Классный час «Культура поведения», 3-4 класс
Игровой классный час о культуре поведения для младших школьников 3-4 класса
Игровой практикум по культуре поведения для учащихся начальной школы «Будь воспитанным везде — не один ты на Земле!»
Цели и задачи классного часа:
• развитие навыков соблюдения нравственных норм поведения и правил этикета;
• усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.
Подготовительная работа. Классный руководитель заранее предлагает учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая должна подготовить выступления учащихся; инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета; цветные жетоны из бумаги.
Оборудование. Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.
Описание классного часа
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди.
Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого больше жетонов.
Итак, спектакль начинается...
Игровая ситуация «В театре»
1-я игровая миниатюра В театральном буфете
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль,
Не просите билеты
На балкон и партер.
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
Учитель предлагает учащимся краткую беседу зачем нужен буфет в театре? (Рассуждения ребят.)
2-я игровая миниатюра — «Свет в зале погас.
Идет спектакль...»
У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал. Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.
Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.
Выходят две девочки и читают стихотворение Агнии Барто «В театре»:
1-я девочка:
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
2-я девочка:
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.
1-я девочка:
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
2-я девочка:
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
1-я девочка:
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
2-я девочка:
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
1-я девочка:
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
2-я девочка:
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
1-я девочка:
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
2-я девочка:
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
1-я девочка:
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
2-я девочка:
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
Учитель предлагает ребятам пояснить, что неправильного сделала девочка в театре?
В ходе обсуждения ученики формулируют правила поведения в театре. Учитель записывает их маркером на белом листе ватмана. Если приведенные ниже правила покажутся громоздкими, их можно просто зачитать, а записать на ватмане главную мысль правил поведения в театре.
Возможные правила поведения в театре:
• После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать пьесу (спектакль), узнать о ее авторе, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (по окончании или в антракте) с вашим спутником или друзьями.
• Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места.
• Если нет возможности свободного выбора, и места находятся далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.
• В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья остальным зрителям.
• Одежда для театра должна быть торжественной. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими.
• В театр мужчина (мальчик, юноша) заходит первым, предъявляя билеты. Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет.
• Мужчина (мальчик, юноша) также проходит первым на свое место, за ним следует женщина (девочка, девушка). Проходить следует лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины или девушки могут не подниматься.
• Не следует разглядывать публику в бинокль, одалживать бинокль у соседей, рассказывать им содержание пьесы.
• Если место занято, следует обратиться к дежурной по залу.
• Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.
• Во время спектакля запрещается шуметь.
• В антракте — можно остаться в зале или выйти. Если спутница не хочет выходить — мужчина или юноша должен остаться с ней.
• Можно уйти из театра до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, не следует своим видом или репликами мешать окружающим.
• Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.
Игровая ситуация «В транспорте»
3-я игровая миниатюра «На автобусной остановке»
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Когда состаришься — ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать.
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо вести себя на автобусной остановке? (Рассуждения учеников.)
4-я игровая миниатюра «В автобусе»
У классной доски стоят шесть стульев в ряд, они условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!» Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!»
После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.
Возможные правила поведения в транспорте:
• При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).
• Если есть свободное место, спокойно займи его.
• Уступай место пожилым людям, женщинам и людям старшего возраста.
• Если ты с девочкой, предложи ей место.
• В транспорте громко не разговаривай с друзьями.
• Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.
Игровая ситуация «В гостях»
5-я игровая миниатюра — «В гостях»
Учащийся читает стихотворение Г. Остера:
Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман.
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать.
Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.
6-я игровая миниатюра «Васечкин принимает гостей»
У доски стоят стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.
Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.
Возможные правила поведения в гостях:
• При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.
• Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».
• Подарок обычно дарят при входе в помещение.
• В гостях вести себя скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.
• За столом вести себя скромно, соблюдая правила этикета.
• Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на «Вы».
Подведение итогов. В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина. Учитель подводит итоги анализа ситуаций, еще раз повторяет учащимся правила поведения в общественных местах. Ребятам предлагается внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.
Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов. Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.
Похожие статьи:
Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие
Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы
Классный час в 3 классе. Культура общения
Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект
Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!