Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом
Беседа-игра для младших школьников «Прежде чем за стол садитесь, с этикетом подружитесь!»
Цели и задачи классного часа:
• познакомить детей с правилами поведения за столом;
• научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.
Описание классного часа
Уроки воспитания
Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».
Выходят несколько ребят.
1-й ученик:
Учит крошку-людоеда
Папа людоед:
2-й ученик:
Если хочешь съесть соседа —
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость —
Улыбайся шире!
3-й ученик:
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
4-й ученик:
Есть в прихожей — ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
5-й ученик:
И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про нас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева —
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.
6-й ученик:
Это твердо изучи.
Ну, а где же ложка?
И на папку не рычи.
Повторяю, крошка:
Что в тарелке ни лежит —
Яд или отрава —
1-й ученик:
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть —
Чтобы быть упитанным,
Нужно быть воспитанным!
Учитель: Хотя стихотворение и шуточное, но я думаю, вы поняли, о чем пойдет речь? (Вариант ответа ребят: о вежливости и культуре поведения за столом.) Всякому с детства хорошо знакомо одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы: «Мойте руки перед едой!» Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!
Обсуждение ситуации «Как правильно сидеть»
Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, в некоторых семьях в старину детей учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.
За столом не следует играть приборами, рюмками и чашками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги — это доставит неудобство вашим соседям.
Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.
Ситуация-практикум «Накрываем на стол»
Учитель: Но перед тем, как сесть за стол, надо знать правила поведения за столом. По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку — в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Кусочки мяса едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу (кроме специального ножа для рыбы). Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты.
Длинные макароны едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.
Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.
Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки...
• Сев за стол, выпрямьтесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение — чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.
• Не кладите локти на стол — это неприлично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.
• Привыкните к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.
• За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы сможете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.
• Не наполняйте рот большим количеством пищи — так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.
• Как бы вы ни были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.
• Если вы запиваете еду каким-либо напитком — соком или газированной водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.
• Колбасу или сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.
• Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом конце стола, не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.
• Если блюдо вам не понравилось, то не выплевывайте его на тарелку; постарайтесь прожевать и проглотить или, не привлекая к себе внимания, выйдите в туалет.
• Неприлично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.
• Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.
• Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки. Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.
• Ложку держим всегда в правой руке — она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.
• Нож держим всегда в правой руке, вилку — в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.
• Варенье или мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.
• После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.
• Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.
• Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.
• За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.
• Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.
• Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но ни в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.
• Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.
Учитель: А теперь представьте себе такую ситуацию: к нашим мальчикам в гости пришли девочки. Мальчики приглашают их к столу и накрывают на стол. (В данной игре должно участвовать равное количество пар. Если в классе равенство девочек и мальчиков нарушено, то в игре участвуют только несколько пар.) Итак, задание:
1. Всем подняться.
2. Мальчики предлагают девочкам сесть за стол, но при этом отодвигают стул и помогают девочкам сесть.
3. Девочки правильно кладут руки за столом.
4. Мальчики берут листок бумаги («тарелку») и с левой стороны кладут ее перед девочкой.
5. Теперь мальчики берут ручку («нож») и карандаш («вилку») и правильно кладут их по бокам «тарелки».
6. Девочки берут в руки «нож» и «вилку» и показывают, будто они едят кусочек мяса.
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», (автор Мухаммади Куддус), и расскажут их вместе со мной наши ребята.
Учитель:
Для тебя я, друг, составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
1-й ученик:
Как проснулся — так вставай:
Лени воли не давай!
2-й ученик:
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
3-й ученик:
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
4-й ученик:
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой, проверь!
5-й ученик:
В школе, в классе не сори,
Сор увидишь — подбери!
6-й ученик:
Не таскай в кармане мела, —
Это, милый мой, не дело!
7-й ученик:
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен!
8-й ученик:
Дома близким не груби,
Малышей жалей, люби!
9-й ученик:
Знай: хорошие отметки —
Как плоды в саду на ветке!
10-й ученик:
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Подведение итогов. После прослушивания стихов учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом.
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. Культура общения
Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект
Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!