Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «Культура поведения», 3-4 класс

Игровой классный час о культуре поведения для младших школьников 3-4 класса

Игровой практикум по культуре поведения для учащихся начальной школы «Будь воспитанным везде — не один ты на Земле!»

Цели и задачи классного часа:

• развитие навыков соблюдения нравственных норм поведения и правил этикета;

• усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа. Классный руководитель заранее предлагает учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая должна подготовить выступления учащихся; инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета; цветные жетоны из бумаги.

Оборудование. Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Описание классного часа

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди.

Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого больше жетонов.

Итак, спектакль начинается...

Игровая ситуация «В театре»

1-я игровая миниатюра В театральном буфете

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер.

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

Учитель предлагает учащимся краткую беседу зачем нужен буфет в театре? (Рассуждения ребят.)

2-я игровая миниатюра — «Свет в зале погас.

Идет спектакль...»

У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал. Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.

Выходят две девочки и читают стихотворение Агнии Барто «В театре»:

1-я девочка:

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

2-я девочка:

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке

Дали в руки номерки.

1-я девочка:

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

2-я девочка:

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

1-я девочка:

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

2-я девочка:

Вдруг оркестр грянул в трубы.

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

1-я девочка:

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

2-я девочка:

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

1-я девочка:

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

2-я девочка:

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

1-я девочка:

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

2-я девочка:

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Учитель предлагает ребятам пояснить, что неправильного сделала девочка в театре?

В ходе обсуждения ученики формулируют правила поведения в театре. Учитель записывает их маркером на белом листе ватмана. Если приведенные ниже правила покажутся громоздкими, их можно просто зачитать, а записать на ватмане главную мысль правил поведения в театре.

Возможные правила поведения в театре:

• После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать пьесу (спектакль), узнать о ее авторе, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (по окончании или в антракте) с вашим спутником или друзьями.

• Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места.

• Если нет возможности свободного выбора, и места находятся далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

• В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья остальным зрителям.

• Одежда для театра должна быть торжественной. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими.

• В театр мужчина (мальчик, юноша) заходит первым, предъявляя билеты. Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет.

• Мужчина (мальчик, юноша) также проходит первым на свое место, за ним следует женщина (девочка, девушка). Проходить следует лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины или девушки могут не подниматься.

• Не следует разглядывать публику в бинокль, одалживать бинокль у соседей, рассказывать им содержание пьесы.

• Если место занято, следует обратиться к дежурной по залу.

• Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.

• Во время спектакля запрещается шуметь.

• В антракте — можно остаться в зале или выйти. Если спутница не хочет выходить — мужчина или юноша должен остаться с ней.

• Можно уйти из театра до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, не следует своим видом или репликами мешать окружающим.

• Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.

Игровая ситуация «В транспорте»

3-я игровая миниатюра «На автобусной остановке»

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Когда состаришься — ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать.

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо вести себя на автобусной остановке? (Рассуждения учеников.)

4-я игровая миниатюра «В автобусе»

У классной доски стоят шесть стульев в ряд, они условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!» Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!»

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в транспорте:

• При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).

• Если есть свободное место, спокойно займи его.

• Уступай место пожилым людям, женщинам и людям старшего возраста.

• Если ты с девочкой, предложи ей место.

• В транспорте громко не разговаривай с друзьями.

• Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.

Игровая ситуация «В гостях»

5-я игровая миниатюра — «В гостях»

Учащийся читает стихотворение Г. Остера:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман.

Но не прячь туда варенье —

Трудно будет вынимать.

Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.

6-я игровая миниатюра «Васечкин принимает гостей»

У доски стоят стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в гостях:

• При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.

• Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».

• Подарок обычно дарят при входе в помещение.

• В гостях вести себя скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.

• За столом вести себя скромно, соблюдая правила этикета.

• Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на «Вы».

Подведение итогов. В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина. Учитель подводит итоги анализа ситуаций, еще раз повторяет учащимся правила поведения в общественных местах. Ребятам предлагается внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.

Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов. Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.

Похожие статьи:

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы

Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект

Классный час в 3 классе. Культура общения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!