Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Иван Бунин
Конспекты уроков литературного чтения, 4 класс. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Еще и холоден и сыр...»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихов И.С. Никитина.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку, назовите отгадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем! (Лес.)
— Прочитайте ее скороговоркой.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем изучить. (Бунин Иван Алексеевич.)
НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА
— Что вы можете сказать об Иване Бунине?
— Рассмотрите нашу выставку, может быть, она вам подскажет ответ.
(Дети вспоминают, что уже знают.)
— Определите тему и цели урока. (Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина.)
(Учитель делает краткое сообщение о писателе.)
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью — в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 188I г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.
В январе I920 г. вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.
Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)
— Что вы узнали о жизни поэта?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Учитель выразительно читает стихотворение «Гаснет вечер, даль синеет...».)
— Что вы представили, когда слушали стихотворение?
— Какие слова и выражения были непонятны?
— Прочитайте внимательно стихотворение.
— Какую интонацию вы выберете?
— Прочитайте стихотворение друг другу и скажите: о чем хотел рассказать нам Бунин?
— Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.
— А какие эпитеты использует автор? (Выразительное чтение стихотворения.)
— Какие картины вам представились при чтении этого стихотворения?
— Рассмотрите репродукции картин и фотографии на нашей выставке. Какие из них можно соотнести с произведением И. Бунина? Докажите свою точку зрения.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Домашнее задание
Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина. Подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку, назовите отгадку.
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
— Прочитаем загадку все вместе, в медленном темпе.
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).
— Как вы узнали, что это март? Какие признаки наступления весны здесь встретились?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
— Проверим домашнее задание. Покажите иллюстрации, которые вы подготовили к уроку. Расскажите о них.
(Выразительное чтение стихов И.А. Бунина.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Учитель выразительно читает стихотворение «Еще и холоден и сыр...»)
— Что вы представили, когда слушали стихотворение?
— Какие слова и выражения были непонятны?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Подумайте, что хотел передать поэт: сожаление, что зима уходит, или радость пробуждения природы.
— Найдите слова, которые подтвердят ваше мнение.
— Читая стихотворение, можем ли мы услышать звуки природы? Найдите подтверждение в тексте.
— Какие приемы использует автор?
— Найдите и прочитайте олицетворения. (Небо смотрит, снег слезится.)
(Выразительное чтение стихотворения.)
— Какие картины вам представились при чтении этого стихотворения?
— Рассмотрите репродукции картин и фотографии на нашей выставке. Какие из них можно соотнести с произведением И. Бунина? Докажите свою точку зрения.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
— Созвучны ли ваши мысли и чувства настроению поэта?
Домашнее задание
Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина. Подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать или нарисовать иллюстрации к нему.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!