Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Великая Отечественная война
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений
Цели: познакомить с произведением Е. Благининой «Папе на фронт», с репродукцией картины А. Лактионова «Письмо с фронта»; учить сравнивать произведения разных жанров; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров; метапредметные:
— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,
- умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,
— осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление обязанностей в группе при планировании проекта о Родине; личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, Репродукция картины А. Лактионова «Письмо с фронта».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное!
Вот сорок первый год. Конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война!
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
— О чем говорится в этом стихотворении?
— Какие чувства вызывают у вас эти строчки?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Папе на фронт»
— Прочитайте название стихотворения. О чем может в нем говориться?
(Прогнозирование содержания текста.)
— Прочитайте имя автора. Что вы помните о Елене Александровне Благининой?
(Чтение стихотворения учителем.)
— Какие чувства вы испытали при чтении?
— Прочитайте строчки, которые вас особенно тронули.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Приготовьтесь читать выразительно.
(Выразительное чтение стихотворения.)
— Подготовьте пересказ текста от лица мальчика.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите репродукцию картины А. Лактионова «Письмо с фронта».
— Какие чувства она у вас вызывает?
— Расскажите, что вы на ней видите.
— Сравните произведения, над которыми работали на уроке. Что вы можете сказать о них?
— Представьте себе, что вы ждете отца с фронта. Напишите ему письмо. Воспользуйтесь словами и выражениями из словарной коробочки на с. 37 творческой тетради.
(Самостоятельная работа обучающихся.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие чувства хотели донести до нас авторы?
Домашнее задание
Читать книги по списку на с. 85 учебника.
Материал для учителя
О картине «Письмо с фронта» А. Лактионова
Полотно «Письмо с фронта» принесло художнику большую известность. Написанное в 1947 г. по ещё свежим воспоминаниям о годах войны, оно нашло горячий отклик в сердцах людей.
Картина представляет собой жанровую сцену с удачно найденной «жизненной» постановкой фигур. Здесь нет неестественного позирования и ненужной патетики, такую сценку на залитом солнцем крыльце можно было увидеть в каждом доме, куда пришло долгожданное письмо. В каждой семье в эти радостные минуты сразу откладывались повседневные занятия и заслушивалось чтение послания, которое в этом произведении доверено старшему сыну. Для картины художнику позировали его родные; стремясь как можно точнее и достовернее передать все мельчайшие подробности, Александр Иванович Лактионов выступает истинным бытописателем.
Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии сразу же, как только ее увидел зритель. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, — ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!