Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Уроки литературного чтения, 4 класс. Обобщение и повторение по разделу: Литературные сказки

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога. Проверочная работа

Цели: повторить и обобщить знания обучающихся поданному разделу; проверить усвоение полученных знаний; учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.

Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги,

— ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление обязанностей в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, овладение навыками адаптации к школе, школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: выставка книг по теме раздела, портреты писателей, карточки с заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

— Сегодня у нас обобщающий урок. Как обычно, такой урок у нас проходит в виде соревнования. Для этого вы поделитесь на команды, выберете капитанов, придумаете название и девиз.

(Учащиеся делятся на команды, придумывают название и девиз.)

— Итак, начинаем наш урок-конкурс!

II. Конкурсная программа

Этап I. «Назови произведение»

— В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)

— А в этом произведении главная героиня рисковала своей жизнью ради отца. («Аленький цветочек».)

— Главная героиня этой сказки чуть не погибла, спасая своих братьев. («Дикие лебеди».)

— В этом произведении рассказывается о том, как друзья помогали нашему герою на кухне. («Мафин печет пирог».)

— Произведение, которое начинало раздел. («Белоснежка и семь гномов».)

— В этом произведении можно узнать о подводной жизни. («Русалочка».)

Этап II. «Найди пару»

— Соедините автора с его произведением.

«Пятеро из одного стручка»                   Ш. Перро

«Спящая красавица»                               С. Аксаков

«Чайник»                                                   И. Токмакова

«Аленький цветочек»                               Г.-Х. Андерсен

«Сказочка о счастье»

Этап III. «Бюро находок»

- Из какого произведения эти предметы?

• Крапива. («Дикие лебеди».)

• Золотой венец из каменьев самоцветных. («Аленький цветочек».)

• Зеркало. («Белоснежка и семь гномов».)

• Горошина. («Пятеро из одного стручка».)

• Цветочная луковица. («Чайник».)

• Белые камешки. («Мальчик-с-пальчик».)

Этап IV. «Назови имя»

— Имя Токмаковой. (Ирина Петровна.)

— Автор сказки «Аленький цветочек». (Сергей Тимофеевич Аксаков.)

— Этот герой не раз спасал своих братьев. (Мальчик-с-пальчик.)

— Имя главной героини сказки «Дикие лебеди». (Элиза.)

Этап V. «Домашнее задание»

Команды готовят краткий пересказ любой сказки.

Этап VI. «Задай вопрос» Команды готовят друг другу по два вопроса.

Этап VII. «Оживи картинку»

— За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники должны его узнать.

III. Подведение итогов

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько

— Прочитайте про себя.

— Прочитайте медленно (еще: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой).

— Выучите стишок.

III. Работа по теме урока

(Работа в группе.)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

— Как вы думаете, какие виды сказок легли в основу произведений братьев Гримм, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, С.Т. Аксакова?

— Подумайте и обсудите, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.

— Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познавательных рассказов. Прочитайте о них в задании 8 на с. 70 учебника.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Составление каталога

— Каких русских писателей-сказочников вы знаете?

— Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.

— Прочитайте, какой список составила Аня (задание 9 на с. 70 учебника).

— Можно ли что-то добавить?

(Работа в группе.)

— Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран». Для того чтобы выполнить эту задачу, надо распределиться по группам, решить, кто чем будет заниматься (составлять список книг, искать книги в библиотеке и дома, рассказывать о писателе- сказочнике, о стране, в которой он жил, составлять краткие аннотации, представлять иллюстрации).

(Дети распределяют между собой задания.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

 

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

 

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух...

Каждый нам в дороге —

Настоящий друг.

 

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Ю. Энтин

Домашнее задание

Выполнить задание, полученное в группе.

Ход урока 3

I. Организационный момент

(Учащиеся берут карточки, помеченные «х» и «о». Таким образом они делятся на две команды.)

Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информационно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут пять конкурсов. Тема игры: «Литературные сказки». Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, у которых знаков окажется больше.

II. Работа по теме урока

1. Конкурс «Разминка»

Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (Вопросы задают по очереди каждой команде.)

• Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.)

• Организуем курсы выживания в джунглях. (Маугли и Тарзан.)

• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

• Охранному агентству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.)

• Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.)

2. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках»

- Сейчас капитан каждой команды выберет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается этот предмет, и доказать чтением отрывка.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год. Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Таршина «Сказка о жабе и розе».) Мал горшок, да ее варит.

• Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

• Ее маслом не испортишь.

(Каша. В произведении П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

3. Конкурс «Узнай автора»

— Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать их полные имена.

• Родился он на Урале в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879—1950).)

• Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей усадьбе. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергеи Тимофеевич Аксаков (1791—1859).)

• Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михаилович Гаршин (1855—1888).)

• Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803—1869).)

4. Конкурс «Живая картинка»

— Сейчас вы увидите фрагмент мультфильма «Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет озвучить кадры.

5. Конкурс «Сочини сказку»

— Вам предлагаются слова, связанные известным сюжетом, и одно лишнее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их будете по очереди, чтобы сложился единый сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.

III. Подведение итогов

— Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам немецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».

Вот и закончилась игра —

Расходиться нам пора...

На табло взгляните все —

Подведем итог игре.

(Подсчет «х» и «о». Награждение победителей.)

Ход урока 4

I Организационный момент

II. Работа по теме урока

— Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по изученному разделу. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали. В конце урока подведем итог и определим, кто же лучше всех учился, кто лучше знает материал.

(Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 69 учебника.)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 71 учебника. К каким сказкам они сделаны? Кто их автор?

— Напишите отзыв о любом понравившемся произведении по плану.

План

1. Автор.

2. Название произведения.

3. Жанр произведения.

4. О чем этот текст?

5. Кто из героев понравился и почему?

6. Чем понравилось это произведение?

Ill. Подведение итогов Домашнее задание

Подготовить сообщение о любимом писателе. Принести на урок его книгу.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!