Классный час по трудовому воспитанию, 1-2 класс
Конспект внеклассного мероприятия для младших школьников 1 — 2-х классов по трудовому обучению «Труд человека кормит, лень портит»
Цель: показать важность и необходимость трудовой деятельности в жизни человека.
Ведущий
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
1- й чтец
Великая радость — работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета —
Все счастье земли — за трудом.
(В. Брюсов)
2- й чтец
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасет коров,
Бережет сады цветущие!
1-й чтец
Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живет,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая,
Мир и радость вам, живущие.
(Кайсын Кулиев)
Ведущий. Действительно, ребята, без труда наша с вами жизнь была бы «тьмой тьмущей», как выразительно сказал поэт. Немало вещей на земле создано трудом человека. И в стародавние времена и сейчас человека ценили прежде всего по его делам. Недаром в народе так много замечательных пословиц посвящено труду. Давайте их вспомним.
Дети вспоминают пословицы о труде. В том случае, если они затрудняются, ведущий начинает, а дети заканчивают пословицу.
♦ Терпение и труд всё... (перетрут).
♦ От скуки бери дело в... (руки).
♦ Долог день до вечера, коли... (делать нечего).
♦ Кто встал пораньше, ушел.... (подальше).
♦ Есть калачи — не сидеть на... (печи).
♦ Собирай по ягодке — соберешь... (кузовок).
♦ Глаза боятся, а руки... (делают).
♦ Куй железо... (пока горячо).
♦ Не игла шьет, а... (руки).
♦ Всякое дело мастера... (боится).
♦ Одно дело делаешь, другого... (не порть).
♦ Не говори «гоп», пока не... (перескочишь).
♦ И готово, да... (бестолково).
♦ Семь раз отмерь, один раз... (отрежь).
♦ Поспешишь — людей... (насмешишь).
♦ Чай пить — не дрова... (рубить).
У каждого народа есть свои пословицы, поговорки и песни о труде. Давайте послушаем веселую немецкую песенку.
Дети (поют)
Знают мамы, знают дети,
Знает взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня,
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.
Ведущий. Хорошие слова у песенки. Действительно, зачем же человеку руки, если он ничего не умеет делать? А вот известная детская писательница Агния Львовна Барто посвятила свое стихотворение «Помощница» лентяям и бездельникам. Послушайте его.
1-й чтец
У Танюши дел немало
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
А теперь познакомимся с другими героями.
Ведущий
Что ты умеешь,
Скажи, Игорек?
Игорек
Умею я лежа плевать в потолок,
Щелкать орехи и есть пироги
С начинкой из яблок и кураги.
Еще я могу
Вывалять младшего брата в снегу!
Ведущий
А что ты умеешь, скажи мне, Илья?
Илья
Умею строгать и выпиливать я,
На лыжах кататься,
Из глины лепить,
Хлеб покупать,
Чай кипятить...
Ведущий
А что ты умеешь,
Светлана, ответь?
Света
Умею я песни хорошие петь,
Цветы поливать,
Пыль вытирать,
С картинками книжки брату читать!
(По Л. Татьяничевой)
2-й чтец
Можно петь и веселиться,
И играть, и прыгать, и порхать.
Но сначала потрудиться,
После отдыхать.
Делу время, делу время,
А потехе час —
Вот такое золотое правило у нас.
Мы работы не боимся —
Дело есть у всех.
И, конечно, очень злимся
Мы на неумех.
Делу время, делу время,
А потехе час —
Вот такое золотое правило у нас.
(С. Щеголева)
Ведущий. Вот и мы немножко отдохнем и поиграем. Давайте станцуем танец «Мастера».
Под любую веселую музыку ведущий имитирует работу с различными инструментами, а дети повторяют за ним движения.
«Топорики». Дети складывают ладони вместе, попеременно касаясь ими плеч и колен.
«Молоточки». Производят удары кулак о кулак.
«Рубанок». Руки — на уровне пояса, ладони, имитируя движения рубанком, параллельно полу двигаются то вправо, то влево.
«Пила». Правую руку сгибают в локте, ладонь сжимают в кулак, имитируя движение пилы. Затем то же самое повторяют левой рукой.
Потанцевали, отдохнули? А теперь давайте проверим вашу ловкость и сноровку. На двух стульях лежат рассыпанные спички и пустые коробки. По моему сигналу нужно быстро собрать и аккуратно, головками в одну сторону, сложить в коробок все спички. Затем одной спичкой подцепить и вынуть из коробки как можно больше спичек. А потом «нарисовать» — выложить спичками домик.
Не так-то просто построить даже такой игрушечный домик. Верно? А ведь все вещи на земле сделаны руками человека, а у него всегда были надежные помощники — инструменты. В этом задании попробуйте досказать пословицы, а заодно вспомним об инструментах.
♦ Острым топором камня не перерубишь, лишь топор... (затупишь).
♦ Плотник без топора, что изба без... (угла).
♦ Плотника не шуба греет, а... (топор).
♦ Не игла шьет, а... (руки).
♦ Ножницы прямые, да руки... (кривые).
♦ Без топора — не плотник, без иглы — не... (портной).
♦ На крепкий сук точи... (топор), на брань умей давать... (отпор).
Сегодня мы с вами поговорили о труде, прочитали стихи, спели песенку, поиграли. И сейчас хочу предложить вам все загадки об инструментах «собрать в шкатулку». Ведь инструменты должны храниться аккуратно в специальном ящике. Итак, все, кто отгадал или загадал загадку, получает карточку — «инструмент». Настоящим мастером может стать тот, у кого в шкатулке окажется больше всего «инструментов».
♦ Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.)
♦ Два кольца, два конца, а в середине гвоздик. (Ножницы.)
♦ Птичка-невеличка
Носиком нырнет,
Хвостиком вильнет,
Дорожку проведет. (Иголка.)
♦ Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)
♦ Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
♦ Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (Клещи.)
♦ Как столкнутся — стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет —
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди.)
♦ Пыль увижу — заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос.)
♦ Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли.)
♦ Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
♦ На что ни взглянет этот глаз —
Всё картинке передаст. (Фотоаппарат.)
♦ Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок-скок,
По лавкам скок-скок
И сел в уголок. (Веник.)
♦ А кто мной копал, тот и устал. (Лопата.)
♦ На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток.)
♦ Одноглазая старушка узоры вышивает. (Иголка.)
♦ Весь мир одевает, сама нагишом. (Иголка.)
♦ Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает. (Иголка.)
♦ Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается. (Утюг.)
♦ Две ручки, во все брюхо зубки. (Пила.)
♦ Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь.)
Ведущий. Вы хорошо знаете поговорки и загадки об инструментах, а это значит, что много читаете. Да, ребята, без инструмента невозможно хорошо и качественно сделать любую работу. Послушайте стихотворение, которое прочитают нам ребята.
1- й чтец
У меня рука крепка —
Может стул поднять рука!
2 - й чтец
Ну, а если груз большой,
Много ль сделаешь рукой?!
В порт на судне прибыл слон.
Как грузить его в вагон?
1 - й чтец
Если груз не по плечу —
Я машины научу.
2-й чтец
Много ль сделаешь рукой,
Чтобы вырос мост стальной,
Чтоб, два берега достав,
На себе он нес состав?
1-й чтец
Дело мне не по плечу —
Я машины научу.
2 - й чтец
Много ль сделаешь рукой,
И лопатой, и киркой,
Чтоб в горах туннель пробить,
А в песках канал прорыть?
1 - й чтец
Я машины научил,
Только хватит ли им сил?
Не просить же великана,
Чтобы силу одолжил?
2 - й чтец
Не сравниться великанам
С экскаватором и краном.
Вот уж это силачи!
Ты, малыш, их не учи.
Чтецы (вместе)
Все машины знают дело,
Все послушны, все умелы...
Но нужна им... голова.
Не учи — учись сперва!
Вот тогда своей рукой
Ты осилишь труд любой.
(А. Дитрих)
Ведущий. Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, вы поняли сегодня, что человеку без труда счастливым не стать. И в заключение послушайте стихотворение о дружбе человека с трудом.
Чтецы (вместе)
Дружит солнце с небом ясным,
С ветром дружат облака.
И, конечно, не напрасно
С родником дружна река.
Дружит дерево с землей,
Дружит с солнцем и теплом.
Дружат снег и лед зимой,
Летом — молния и гром.
Все на свете людям служит:
И земля, и солнце, свет...
Человек с работой дружит!
Этой дружбы лучше нет.
(С. Баруздин)
Автор: Валентина Анатольевна Герасимова
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки про труд и трудолюбие
Конспект классного часа о важности труда для 1 класса
Конспект классного часа о профессиях для 2 класса
Внеклассное занятие по профориентации, 3-4 класс
Игровой классный час для 2 класса. Воспитание организованности у детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!