Классный час для 2 класса на тему «Семья и семейные ценности»
Разработка классного часа для учащихся начальной школы «Тепло родного дома»
Цели: показать значение семьи, домашнего тепла; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.
Оборудование: запись песни «Родительский дом», иллюстрации к пословицам о доме и семье.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине)
- Родина, родной дом - это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома? (Когда нужно где-то жить)
- Дом строят, когда создается семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом и что такое дом и семья.
III. Беседа по теме.
- Как зовут вас и членов вашей семьи?
- Это редкие или хорошо известные имена?
- Знаете ли вы, что обозначают эти имена? Расскажите.
- Как обычно дома вы называете друг друга?
- Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
- Какие из них вам больше всего нравятся?
- Что же такое семья?
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
Л. Куклин
Любят меня без особых причин
За то, что я - внук, за то, что я - сын,
За то, что расту, за то, что малыш,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца моих дней
Останется тайной опорой моей.
Валентин Берестов
IV. Анализ и разыгрывание ситуаций.
1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?
2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.
3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.
4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
V. Работа со стихотворением С. Маршака «Наши с папой разговоры».
Вот висят пальто и шляпа,
День у папы выходной
Не ушел сегодня папа,
Значит, будет он со мной.
Что мы нынче делать будем?
Это вместе мы обсудим.
Сяду к папе на кровать –
Станем вместе обсуждать...
- Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?
- Чему научил вас папа?
- Что интересного он вам рассказал?
VI. Анализ ситуации.
Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского «Денис Кораблев».
«... Потом мама принесла целую тарелку манной каши.
- Ешь! - сказала мама. - Безо всяких разговоров...
Я сказал: - Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
- Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
- Конечно, хочу в Кремль!
- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем...»
- А у вас так бывает?
- Кто знает, что было дальше?
- Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова:
Мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
- Какие лаковые слова вы слышите дома?
- Кто чаще всего их говорит?
- Какие стихотворения вы знаете о маме?
Учащиеся читают стихотворения:
Берегите матерей
(отрывок из поэмы)
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест...
Музыкою радости и боли
Он гремит-души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это слово - Чудо. Слово - Свет, -
Встаньте, люди! Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет...
Встаньте!.. Я произношу его:
«Мама!»
Р. Гамзатов
Мать
У ней счастливей не было лица:
Пошел сынишка!.. Женщина готова
Рассказывать об этом без конца.
Вот только о себе самой - ни слова.
А было так: он, что-то лепеча,
Поднялся вдруг, качаясь от волненья,
И две ее руки, как два луча,
Ему определили направленье.
И страх его растаял неспроста,
Когда он зашагал, круша преграды:
Ведь две ее руки, как два шита,
Все это время находились рядом.
И он прошел от стула до стола,
Хоть пол шатало, будто на причале:
Ведь две ее руки, как два крыла,
Парили над сыновьими плечами.
Наступит время: сын - через порог.
Потом - отъезд и долгие разлуки...
Но у начала всех его дорог –
Опять ее протянутые руки.
Ю. Воронов
- Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?
- Как вы должны вести себя дома?
- Как вы общаетесь с родителями?
- Помните, что ваши родители - это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.
VII. Строительство дома.
- Давайте и мы построим дом. Подберите к слову «дом» синонимы.
Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:
Дом - изба - квартира - жилище.
- Изначально дом - жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, теплое помещение». Сравните слова истопить, топить, тепло.
Представьте, что мы с вами - семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? (Доброта, понимание, уют, забота, уважение)
Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.
- Мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино...
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня...
- Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
- У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.
Выслушиваются рассказы детей.
VIII. Работа с пословицами.
- Какие пословицы о доме, о семье вы знаете?
Учащиеся называют пословицы:
- Дома стены помогают.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Без хозяина дом - сирота.
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- Всякой матери свое дитя мило.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
Учитель демонстрирует иллюстрации пословиц.
— Опишите иллюстрации. Прочитайте пословицы к ним. Объясните их смысл.
IX. Кроссворд «В нашем доме».
- Теперь поиграем. Сейчас мы узнаем, как вы знакомы с домашними вещами.
На доске записан кроссворд «В нашем доме». Учитель читает вопросы, учащиеся дают ответы.
По вертикали:
1. Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
2. Кассету поставим,
На кнопку нажмем –
И музыкой сразу
Наполнится дом.
3. В комнаты не попадем,
Если по нему мы не пройдем.
5. Бородатый Герасим
Поясом опоясан.
По полу идет –
Пыль мечет.
7. Без голоса, без языка,
Но за строкой бежит строка.
И вот уже про все на свете,
Ее читая, знают дети.
9. Как куда-нибудь пойдешь,
Ты в него заглянешь
И рубашку и пальто
Из него достанешь.
11. Ног нет — а хожу,
Рта нет - а скажу,
Когда спать,
Когда вставать.
По горизонтали:
1. Маленькая собачка
Свернувшись лежит –
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
4. Веселый Никитка
К венику подбегает,
Мусор забирает.
6. Игрушечная Маша
Платочком пестрым машет,
Детишек развлекает.
А кто она такая?
8. Мы его сплетали сами,
В нем висит горшок с цветами.
10. Здоровается ею
Со всяким гостем дверь.
12. Бабушкин подарок
Связан хоть куда!
Внученьку согреет
В любые холода.
13. Ею сверху
Дом накрыт.
Ответы: По горизонтали: 1. Замок. 4. Совок. 6. Кукла. 8. Кашпо. 10. Ручка. 12. Кофта. 13. Крыша.
По вертикали: 1. Зеркало. 2. Магнитофон. 3. Коридор. 5. Веник. 7. Книга. 9. Шкаф. 11. Часы.
X. Итог занятия.
- Какие правила поведения в семье нужно знать и выполнять?
- Есть ли разница в приветствии родных, знакомых, друзей? В чем она выражается?
Задание на дом. Нарисуйте портрет своей семьи или кого-то из близких.
Похожие статьи:
Внеклассные мероприятия для начальной школы
Классный час. Игра-путешествие для младших школьников
Нравственный классный час для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!