Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час, 6 класс «Имя человека»

Классный час для 6 класса «Имя собственное»

Участники: ученики 6-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) привлечь внимание учащихся к своему имени, показав его значимость в жизни человека;

2) способствовать развитию у детей стремления к самопознанию.

Подготовительная работа

1. Каждый ученик получает задание найти или придумать легенду о своем имени.

2. Собираются материалы об именах учащихся: произведений художественной литературы, сведений из церковного календаря и словарей русского языка, портретов известных людей.

3. Оформляется стенд «Известные тезки».

4. Готовятся ведущие к проведению мероприятия.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на классной доске пишется тема вечера и фразы «У него доброе имя», «Не позорь моего имени» и т.п.,

б) стенд «Известные тезки»;

в) листочки бумаги для записи;

г) магнитофон и аудиокассеты с песнями, в текстах которых встречаются имена;

д) церковный календарь;

е) у учащихся на столах орфографические словари, открытые на странице с именами;

ж) карточки с языческими именами.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель. Встречаясь с новыми людьми, первое, чем мы интересуемся, — это имя человека. С именами возникают определенные ассоциации Многие астрологи считают, что имя определяет судьбу человека. Недавно мне в руки попала ученическая тетрадь, в которой содержалось много интересной информации об имени Ирина. Я подумала: мы с вами много ли знаем о тех именах, которыми нарекли нас родители?

II. Классный руководитель. Имя человека — часть истории его народа, поэтому у каждого народа свои замечательные имена. Во все времена, во всех цивилизациях имена имели все люди. Любое слово, которое именовало человека, могло считаться его именем.

1-й ведущий. Известно, что в древнерусском языке слово для обозначения отдельного человека называлось по-разному: рекло, назвище, прозвище, прозвание. Как вы думаете, а зачем человеку нужно имя?

Учащиеся высказывают свои мнения о значении имени в жизни человека.

2-й ведущий. Имена часто заимствуются одним народом у другого. В настоящее время 95% русских людей названы традиционными календарными именами. Среди них встречаются как широко известные, так и малознакомые. Календарными они названы в связи с тем, что их включали в церковные святцы. Эти имена принадлежат людям, в разное время принявшим мучительную смерть за христианскую веру и причисленным к лику святых. Давайте посмотрим, какие имена у нас.

Все учащиеся по кругу называют свои полные имена.

1-й ведущий. Какие имена у нас самые распространенные?

Выясняются имена, которые два или более раз встречаются среди учащихся класса.

2-й ведущий. Чаще всего ребенку давали имя из перечня имен церковного календаря в соответствии с днем рождения или крещения родившегося.

Был в старину такой обычай:

Нести младенца в церковь. Там

В странице святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким,

Но если в день Иеронима,

То — хоть не хошь — Исроним.

М. Владимов

1-й ведущий. А сейчас мы послушаем, какие легенды вы узнали или придумали о своем имени.

По желанию учащиеся рассказывают легенды об именах.

2-й ведущий. Древнерусские имена церковь не признавала, заклеймив их как языческие.

На доску крепятся карточки с именами: Любава, Милава, Голуба, Добрава, Голова, Молчан, Истома, Неулыба, Крикун, Смеяна, Забава, Воин, Малой.

Ребята высказывают предположения о том, когда человеку давали одно из таких имен.

1-й ведущий. Создание новых имен — постоянный творческий процесс, в разные исторические эпохи в нашей стране появились новые, необычные имена.

Сергеями, Андреями, Иванами,

Иринами, Маринами, Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время — именами странными

Одаривали их отец и мать.

Вот стали взрослыми, а то и старыми

Энергия, Ванцетим, Володар,

И Военмир — во славу Красной армии

И Трудомир — в честь мира и труда.

Родварком окрещен рожденный в Арктике

Поняв, что этот век неповторим,

Старались и краскомы и рабфаковки

Его вручить наследникам своим.

И в новых именах бессмертье видели,

Их увлеченье не было игрой,

Не надо обижаться на родителей,

Перемудривших раннею порой.

Е. Долматовский

2-й ведущий. Давайте и мы с вами придумаем имя ребенку, который родится в середине XXI века.

Ученики работают в группах или парах (по желанию), озвучивают придуманные имена, поясняют их смысловое значение.

1-й ведущий. Иногда имя ребенку дается в честь родных, близких людей или в честь известных личностей. Вспомните как можно больше имен известных людей — ваших тезок. Что вы знаете об этих людях?

Обращая внимание одноклассников на материалы стенда «Известные тезки», учащиеся рассказывают об известных в стране и за рубежом людях, носящих схожие имена.

2-й ведущий. Астрологи считают, что выбор имени влияет на судьбу человека. Какое же будущее определили нам наши родители? Давайте заглянем в словарь и посмотрим, что означают наши имена.

Шестиклассники работают со словарями и высказывают свои суждения на основе прочитанной информации.

1-й ведущий. Для каждого имени можно придумать уменьшительно-ласкательные формы.

Что в глазах ненастненько,

Дождики косые?

Ася, Стася, Настенька,

Дочь Анастасия!

Просто жизнь-фантастика

Трех матрех вместила:

Ася, Стася, Настенька.

Все — Анастасия.

И. Снегова

Перечислите все возможные уменьшительно-ласкательные формы имен своего соседа по парте.

Учащиеся выполняют задание.

2-й ведущий. А теперь давайте проведем аукцион песен, в которых упоминаются мужские и женские имена.

Ведущие вместе с классным руководителем проводят аукцион.

III. Заключительное слово классного руководителя.

Классный руководитель. Каким бы именем не нарекли нас с вами, главное, чтобы о нас можно было сказать: «У него доброе имя».

Литература

1. Жития святых / Сост. святитель Филарет. Сретенский монастырь, 2000.

2. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.. 1966.

3. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1978.

4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь M.,1984.

Похожие статьи:

Классный час на тему: Лимон, 6 класс. Разработка

Классный час «Познай себя», 6 класс

Классный час «Нобелевская премия», 6 класс

Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе

Классный час «Искусство общения», 6 класс

Комментарии (1)
Галина Александровна Житникова # 17 февраля 2016 в 16:20 0
Интересный материал. Беру на заметку. Спасибо.