Классный час «Нравственные ценности», 2 класс
Разработка классного часа для 2 класса «Посидим рядком да поговорим ладком»
Цель: формировать умение принимать участие в обсуждении ситуации; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать такие нравственные качества, как доброта и отзывчивость.
Оборудование: у учителя — звезда, изготовленная из цветного картона или любого другого материала, плакат с пословицами.
На плакате написаны следующие пословицы:
- Есть совесть — есть и стыд,
А стыда нет — и совести нет.
- Меньше говори, да больше слушай.
- Добро не лихо, бродит тихо.
- Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
Желательно провести это занятие в неформальной обстановке, например, за круглым столом или разместившись на стульях, составленных в форме овала.
Учитель. Сегодня, ребята, я принесла вам кое- что необычное.
Учитель демонстрирует звезду.
Это волшебная звезда. Она имеет чудодейственную силу. Если я качну ее, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать своих собеседников. Давайте проверим действие этого волшебного предмета.
Учитель просит одного из учащихся коснуться «волшебной» звездой каждого. Затем поручает кому-либо держать этот предмет, а по сигналу учителя встать и качнуть звезду туда-сюда, напоминая о необходимости тишины и особого внимания.
Наш разговор пойдет о нравственности, т.е. о том, «что такое хорошо и что такое плохо», а еще точнее — о доброте и отзывчивости.
Двое ребят любезно согласились сыграть роль гостей, приглашенных на наше занятие. Они расскажут о жизненных ситуациях, якобы произошедших с ними. Поверьте, что такие случаи довольно часто происходят в реальной жизни, и вам было бы неплохо научиться правильно себя вести в подобных ситуациях, не растеряться, найти правильный выход. Поэтому я предлагаю вам всем принять самое активное участие в обсуждении этих ситуаций, то есть высказать свое отношение к героям, поставить себя на их место, посоветовать что-либо полезное.
Итак, начинаем.
Сапожник починяет вам ботинки,
А плотник — табуретку и крыльцо,
Но только у волшебников в починке
Светлеют ваше сердце и лицо.
Какая тонкая работа —
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти.
А самому потом тихонечко уйти...
Волшебник — это сказочная личность,
И сказочно он скромен, господа,
В нем сказочно отсутствует двуличность,
И выгод он не ищет никогда.
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали —
И это основной его предмет.
Ю. Мориц
Учитель. Какого волшебника имела в виду поэтесса Юнна Мориц? (Доброго, отзывчивого человека.)
Что такое доброта, пожалуй, знает каждый, а вот что означает слово «отзывчивость», вам поможет понять рассказ В. Осеевой.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу.
Учитель. Только того, кто заботится об окружающих людях, кто может вовремя прийти на помощь другому сам, а не тогда, когда его об этом попросят, кто умеет сочувствовать, переживать за других, радоваться чужим успехам, кто всегда готов протянуть руку помощи, того можно назвать отзывчивым человеком.
Можно ли сына третьей женщины назвать отзывчивым? Почему?
Ответы детей.
Учитель. Послушайте еще один рассказ того же автора.
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики пересыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатое! Сладкое! — говорил Миша.
— Угу! — отозвался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.
Учитель. Можно ли мальчиков назвать добрыми и отзывчивыми? Почему? А эгоистами? Почему? Как бы вы поступили на их месте? Придумайте продолжение рассказа.
Выслушиваются 1 —2 ученика.
Настало время послушать истории наших «гостей».
История 1
Мария Ивановна долго болела. Мы все навещали нашу учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.
Один Вася Сапунов не навещал ее. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.
Когда Мария Ивановна выздоровела, она пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.
Мы удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал ее. Но он каждый день приходил к ее старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.
После прослушивания каждой из ситуаций учитель вначале предлагает детям свободно высказаться по поводу услышанного, а затем, если возникнет необходимость, задать дополнительные вопросы. После этого учитель просит детей выбрать одну из пословиц, записанных на доске, наиболее точно выражающую главную мысль про-
Вопросы, которые детям задает учитель:
— Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту историю?
— Можно ли сказать, что мальчик оказал самую большую помощь учительнице? Почему?
— Как вы понимаете выражение «настоящий мужчина»?
— Какими качествами характера обладает Вася?
— Что вы хотите посоветовать своим одноклассникам?
— Какая из пословиц больше подходит к этой истории? (Добро не лихо, бродит тихо.) Как вы понимаете смысл данной пословицы?
История 2
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он...
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
— Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар —
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, —
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог».
Учитель задает детям следующие вопросы:
— Чем прославился Тимур, герой книги А. Гайдара «Тимур и его команда»? Похож ли герой этого стихотворения на Тимура? Почему?
— Как вы понимаете выражение «В тебе, наверно, совесть заснула, паренек»?
— Наверное, с каждым хоть однажды могло бы случиться такое: зачитавшись, заигравшись, не успели навести порядок к приходу родителей. Как можно исправить ситуацию?
— Какая из пословиц выражает главную мысль этого произведения? (Есть совесть — есть и стыд, а стыда нет — и совести нет.)
Учитель. Занятие окончено. Всем спасибо за активную работу.
Истории детей построены по следующим произведениям: «Нелюдим» (по Е. Пермяку); «Разговор» В. Лифшица.
Похожие статьи:
Классный час «Что в имени твоем», 2 класс
Классный час «О хитрости и неблагодарности», 2 класс
Конспект классного часа во 2 классе на нравственную тематику
Нет комментариев. Ваш будет первым!