Классный час «Искусство общения», 6 класс
Методическая разработка классного часа для 6 класса
Мастерская общения в 6 классе «Искусство взаимопонимания»
Участники: ученики 6-го класса, классный руководитель.
Цели:
1) содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
2) создать условия для получения шестиклассниками опыта эффективного общения с другими людьми;
3) расширить представления учащихся об условиях успешного взаимодействия.
Подготовительная работа
1. Учащиеся подбирают информационный материал по теме мастерской.
2. Классный руководитель готовит компьютерное слайд- шоу с темами этапов проведения мастерской, принципами успешного общения.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) компьютер с мультимедийным проектором, экран;
б) стулья, расставленные полукругом.
Ход занятия
I. Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель. Дорогие ребята, все мы постоянно общаемся — в школе, дома, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Средневековый философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Большое количество контактов, в которое вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил бесконфликтного общения, сохранения своего личного достоинства и достоинства другого человека. Но в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. «Приветливость — золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец» — гласит восточная мудрость.
«Счастье — это когда тебя понимают», — говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Что нужно для того, чтобы наладилось взаимопонимание? Без него не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого сотрудничества, ни простого нормального общения.
II. Заслушиваются мнения учащихся, обсуждаются конфликтные ситуации, возникающие из-за отсутствия взаимопонимания.
III. Классный руководитель. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей. Попробуем выяснить, хорошо ли мы знаем своих одноклассников.
IV. Учащимся предлагается объединиться в мини-группы и составить словесный портрет одного из учеников своего класса, отразив физические данные, внешность, выразительность поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Затем описание зачитывается, а одноклассники пытаются догадаться, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.
V. Классный руководитель. Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позе понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания. Однако это не значит, что надо пытаться угадать, каких слов и поступков от тебя ждут, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление, — писал Сухомлинский, — может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счете, подлеца».
VI. Классный руководитель предлагает ученикам посмотреть на своего соседа и попробовать определить, в каком он настроении, как себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Затем учащиеся обмениваются своими наблюдениями, выводами, определяют, соответствуют ли они действительному состоянию товарища.
VII. Классный руководитель просит 2—3 учеников выйти из класса, а оставшимся предлагает договориться о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость, восторг, удивление, обиду, страх). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение одноклассников. Педагог вместе с детьми обсуждает результаты упражнения.
VIII. Ученикам предлагается принять участие в упражнении «Сопереживание». Разделившись на пары, учащиеся по очереди проигрывают ситуацию: первый ученик делится своей радостью или огорчением, а второй ученик соответствующим образом реагирует на это сообщение. После этого упражнения классный руководитель делает вывод о необходимости сопереживания и зачитывает стихотворение К. Кулиева.
Классный руководитель
Чужой бедою жить не все умеют.
Голодных сытые не разумеют.
Тобою, жизнь, я балован и пытан,
И впредь со мною делай, что угодно,
Корми, как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающим голодных.
IX. Для проведения следующего упражнения вызываются 4—5 человек. Один из них остается в классе, другие выходят.
Классный руководитель (зачитывает для первого участника отрывок).
Аборигены островов Малайзии, отправляясь утром на охоту, заламывают ветки кустарников, полагая, что это ритуальное действие задержит Солнце на небе и им удастся вернуться с охоты засветло.
После этого приглашается второй участник, первый ученик пересказывает ему услышанное. Далее каждый последующий участник пересказывает полученную информацию следующему. По окончании упражнения учитель и дети делают вывод о том, что информация имеет свойство утрачиваться. При передаче сохраняется не более 10%, именно поэтому так важно внимательно слушать и слышать другого человека.
X. Классный руководитель делает вывод о том, что любой собеседник нуждается в нашем уважении и признании его достоинств.
Классный руководитель
Душевное слово всегда удивительно,
В том его сила и главная суть,
Что душу другого оно доверительно
Может почтительно вмиг распахнуть.
Галуат Цадаса
Классный руководитель предлагает учащимся основные принципы успешного общения.
1. Старайся сконцентрироваться на человеке, с которым общаешься.
2. Покажи говорящему, что ты его понимаешь. Это можно сделать, повторив смысл сказанного.
3. Не высказывай оценок. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты.
4. С доминантным собеседником спокойно держись независимой точки зрения, и тогда он постепенно умерит свой натиск. Если же вы активно стараетесь осадить его, то беседа может перейти в ссору.
5. Недоминантный собеседник нуждается в поощрении, подбадривании с вашей стороны.
Литература
1 Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками занятия, игры, тесты. М., 2004.
2 Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М , 1999.
3 Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. М., 2000.
4 Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
Похожие статьи:
Классный час «Познай себя», 6 класс
Классный час «Нобелевская премия», 6 класс
Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!