
Гарри Поттер: Интересно, давайте знакомиться, ведь я ни разу не был в таких учебных заведениях. Ребята, расскажите мне, что у вас здесь особенного? Какие имеются «тайные комнаты» и происходят ли волшебства?
Учитель: Ну что ж, ребята, расскажем нашему гостю о нашей школе (лицее, гимназии)? Ученики кратко рассказывают об особенностях данного учебного заведения.
Ситуация «Правила поведения в школе»
Гарри Поттер: Я услышал от вас очень много интересного. Но меня заинтересовал один вопрос. Помните, в пятой книге Джоанны Роулинг «Гарри Поттер и Орден Феникса» в нашей школе на стене я увидел объявление следующего содержания:
«По приказу Верховного Инквизитора Хогвардса. Все студенческие организации, общества, команды, группы и клубы впредь расформированы.
Организацией, обществом, командой, группой или клубом считаются регулярные встречи трех и более студентов.
Разрешение на повторное формирование можно получить у Верховного Инквизитора (Профессора Умбриджа).
Никакая студенческая организация, общество, команда, группа или клуб не могут существовать без ведома и одобрения Верховного Инквизитора.
Любой студент, организовавший или принадлежащий к организации, обществу, команде, группе или клубу, неодобренным Верховным Инквизитором, будет немедленно отчислен.
Вышеупомянутое соответствует Образовательному Декрету номер Двадцать Четыре.
Подпись: Долорес Джейн Умбридж, Верховный Инквизитор».
Подобный указ может появиться в школах?
Учитель: Уважаемый Гарри, ребята могут подтвердить, что подобных манифестов в нашей школе не бывает. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В главе II «Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации» говорится:
« <...> Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.
4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. <...>»
Как видишь, уважаемый Гарри Поттер, в нашей стране каждый школьник знает свои права и обязанности. Ребята, расскажите Гарри Поттеру, как называются в нашей школе эти права и обязанности для учеников?
Возможные рассуждения ребят.
Учитель: В каждом учебном заведении администрацией в соответствии с уставом данного образовательного учреждения разрабатываются правила поведения для учащихся. Свод этих правил утверждается на педагогическом совете и законодательно закрепляется приказом директора школы (лицея, гимназии). С первого класса ученики должны знать правила поведения для учащихся и соблюдать их.
Далее учитель может зачитать правила поведения для учащихся данного учебного заведения или использовать приведенный ниже текст.
Правилами для учащихся в общеобразовательной школе (лицее, гимназии) могут быть следующие:
1. Приход в школу:
• Занятия начинаются в 9.00, вход в школу в 8.30.
• Дежурный по школе класс приходит в 8.20.
• Учащиеся должны приходить в школу без опозданий.
• Посещение школы обязательно.
• При заболевании учащегося родители должны поставить в известность классного руководителя и предоставить в школу справку из медицинского учреждения.
• Родителям разрешается оставлять детей дома без предоставления медицинской справки на срок не более 3 дней с последующим осмотром в школьном медицинском кабинете.
• Учащиеся должны иметь при себе дневник.
• Запрещается ходить в школе в верхней одежде и без сменной обуви.
• Внешний вид учащихся должен соответствовать детскому образовательному учреждению: учащиеся должны быть причесанными и иметь деловой стиль одежды — костюм; джемпера, рубашки, блузы — пастельных тонов.
• Во избежание травм запрещается приносить с собой острые, колющие, режущие и другие несоответствующие учебному процессу предметы. Запрещается ходить по школе с распущенными волосами, злоупотреблять косметикой.
2. Поведение в гардеробе:
• Учащиеся переодеваются в холле и только после этого не толкаясь, поочередно вешают свои вещи в гардеробе.
• Учащиеся должны вешать одежду на постоянную вешалку, определенную данному классу.
• Учащиеся не должны трогать, перевешивать одежду и причинять ущерб чужим вещам.
• Запрещается оставлять в карманах верхней одежды деньги, ключи и проездные документы.
• Запрещается пользоваться гардеробом во время уроков.
• Оставленные или забытые в гардеробе вещи рекомендуется передавать дежурному учителю.
• Учитывая коллективное пользование раздевалкой, школа не, несет ответственности за сохранность вещей.
• Учащимся, имеющим дорогую одежду и обувь, рекомендуется пользоваться платным гардеробом.
3. Поведение на уроке:
• Урок начинается по звонку, учащиеся должны быть на своих местах, иметь все необходимое к уроку.
• Дежурные сообщают учителю об отсутствующих учениках.
• Каждый учащийся отвечает за чистоту и сохранность своего рабочего места в кабинете, мастерской.
• При входе учителя учащиеся приветствуют его стоя.
• Запрещается приносить на урок вещи, не предназначенные для учебных занятий, пользоваться сотовым телефоном.
• Во время урока учащиеся должны быть внимательны, не нарушать дисциплину, выполнять требования учителя.
• Выход из класса осуществляется с разрешения учителя после звонка.
• На уроках физической культуры учащийся должен быть в спортивной форме.
• Освобожденные обязаны присутствовать на уроке.
• Запрещается снятие учащихся с уроков без предварительного согласования с директором школы.
4. Поведение на перемене:
• На перемене учащиеся находятся в рекреациях, давая возможность проветрить кабинеты.
• Учащиеся не должны бегать по коридорам и рекреациям школы.
• Учащиеся должны аккуратно и внимательно пользоваться дверьми, не ставить руки в дверные проемы, не баловаться, не хлопать дверьми.
• Переходя с этажа на этаж, учащиеся должны быть предельно осторожными. На лестнице не перегибаться через перила, смотреть себе под ноги, держаться правой стороны.
• Учащиеся должны по требованию учителя или дежурного ученика сообщать свою фамилию, класс.
• Запрещается бегать по лестницам, толкать впереди идущих, дергать детей за рюкзаки, ставить подножки, останавливаться в дверях и проходах, толпиться в вестибюле школы и в столовой.
5. Поведение в столовой:
• Учащиеся посещают столовую согласно графику.
• Учащиеся должны мыть руки перед едой, есть аккуратно, сидя за столом, не разбрасывать еду, косточки, огрызки, не выносить еду из столовой.
• Учащиеся должны убрать за собой грязную посуду.
6. Поведение в туалете:
• При пользовании туалетом учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены, не засорять унитазы предметами личной гигиены.
• Запрещается задерживаться в туалете без надобности.
7. Поведение в кабинетах и классах:
• Необходимо держать в чистоте и порядке закрепленное за классом помещение, ежедневно проводить влажную уборку в присутствии классного руководителя или учителя, ответственного за данный кабинет.
• Запрещается закрываться в классах на ключ, самостоятельно открывать окна.
• Согласно Уставу школы учащиеся несут ответственность (в том числе и материальную) за порчу школьного имущества.
8. Поведение в группе продленного дня (ГПД):
• Учащиеся посещающие группу продленного дня, должны выполнять режим нахождения в ГПД.
• Учащиеся должны постоянно находиться с воспитателем ГПД.
• Уходить домой с родителями или по письменному заявлению родителей, поставив в известность воспитателя.
• Учащиеся обязаны выполнять требования воспитателя ГПД.
9. Уход из школы:
• Выход за пределы школы в течение учебного времени категорически запрещается.
• Ученик младших классов, вынужденный уйти из школы по медицинским показаниям, может уйти только с письменного разрешения и в сопровождении родственников или старшеклассников.
• Категорически запрещается курить в школе и на территории школы.
• Уход учащихся из школы производится организованно в сопровождении учителя (1-8-е классы), ведущего последний урок в этом классе.
• Все родители должны заботиться о воспитании и обучении, посещать родительские собрания, систематически проверять дневники, расписываться в них, быть в курсе всех дел ребенка, принимать активное участие в решении его проблем, вовремя забирать из ГПД.
Гарри Поттер: Да, это интересно, но если меня не удовлетворяют некоторые положения правил для учащихся, как я должен поступить?
Учитель: Как правило, перед утверждением правил поведения для учащихся в учебном заведении текст согласовывается со старшеклассниками, родителями учеников, представителями общественных организаций учителей и учащихся. После утверждения они приобретают силу закона в рамках данного учебного заведения, и соблюдение правил для учащихся является обязанностью каждого ученика. Обычно, правила для учащихся являются традиционными из года в год, поэтому уже к пятому классу ученики хорошо знают все правила поведения в учебном заведении.
Гарри Поттер: И все же, почему так необходимы правила поведения учащихся в школе?
Учитель: Ребята, объясните нашему гостю, почему надо знать и соблюдать правила поведения в школе (лицее, гимназии)? (Возможные выступления учеников.)
Составление правил для учащихся школы Гарри Поттера
Гарри Поттер: Ребята, мне очень понравились ваши правила для учащихся. Так как я волшебник «со стажем», мне хотелось бы ввести в нашей Школе Чародейства и Волшебства подобные правила. Пожалуйста, помогите мне составить правила для учащихся Школы Чародейства и Волшебства.
Учитель: Для того чтобы помочь нашему гостю, я предлагаю создать пять микрогрупп: «эксперты», «правил поведения на уроке», «правил поведения на перемене», «правил поведения в школьной столовой и буфете» и «общих правил по школе».
Группа экспертов в конце практического занятия будет утверждать (отбирать) самые реальные предложения каждой микрогруппы и составит из ваших предложений Правила для учащихся Школы Чародейства и Волшебства. В группу экспертов войду я и наш гость Гарри Поттер.
Последующие группы должны в соответствии со своим назначением составить за 10 минут не менее десяти пунктов правил и затем грамотно представить их группе экспертов.
Далее проходит практическая работа по составлению правил для учащихся. По ее окончании каждая микрогруппа учеников представляет и «защищает» свой свод правил для учащихся. Группа экспертов отбирает самые полезные предложения, соответствующие требованиям Положения об общеобразовательном учреждении, от каждой микрогруппы и составляет общий свод Правил для учащихся Школы Чародейства и Волшебства.
По окончании классного часа классный руководитель благодарит всех учащихся за работу, а ребята прощаются с Гарри Поттером.
После проведения классного часа текст Правил можно оформить в классном уголке.
Похожие статьи:
Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы
Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие
Классный час в 3 классе. Культура общения
Нет комментариев. Ваш будет первым!