Игровой классный час для 2 класса. Воспитание организованности у детей
Игровой час во 2 классе на тему «Учимся быть организованными»
Цели: способствовать воспитанию организованности у детей; приучать планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично; предоставить ученику возможность самому осваивать систему организации работы; обеспечить через игровую форму переход от одной деятельности (познавательной) к другой (занимательной), то есть позволить детям овладеть знаниями, играя.
Оборудование: плакаты с пословицами об организованности и бережливости; наглядные пособия и реквизит к играм.
Ход классного часа
I. Понятийный блок: что значит быть организованным?
Учитель. Взрослые, в том числе и ваши родители, считают, что с детских лет необходимо приучать ребенка планировать свой труд, работать собранно, ритмично. А вы согласны с таким мнением?
- Можете ли вы на конкретных примерах доказать или опровергнуть утверждение о том, что хорошо работающий человек обладает способностью к организации своей деятельности?
- Подумайте и скажите, как вашей маме за день удается так много делать: и приготовить вкусные обеды, и перестирать, и вам сказку почитать, и зашить, и в цирк с вами сходить... Да всего, пожалуй, сразу, и не перечислить, что мама делает за свой выходной день!
Правы и те из вас, кто отметил мамино умение, мастерство, ловкость, быстроту, слаженность, сноровку, и те, кто среди всех достоинств особо отметил организованность, четкость, планомерность, последовательность, рациональность. Именно о таком качестве человека, как организованность, я предлагаю вам сегодня поговорить, поучиться способам и навыкам организованности, самостоятельности в учебной деятельности, в жизни.
- Послушайте стихотворные строки и ответьте, можно ли их героев назвать организованными и почему.
Игорь захотел помыться –
Нет ни мыла, ни корытца.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень,
Искала булавку весь день.
Лентяй лежит на раскладушке,
Грызет, похрустывая, сушки.
Что сделать должен был еще вчера,
Не приступал и нынче даже он с утра.
У Димы-соседа кругом тарарам:
Все вещи свои разбросал по углам.
Да, времени много уборка займет...
Когда же в порядок он все приведет?
Чтение рассказа.
- Мама, а где мои игрушки? Где карандаши? Хочу рисовать, хочу в мячик играть, мне скучно. Куда все подевалось?
- Никто не виноват, что ты ничего не находишь. Я тебе много раз говорила: куда положил, там и возьмешь. Ты меня не слушал, и вот результат - у тебя ничего не осталось.
- Бабушка, пожалей меня.
- Сначала все убери, тапок найди, вокруг оглянись - все ли в порядке. От таких поступков избавляться надо, иначе плохо будет, разбегутся от тебя все друзья, убегут все игрушки, и останешься ты на свете один-одинешенек.
Испугался Сережа, что вдруг правда так все и случится, и побежал к себе в комнату. Все быстро убрал - и нашел, и по местам разложил, и за временем следил.
- Оказывается, это так просто - быть организованным. Вот так я теперь всегда буду себя вести, - сказал Сережа.
Учащиеся читают стихотворение.
ХОЗЯИН В ДОМЕ
Я все в доме приберу –
Не хочу попасть в беду,
Если книжку потеряю,
Где что было, не узнаю.
Книжки, ручки - все сложу
И на место положу.
Шапки, варежки, носки
В коридоре жить должны.
Я игрушки не теряю –
Все на место отправляю.
Если утром рано встать,
Легче будет все достать.
Я по правилам живу,
Все на место положу.
Маму, папу уважаю.
За собою все убираю.
За хозяйством я слежу:
Все, как надо, я сложу.
Я хозяин хоть куда –
Ты бери пример с меня.
А когда я подрасту,
Всех порядку научу.
Учитель. Когда вы придете домой, посмотрите - сложены ли ваши игрушки, книги, в порядке ли ваш уголок. И спросите себя: «Какой я хозяин?».
Откровение-рассуждение «Оцени себя».
Учитель. Вот какое большое у нас хозяйство: в школе - твой стол, стул, портфель, твоя папка для тетрадей; дома - игрушки, кровать, одежда, книги, карандаши.
- Если у тебя порядок в доме - ты какой? (Хороший хозяин, организованный.)
- Если беспорядок - как себя охарактеризовать? (Плохой хозяин.)
- Посмотри на свое хозяйство и оцени себя. Рисунок «Мои школьные принадлежности и игрушки». Задание: на одной половине места нарисуй порядок, на другой половине - беспорядок. Сравни рисунки на одной и другой половине листа. В каком состоянии находятся твои принадлежности и игрушки? Сделай вывод.
Голова научит, руки сделают. Будь разумен в своих поступках.
- У каких людей все бывает красиво, чисто, уютно?
- Какого человека характеризуют такие решения?
• Надо - значит, я сделаю.
• Не хочется - я сумею себя перебороть и все сделаю.
• Меня не надо заставлять; все, что положено, я сделаю.
Учитель. Всему люди учатся с детства. Не привык к порядку ребенок - сколько беды он всем принесет, когда на работу пойдет, да кому он такой на работе нужен - от него один вред.
Вот бы все дети на земле послушными стали, да порядок соблюдали - как было бы здорово. Давайте и мы с вами попробуем. Настрой себя, дружок, на добрый лад. Всем доброго утра пожелай. Улыбнись новому дню. Сделай зарядку. Почисть зубки, умойся. Убери постель. Спроси у мамы - может, помощь твоя нужна? И тогда, дружок, всем мамам будет большая радость, что детки по жизни идут правильно, поступают ответственно, во всем учатся порядок соблюдать.
Чтобы быть ответственным, надо, в первую очередь, отчетливо представлять, что входит в понятие «ответственность». Давайте постараемся выяснить, какие компоненты составляют определение термина «ответственность».
Одним из компонентов ответственности является четкое представление человека о цели своей деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть ее результаты. Если вы, например, поставили перед собой цель овладеть исполнительскими навыками игры на фортепиано, то сможете добиться технического и выразительного исполнения произведений классиков и современной музыки. А если вы решили изучить английский язык, вы будете день за днем тренировать произношение, осваивать новую лексику, чтобы говорить по-английски свободно и непринужденно. И так во всех делах: чтобы добиться желаемого, поставь себе цель!
Вторым компонентом ответственности является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления об условиях деятельности, то есть как, при помощи чего будем достигать задуманного.
- Скажите, что нужно делать, чтобы стать футболистом, хорошо играть в шахматы, бегло читать?
Ежедневные организованные систематические занятия, упражнения, тренировки, постепенное усложнение нагрузок - это и есть способы достижения цели.
Кроме того, организованность предполагает составление программы действий, ее реализацию, контроль, оценку и коррекцию, то есть проверку качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.
II. Игровой блок: формирование организованности у учащихся в дидактических играх.
Учитель. Как вы думаете, у всех ли из вас сформировано чувство ответственности? А хотите к этому стремиться? Давайте поучимся организованности.
1. Игра «Кто лучше расскажет?».
Цель: учить детей составлять программу действий, развивать связную речь.
Содержание: учитель предлагает детям составить краткий план предстоящей работы. Например, придумать и назвать последовательность операций по изготовлению поделки на уроке трудового обучения. Можно помочь рассказчику вопросами.
2. Игра «Что нам надо для работы?».
Цель: знакомить с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать необходимое к уроку.
Содержание: учащиеся называют предметы, необходимые для работы на определенном уроке, демонстрируют, как рационально разложить их на рабочем столе.
Оборудование: школьные принадлежности.
3. Игра «Найди ошибки».
Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.
Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверки рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов, все ли рационально?
Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.
4. Игра «Волшебные минутки».
Цель: закреплять навыки выполнения режима дня; учить беречь свое и чужое время.
Содержание:
1-й вариант. Дети раскладывают в определенной последовательности сюжетные картинки, отражающие режимные моменты, и воспроизводят распорядок дня.
2-й вариант. Дети составляют рассказы без опоры на картинки.
Оборудование: серия картин «Режим дня».
5. Игра «Делу - время, потехе - час».
Цель: воспитывать у детей умение рационально использовать время.
Содержание: учитель предлагает детям придумать и рассказать о возможной последовательности выполнения данных действий.
Оборудование: картинки с изображением ребенка, выполняющего различные действия: читает, рисует, умывается, поет, танцует, занимается на компьютере и т. д.
Учитель. Ребята, наверное, вы согласитесь со мной, что организованным быть - значит быть и бережливым. Прочитайте записанные на плакате пословицы о бережливости. Объясните, как вы понимаете их смысл. Как они связаны с понятием ответственности?
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. (Армянская.)
• Делали наспех, а сделали на смех. (Русская.)
• Стежок, сделанный вовремя, сберегает десять других. (Английская.)
• Неоконченное дело, что конь о трех ногах. (Афганская.)
• Легко нажитое богатство и без ног убежит. (Вьетнамская.)
• Люби порядок - он сохранит тебе время и силы. (Немецкая.)
• Принеси сперва издалека - близкое всегда взять успеешь. (Финская.)
• И на стол накрывать учатся у матери. (Турецкая.)
III. Рефлективный блок: будем ответственными во всем и всегда.
Что же делать будете, ребята,
Ответственность чтоб воспитать в себе, как надо?
1-й ученик.
В школу, знает детвора,
Ходят с самого утра.
И хотели, не хотели –
Нужно быстро встать с постели,
Не скандалить, не кричать
И на маму не ворчать.
2-й ученик.
Научиться надо, братцы,
Вам с улыбкой просыпаться.
Новый день пришел опять –
Эй, друзья, пора вставать.
Учитель. Просыпайтесь по утрам вовремя, чтобы быть организованными.
Поспали? Что ж, пора вставать,
Свои постельки заправлять.
Ребята, вы должны стараться
С постелью сами управляться.
И застилать ее опрятно,
Красиво, ровно, аккуратно!
3-й ученик.
Если хочешь что-то съесть,
Надо надписи прочесть,
После дать себе ответ:
Польза будет или вред?
Учитель. Организованный ученик сначала подумает, потом сделает!
4-й ученик.
Когда ваш друг в беду попал,
Он провалился иль застрял,
Всегда зови на помощь взрослых,
Умелых, опытных и рослых.
Учитель.
Организованный ребенок поспешит скорей
Прийти на помощь и спасти своих друзей!
Если друг попал в беду,
Будь собран, помоги ему!
5-й ученик.
Заяц с куколкой играл -
Платье куклы разорвал.
Взял потом себе машину –
Разобрал наполовину.
Мячик маленький нашел –
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял –
Все детали растерял!
Учитель. Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким!
Вы игрушки берегите
И заботливо храните.
6-й ученик.
Мама сынишке давала наказ:
«В школе учителя слушай рассказ.
Книги, альбомы, тетрадки –
Все содержи в порядке».
Но позабыл сынок о прилежании
И получал одни лишь замечания.
Учитель.
Мама за сынка стыдится,
Так, ребята, не годится!
Дети школу посещают,
Учатся в ней и играют.
Вместе спорят и мечтают,
Организованными подрастают.
Школа ведь - второй ваш дом,
Как светло, уютно в нем.
Это все, друзья, для вас:
Парты, глобус, книги, класс.
Любите и берегите школу, дети,
Школа - самый умный и добрый дом на свете!
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по профориентации, 3-4 класс
Конспект классного часа о профессиях для 2 класса
Конспект классного часа о важности труда для 1 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!