Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Беседа игра по этикету для 3-4 класса. Правила поведения за столом

Беседа-игра для младших школьников «Прежде чем за стол садитесь, с этикетом подружитесь!»

Цели и задачи классного часа:

• познакомить детей с правилами поведения за столом;

• научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Описание классного часа

Уроки воспитания

Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».

Выходят несколько ребят.

1-й ученик:

Учит крошку-людоеда

Папа людоед:

2-й ученик:

Если хочешь съесть соседа —

Вспомни этикет.

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость —

Улыбайся шире!

3-й ученик:

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

4-й ученик:

Есть в прихожей — ни за что!

Людоед здоровый

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

5-й ученик:

И красиво не забудь

Разложить приборы,

А не то про нас пойдут

Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи

Или королева —

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

6-й ученик:

Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Повторяю, крошка:

Что в тарелке ни лежит —

Яд или отрава —

1-й ученик:

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть —

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

Учитель: Хотя стихотворение и шуточное, но я думаю, вы поняли, о чем пойдет речь? (Вариант ответа ребят: о вежливости и культуре поведения за столом.) Всякому с детства хорошо знакомо одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы: «Мойте руки перед едой!» Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!

Обсуждение ситуации «Как правильно сидеть»

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, в некоторых семьях в старину детей учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.

За столом не следует играть приборами, рюмками и чашками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги — это доставит неудобство вашим соседям.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Ситуация-практикум «Накрываем на стол»

Учитель: Но перед тем, как сесть за стол, надо знать правила поведения за столом. По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку — в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Кусочки мяса едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу (кроме специального ножа для рыбы). Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты.

Длинные макароны едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки...

• Сев за стол, выпрямьтесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение — чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

• Не кладите локти на стол — это неприлично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.

• Привыкните к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.

• За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы сможете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.

• Не наполняйте рот большим количеством пищи — так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

• Как бы вы ни были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

• Если вы запиваете еду каким-либо напитком — соком или газированной водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.

• Колбасу или сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

• Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом конце стола, не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.

• Если блюдо вам не понравилось, то не выплевывайте его на тарелку; постарайтесь прожевать и проглотить или, не привлекая к себе внимания, выйдите в туалет.

• Неприлично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

• Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

• Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки. Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

• Ложку держим всегда в правой руке — она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

• Нож держим всегда в правой руке, вилку — в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

• Варенье или мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.

• После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.

• Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

• Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

• За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

• Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

• Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но ни в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

• Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Учитель: А теперь представьте себе такую ситуацию: к нашим мальчикам в гости пришли девочки. Мальчики приглашают их к столу и накрывают на стол. (В данной игре должно участвовать равное количество пар. Если в классе равенство девочек и мальчиков нарушено, то в игре участвуют только несколько пар.) Итак, задание:

1. Всем подняться.

2. Мальчики предлагают девочкам сесть за стол, но при этом отодвигают стул и помогают девочкам сесть.

3. Девочки правильно кладут руки за столом.

4. Мальчики берут листок бумаги («тарелку») и с левой стороны кладут ее перед девочкой.

5. Теперь мальчики берут ручку («нож») и карандаш («вилку») и правильно кладут их по бокам «тарелки».

6. Девочки берут в руки «нож» и «вилку» и показывают, будто они едят кусочек мяса.

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», (автор Мухаммади Куддус), и расскажут их вместе со мной наши ребята.

Учитель:

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1-й ученик:

Как проснулся — так вставай:

Лени воли не давай!

2-й ученик:

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3-й ученик:

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

4-й ученик:

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

5-й ученик:

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь — подбери!

6-й ученик:

Не таскай в кармане мела, —

Это, милый мой, не дело!

7-й ученик:

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

8-й ученик:

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9-й ученик:

Знай: хорошие отметки —

Как плоды в саду на ветке!

10-й ученик:

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Подведение итогов. После прослушивания стихов учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом.

Похожие статьи:

Классный час в 3 классе. Культура общения

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!