Воспитание познавательного интереса к социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к социальной действительности у старших дошкольников 5-7 лет
Проблема воспитания познавательного интереса к социальной действительности нашла отражение в экспериментальных исследованиях студентов ВятГГУ: Л.Н. Зяблицевой, Г.А. Изместьевой, А.В. Касьяновой, О.Г. Кудрявцевой и др. Студенты рассматривали разные аспекты интереса и различные средства его воспитания. Так, Л.Н. Зяблицева изучала проблему развития познавательного интереса к родному городу посредством экскурсий; Г.А. Изместьева и А. В. Касьянова — проблему развития познавательного интереса к профессиям взрослых (первая — с помощью художественной литературы; вторая — с помощью сюжетных картин).
Прежде всего определимся с понятием познавательного интереса к социальной действительности. Исходя из того что социальный мир — люди, общество людей, события, факты, взаимоотношения между людьми, мы считаем, что познавательный интерес к социальной действительности — избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к социальным объектам, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о социальном мире, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.
В качестве основного средства формирования познавательного интереса к городу, по мнению Л.Н. Зяблицевой, могут выступать экскурсии. Рассмотрим сущность ее исследования.
Работа может проводиться поэтапно:
1 этап — подготовительный, который заключается в подготовке предстоящей экскурсии;
2 этап — непосредственное проведение экскурсий;
3 этап — послеэкскурсионная работа.
Охарактеризуем каждый из этапов.
Первый этап предполагает наличие трех составляющих:
• подготовку самого воспитателя;
• детей;
• оборудования и материалов.
В подготовку воспитателя входят: определение темы и цели, уточнение программного содержания, выбор места проведения экскурсии. Организация предполагает обязательное предварительное посещение места будущей экскурсии, поскольку это дает возможность договориться о прибытии в удобное время, а также уточнить план экскурсии и продумать приемы ее проведения. Наличие коммуникативных умений воспитателя — условие установления взаимоотношений с организациями, обладающими информацией о родном городе. Л.Н. Зяблицева указывает, что при организации экскурсий по городу важно учитывать рекомендации, разработанные Е.И. Тихеевой:
• проводя работу по ознакомлению с родным городом, воспитатель должен быть осведомленным в области знаний по краеведению;
• необходимо умело отбирать сведения о родном городе и давать их в доступной для детей форме;
• нужно учитывать психическое состояние субъектов во время восприятия объектов, помнить о том, что в момент восприятия точность наблюдений и их глубина пропорциональны интересу;
• следует основательно продумать расстановку детей для обеспечения необходимого обзора изучаемого предмета или явления;
• надлежит помнить о том, что чем удачнее пройдет экскурсия, тем больший интерес она вызовет, тем разнообразнее будут дальнейшие реакции детей.
Рассматривая вопрос подготовки дошкольников, нужно обратить внимание на следующее: за несколько дней до экскурсии провести небольшую беседу с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящему мероприятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезными. Зная о том, что деятельность на экскурсии будет протекать при наличии отвлекающих факторов, воспитатель создает общую эмоциональную атмосферу, сообщая при этом цель и место, куда отправятся дети, напоминает правила поведения.
Что касается подготовки оборудования и материалов, в зависимости от целей, места, где будет проходить запланированная экскурсия, готовится и подбирается соответствующий материал, причем к его подготовке можно привлекать и ребят, поскольку это способствует возбуждению интереса к предстоящей экскурсии.
На втором этапе непосредственно проводятся экскурсии, которые вне зависимости от темы состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вступительная (вводная) часть предполагает напоминание темы, целей, ознакомление с объектом на месте проведения экскурсии. Основная часть — коллективное наблюдение, которое по своей психофизиологической структуре представляет сложный механизм, включающий всестороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания, память, речь. Здесь используются разнообразные методы и приемы: загадки, рассказы, пояснения, обследование, игра и т.д. Экскурсия строится так, чтобы дошкольники не просто рассматривали, но и могли самостоятельно добывать знания, проявлять активность и творчество. Для этого могут применяться проблемные ситуации и практические задания. Система вопросов, применяемых на экскурсии, — движущая сила обучения. На основании рекомендаций А.И. Сорокиной можно использовать следующие виды вопросов:
• требующие простой констатации фактов: кто? что? где? когда? какой?;
• побуждающие к мыслительной деятельности, формированию умозаключений, выводов: почему? зачем? отчего? с какой целью?
Для поддержания мыслительной активности детей важно побуждать их задавать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным.
По окончании второй части воспитатель предоставляет ребятам возможность удовлетворить любознательность в процессе индивидуального самостоятельного наблюдения. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет интерес к действиям ребят: задает вопросы, поддерживает их инициативу, обменивается с ними впечатлениями, что создает возможности для привлечения малоактивных детей к совместной деятельности.
В заключительной части экскурсии впечатления дошкольников уточняются и закрепляются.
На третьем этапе проводится послеэкскурсионная работа, направленная на уточнение, систематизацию знаний, упрочение чувств и отношений, зародившихся на экскурсии, о значении которой говорила Н.Ф. Виноградова. Поскольку детские переживания являются нестойкими, создаются условия для их оживления и закрепления. Для этого проводятся обобщающие беседы: «Представители растительного и животного мира Кировской области», «Интересные факты истории нашего города», «Какие здания строили в прежние времена», «Кем работают мои родители?» и др. Например, в процессе беседы «Какие здания строили в прежние времена» могут быть заданы следующие вопросы.
• Сколько этажей у старинных зданий?
• Из какого материала построены здания?
• Какие «необычности» есть у старинных зданий?
• Почему зданиям больше ста лет, а они до сих пор стоят?
Будут увлекательны для дошкольников игры: «Расскажи — мы отгадаем», «Раньше и сейчас», «Лови, не зевай, быстро улицу называй», «Найди, о чем скажу», «Подбери словечко» и др. Так, например, в игре «Расскажи — мы отгадаем» один ребенок рассказывает об одном из жилых помещений в старину (чадовка, землянка, барак), в недалеком прошлом (первые деревянные, кирпичные дома), остальные дети пытаются отгадать, при этом обосновывают свой ответ. В игре-соревновании «Знатоки улиц родного города» дошкольникам предлагаются задания, связанные с узнаванием улиц, игр на нахождение сходства и различия последних, составление маршрутов по улицам города и т.д.
В рамках послеэкскурсионной работы может организовываться продуктивная деятельность детей: изготовление карты Кировской области; рисование на темы: «Помещения, в которых жили люди в прошлом»; «Улицы нашего города»; создание панно «Река времени»; изготовление моделей «необычностей» зданий в старину; оформление альбома о родном городе; написание коллективного письма детям города-побратима Делавэра.
Последовательно рассмотрим организацию каждого этапа на примере.
Посиделки в горнице у бабушки Арины Подготовительный этап
В подготовку включается определение темы экскурсии в соответствии с разработанной серией о прошлом г. Омутнинска. Исходя из темы формулируется цель. Местом проведения данной экскурсии выбрана комната русского быта в дошкольном образовательном учреждении, оформленная под русскую избу и оборудованная предметами старины. Для организации экскурсии необходимо заранее договориться о встрече с гостьей — бабушкой определенного ребенка, обговорить содержание предстоящей экскурсии, методы и приемы поддержания интереса и активизации детей (сюрпризный момент, вопросы, беседы, последовательность ведения, словесные игры, деятельность детей и т.д.), вместе продумать расстановку ребят, чтобы ничто не отвлекало их от экскурсии.
Если говорить о подготовке детей, за два дня до экскурсии можно им предложить рассмотреть иллюстрации с изображением различных мест проживания человека в прошлом: царские палаты, хоромы, горница, изба, комната и т.д., найти сходство и различие. Можно создать ситуацию таинственности: спросить, хотели бы они оказаться в прошлом, посмотреть, как раньше жили люди.
Значительная работа может быть проведена и в плане подготовки оборудования: организуется выставка предметов старины и современности, где выставляются самовар, чугунки разного размера, ухват, утюг на углях, валек и пр. Для организации труда детей следует подготовить соленое тесто (для лепки баранок), накрыть стол для чаепития по старинному обычаю из блюдец.
Непосредственное проведение экскурсии
Вступительная часть
Детей встречает бабушка Арина в русском сарафане с караваем хлеба на вышитом полотенце. Она знакомится с ребятами по русскому обычаю полевками: «В светлом теремочке выросла Катюшка. Люди ее любят, все ее голубят», «Наша Настенька в дому, что оладушек в меду», «Баю-баю-баиньки, Кирюше купим валенки...» и др. Далее дошкольникам напоминают о том, что они пришли в комнату русского быта, а раньше ее называли горницей. Предлагают удобно встать для организации коллективного наблюдения.
Основная часть
Бабушка показывает детям горницу, спрашивает, как они понимают значение этого слова, выслушивает и дополняет их ответы. Затем предлагает найти самое главное место в горнице, обосновать свой ответ. Дошкольники осматривают помещение, останавливают свой выбор на печке. Бабушка Арина показывает «лавки», предлагает присесть, рассказывает о печке, ее значимости, предметах старины, которыми пользовались раньше: чугунок — посуда для горячих блюд, кринка — посуда для молока. Ребята рассматривают, трогают предметы, обращается внимание на материалы, из которых они изготовлены (чугун, дерево, глина), предлагается сопоставить с современными и подобрать соответствующие названия: чугунок — кастрюля, миска; ухват — прихватка, сковородник; самовар — чайник, кофейник и др.
Далее бабушка Арина рассказывает о старинном русском обычае — чаепитии с баранками. Обращает внимание на накрытый стол (чай пить не с чем). Дети сами изготавливают баранки (лепка из соленого теста), ставят их в печь.
Бабушка достает заранее подготовленные баранки и обучает правилам чаепития из блюдец (как наливать чай по чашкам, как держать блюдце). Во время чаепития предлагаются загадки о печке, самоваре, столе и пр. (сост. М.С. Лызлова):
От одного озера до другого мост лежит. (Ведра на коромысле.)
На четырех парней одна шапка одета. (Стол.)
В брюхе баня, в носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука
И та на спине. (Чайник.)
Четыре ноги,
А ходить не может. (Лавка.)
Заключительная часть
После чаепития ребятам еще раз предлагается на пред
Заканчивая посиделки, бабушка Арина спрашивает детей, что для них было самым интересным, трудным, а также учит прощаться по старинному обычаю: поклоном хозяевам (в знак уважения к ним).
Послеэкскурсионная работа
Через два дня с детьми может быть проведена беседа «Как мы побывали в гостях у бабушки Арины» по следующим вопросам.
• Как называлось место, где мы побывали?
• С какой целью людей раньше встречали хлебом-солью?
• Какие предметы быта вы запомнили?
• Какие предметы использовались в старину и для чего?
• На какие современные предметы они похожи?
• Как прощались по старинному обычаю и почему?
• Что показалось самым интересным?
Можно провести игру «Где мы были — мы не скажем, а что видели — покажем». Каждый ребенок вспоминает какой-либо предмет старины, который видели в горнице, и показывает без слов, остальные отгадывают, что это за предмет.
Не менее важное условие, стимулирующее развитие познавательного интереса к родному городу, — создание предметно-пространственной среды, которая включает организацию в дошкольном образовательном учреждении мини-музея краеведения, комнаты русского быта, в группе — уголка родного края. Мини-музей представляет собой небольшое помещение, в котором располагаются разные экспозиции по истории родного города, дети имеют возможность побывать в роли экскурсовода. Уголок русского быта оформляется под русскую избу, вмещающую в себя предметы быта и утвари. Групповой уголок состоит из стенда с информацией о городе и полочек для экспонатов, обновляется в зависимости от темы месяца.
Последующая активность детей может проявиться в участии в конкурсе чтецов, посвященном Дню города, выставках рисунков «С любовью о городе», природоохранных акциях, моделировании карты района, улиц города, составления безопасных маршрутов, последовательном заполнении панно «Река времени» с остановками (Древность, Старина, Наше время), оформлении «Древа металлургов» с представлением династий заводчан, создании «Моей родословной», альбомов: «Мой город», «Город в рассказах детей», подборке стихов о городе, работы в уголке изодеятельности и т.д.
Таким образом, в процессе использования экскурсий как средства развития познавательного интереса к родному городу могут применяться различные методы и приемы: игра, наблюдение, беседа, рассматривание предметов, фотографий, сопоставление (например, строений старины и современности), чтение стихов о родном городе и пр. Важнее значение имеет трехэтапная организация работы, предусматривающая последовательное, логичное, детальное ознакомление детей с особенностями родного города. Примечательно также и то, что дошкольники выступают не сторонними наблюдателями, а активными участниками процесса: задают вопросы и отвечают на них, оформляют альбомы, рисуют, выбирают вместе с родителями и приносят фотографии, создают панно, изготавливают модели «необычностей» старинных зданий (арка, винтовая лестница, перила с выточенными подпорками, высокие пороги, резные окна) и пр.
Студентка ВятГГУ А.В. Касьянова изучала проблему формирования
познавательного интереса к труду взрослых посредством сюжетных картин. В процессе организации работы она рекомендует использовать специально разработанные серии картин для детских садов: «Кем быть?», «Люди мужественных профессий»; иллюстрации, отражающие различные профессии людей, результаты их труда, а также технику и механизмы, используемые в профессиональной деятельности.
Формы работы могут быть различными: беседы, развлечения, занятия, дидактические игры и пр. В качестве методов и приемов можно рекомендовать следующие: рассказ (яркое, образное изложение фактов), разъяснение (в случаях, когда нужно что-либо уточнить), диалог (привлечение детей к формированию собственных суждений), упражнение (главным образом в формулировке вопросов и детальном рассматривании картин), использование художественного слова (стихотворения, загадки, пословицы, поговорки и пр.), применение занимательного материала (ребусы, кроссворды), прием недосказанных фраз и т.д. Предлагаем последовательный перечень профессий, интерес к которым может быть сформирован:
• медицинские специальности (врачи, медсестры, хирурги и пр.);
• работники транспорта (летчики, шоферы, машинисты, диспетчеры и др.);
• строительные профессии (каменщик, маляр, плотник, столяр);
• профессии, связанные с производством и реализацией продовольственных и промышленных товаров (повара, кондитеры, продавцы, кассиры, портные, сапожники);
• работники образовательной сферы (учителя, библиотекари);
• профессии родителей.
Прежде всего следует провести беседу для расширения знаний о деятельности людей медицинских специальностей. Основное внимание уделяется тем медицинским специальностям, о которых дети мало знают и сами непосредственно их деятельности не наблюдают.
Таким образом, для развития познавательного интереса к социальной действительности могут быть использованы экскурсии, беседы, комплексные занятия, развлечения.
Похожие статьи:
Методики раннего обучения детей математике
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Нет комментариев. Ваш будет первым!