Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 0»
Комплексное занимательное занятие по математике на тему «Начинаем с нуля». Старшая группа
Цель: познакомить детей с цифрой 0.
Ход занятия
1. Рассказ воспитателя.
Магию чисел
Познайте, друзья!
В мире без чисел
Людям нельзя.
Интересное слово «магия»! Оно как будто притягивает к себе. В нем что-то таинственное, волшебное. Оно так и есть. Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение. У индейцев «два» - глаза, у тибетцев - крылья, у других народов «один» - луна, «пять» - рука.
II. Игра в загадки про цифру 0.
Цифру эту поверти,
Поставь вверх ногами,
А где ноги, голова
Поищите с нами! (Цифра 0.)
Написали букву О
Мне сказал сосед - «Ничто
Означает буква О».
А как же в математике
Кругляшок пузатенький? (Цифра 0.)
Это цифра не пятак
И не вкусный бублик.
Круглый он, но не дурак,
И не звонкий рублик. (Цифра 0.)
III. Инсценировка «Вот он - нуль!».
Действующие лица
Нуль. Цифры.
Катя. Индус.
Сережа. Араб.
Нуль (поет).
У людей говорят:
Не шути с огнем!
А у нас говорят:
Не шути с нулем!
У нуля в запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним
Да глаз!
От нуля можно ожидать всяких фокусов. Но я самая важная цифра!
Катя. Прибавьте нуль (то есть ничто) к пяти - получится та же пятерка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения.
Сережа. Отнимите нуль от шести - получится шесть. Можно подумать, что нуль - пустяковая цифра. Но это совсем не так! Как написать 10, 100, 1000 или 1 000 000, если нуля нет? Как написать 102, если между цифрами не поместить нуль?
Катя. Вот так долгие века мучались люди. Чтобы было написано правильно, приходилось цифры записывать на особой разграфленной доске - абаке. Там была клеточка отдельно для миллионов, для сотен, тысяч сотен, десятков и для единиц. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это место стали прикрывать пустым кружком. Так родился нуль и остался похожим на кружок.
Во время рассказа демонстрируется абак.
Индус. Обозначать нуль впервые стали в Индии. Назывался он «сунья».
Араб. Арабы перевели это слово на свой язык, стал нуль называться «сифр».
Катя. Правильно! «Сифр» - «цифра».
Араб. Арабским именем нуля стали называть с тех пор всех его братьев и сестер. Все они теперь - цифры. А само слово «нуль» возникло позже (от латинского nullum - ничто).
Во время рассказа выбегают на сцену дети, представляющие цифры.
Вот так! «Ничто» - самая важная цифра нашей счетной системы!
IV. Инсценированные стихи С. Маршака.
Действующие лица
Ведущий.
Нуль.
Единица.
Ведущий.
Вот это ноль - иль ничего,
Послушай сказку про него.
Выходит на сцену Единица, а за ней Нуль.
Нуль (подходит к Единице).
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Единица (гордо смотрит).
Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Нуль.
Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Нуль (продолжает).
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Становится рядом с Единицей.
Ведущий.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
V. Задачи на сообразительность.
1) Росли две вербы, на каждой вербе - по две ветки. На каждой ветке - по две груши. Сколько всего? (Ни одной, на вербе груши не растут.)
2) Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок. (Нисколько.)
3) На груше созрело 10 груш, а на иве - на 2 меньше. Сколько груш созрело на иве? (Нисколько, так как на иве груши не растут.)
VI. Итоги занятия.
Автор: Юлия Александровна Вакуленко
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе. Длина, высота, ширина предметов
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Измерение длины
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Ширина предметов
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Шар, куб»
Нет комментариев. Ваш будет первым!