Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Литературные сказки

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки»

Цели: формировать основы читательской самостоятельности (выбирать книгу самостоятельно с помощью алфавитного и тематического каталогов, находить необходимую информацию в книге для подготовки устного сообщения); развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.

Оборудование: карточки с заданиями, отрывками из произведений, аудиозаписи детских песен, портреты писателей Н.Н. Носова, Г. -X. Андерсена, И.А. Крылова, М.М. Пришвина, Л.H. Толстого, сундучок для подарков (книги, сладости), шапочки с именами литературных героев для инсценирования.

Подготовка к уроку: класс делится, например, на 5 групп по читательским интересам, каждая группа выбирает писателя, творчество которого она будет представлять на уроке. Учитель готовит к уроку загадки, вопросы для литературной викторины.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы отправимся в путешествие «По дорогам сказки». Вы покажете и расскажете, чему уже научились. Итак, в путь, друзья! Выставки книг к уроку нет, она будет оформляться во время нашего путешествия.

II. Работа по теме урока

1. Отчеты команд

(Каждая команда рассказывает классу о прочитанных книгах и писателе, который их создал, знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному.

Во время выступления вывешивают иллюстрации к сказкам на доску, ставят книги на полочки. К концу урока оформится выставка книг.)

Пример выступления

— Мы выбрали сказку про Ивана, про его приключения: «Как в сусеки он попал, как перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом, как он в солнцевом селенье киту выпросил прощенье, как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей, как в котлах он не сварился, как красавцем учинился, словом: наша речь о том, как он сделался царем». Какая это сказка?

Правильно, это сказка «Конек-Горбунок». Написал ее Петр Павлович Ершов. Вот портрет этого писателя. Он жил очень давно. Его знал Пушкин. Пушкину очень нравилась сказка «Конек- Горбунок».

— Сейчас мы вам прочитаем отрывок из этой сказки. Только внимательно посмотрите на этот рисунок, где изображена встреча Ивана с Месяцем Месяцовичем. Затем в лицах прочитайте соответствующий отрывок из сказки.

— Как звали царицу, про которую рассказывает Иванушка? (Царь-девица.)

— В какой сказке А.С. Пушкина герой тоже разговаривает с месяцем? (Королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)

2. Литературная викторина

- Дополните названия произведений.

1. Сказка Ш. Перро «Красная...». (Шапочка.)

2. Сказка Ш. Перро «Синяя...». (Борода.)

3. Сказка М. Метерлинка «Синяя...». (Птица.)

4. Рассказ В. Осеевой «Синие...». (Листья.)

5. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...». (Курица.)

6. Рассказ А. Куприна «Белый...». (Пудель.)

7. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...». (Туман.)

8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...». (Шейка.)

9. Рассказ В. Бианки «Оранжевое...». (Горлышко.)

— Перед вами первые строчки известнейших сказочных повестей. Кто их авторы? Как они называются?

1. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)

2. «Жил-был в норе под землей хоббит». (Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».)

3. «В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Воль- ка чихнул и проснулся». (Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

4. «В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого». (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)

5. «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. «Жил-был... "Король!" — немедленно воскликнут мои маленькие читатели. Нет, дети, вы не угадали. Жил-был кусок дерева». (К. Коллоди «Приключения Пиноккио».)

7. «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, прогоняя сон». (Р. Киплинг «Маугли».)

- А сейчас ответьте на вопросы.

1. Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

2. Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

3. Что было нарисовано в каморке у папы Карло? (Очаг.)

4. Хитрющий слуга маркиза Карабаса. (Кот.)

5. Кому приходилось изображать «привидение с мотором ужасное, но симпатичное»? (Карлсону.)

6. Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски. (Чиполлино.)

7. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели (Щука.)

8. Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие? («Колобок».)

9. Где отбывал наказание Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)

10. В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

11. Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («Морозко».)

12. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)

13. От кого звонил слон Корнею Чуковскому? (От верблюда.)

14. «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей — не знают ли кого?..» (Сказ П. Бажова «Серебряное копытце».)

15. Какое «удобрение» в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес в Стране дураков? (Соль.)

3. Конкурс рисунков «Изобрази героя»

— И последнее задание. Каждой команде нужно нарисовать по одному выдуманному герою. В этом герое должно быть собрано как можно больше от известных сказочных героев. Например, хвост Русалочки, гребень Петуха, меч богатыря и т. д. У кого он получится лучше? И обязательно дайте ему имя.

(Дети рисуют. Затем показывают работы. Ученики называют элементы.)

III. Подведение итогов урока

— С помощью смайлика выразите свое отношение к материалу урока.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение

Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!