Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Суриков «Детство»
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов
Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов, понимать настроение поэта; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов И. Сурикова, его портрет, лапти.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Дети читают свои сочинения. Рассказывают, что в повести происходит дальше.)
III. Работа по теме урока
— Ребята, разгадайте кроссворд.
1. Выгляну в оконце —
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)
2. Белый дед — белее нет,
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму —
Никто не поднимает.
Весна придет —
Он сам уйдет. (Сугроб.)
3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение.)
4. Кручу, бурчу,
Снег в комья сбиваю,
Прохожих пугаю. (Вьюга.)
— Прочитайте слово, получившееся в выделенных клетках. (Суриков.)
— Помните ли вы имя этого поэта? Какие его произведения помните?
— Прочитайте слова-отгадки. Как, по-вашему, они могут быть связаны? (Предположения детей.)
— Сегодня мы будем изучать произведение И. Сурикова «Детство». Как вы думаете, о чем в нем говорится?
(Прогнозирование содержания произведения.)
Иван Захарович Суриков (1841 — 1880) родился в Ярославской губернии, в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным графа Шереметева, жил в Москве на оброке, где у него была небольшая лавка. Восьми лет мальчика привезли в Москву. Под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков стал складывать свои стихи. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений.
Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писал музыку П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие? (Ответы детей.)
— Сегодня вы узнали о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Время детства золотое,
Юность без тревог!
Хоть бы день из этой жизни
Возвратить я мог!
Детство, нет тебе возврата!
Пронеслось, прошло;
Только в памяти живешь ты
Ярко и светло.
(Первичное чтение стихотворения «Детство».)
— Прочитаем стихотворение в наших учебниках. Следите за моим чтением.
(Учитель читает выразительно или включает аудиозапись.) (Работа над текстом стихотворения.)
— Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? (Да, они очень похожи.)
— Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась?
— Прочитайте строчки, в которых представлена такая картина: семья зимним вечером.
(Дети зачитывают четверостишия.)
— Что такое лапти?
Лапти — крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу. (Показ лаптей.)
— Кто из вас знает, что такое прялка, светец?
Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
Светец - подставка для лучины, освещавшей жилье, избу.
— Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
(Дети зачитывают строки.)
— А вы любите сказки? Назовите самые любимые.
— Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?
(Выразительное чтение отрывка детьми.)
— Какая сказка снилась мальчику? (Похоже на сказку «Иван- царевич и Серый Волк».)
— Найдите слова и выражения, которые помогают ярко представить сказку.
— Соотнесите иллюстрации и текст. К каким строчкам сделаны рисунки?
— Сравните одноименные произведения И. Сурикова и А. Толстого. Что вы можете сказать о них? В чем сходство, а в чем различие?
VI. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
— С каким стихотворением познакомились на уроке?
— Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
— С каким настроением писал поэт о своем детстве?
- Почему ему захотелось рассказать о нем читателям? Перечитайте последнее четверостишие.
— Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание
Выучить наизусть первые четыре четверостишия стихотворения «Детство». Выполнить задание 3 на с. 111. По желанию сделать иллюстрации к любимому отрывку.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Нет комментариев. Ваш будет первым!