Урок игра КВН по литературному чтению, 4 класс. Конспект
Конспект итогового урока-игры для 4 класса «Литературные тайны»
Цели: обобщить полученные знания; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Оборудование: выставка книг, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
— Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет посвящен теме «Великие русские писатели». Для игры разделимся на 2 команды.
(Название темы записано на доске.)
— Итак, у нас есть две команды. Для удобства сядем за два больших стола.
(Столы можно сдвинуть заранее, до урока.)
II. Приветствие команд
— Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам помогут дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2 мин, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана.
(Через 2 мин команды приветствуют друг друга.)
III. Конкурс «Поэтический»
— Только по одной строчке вам нужно узнать имя автора, название стихотворения. (По очереди — каждой команде.)
1. «Дни поздней осени бранят обыкновенно...» («Осень». А.С. Пушкин.)
2. «Вскормлен грудью облаков...» («Дары Терека». М.Ю. Лермонтов.)
IV. Конкурс «Пословица, тебя мы знаем!»
— В этом конкурсе вам нужно будет узнать произведение по пословице и доказать отрывками из текста. (Пословицы записаны на доске.)
• Где счастье плодится, там и зависть родится.
• Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.
• Хотя с нуждою, а добился чести.
• Живи добрее, будешь всем милее.
• Чем крепче дружба, тем легче служба.
V. Конкурс «Разгадай кроссворд»
— Разгадайте кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Дети работают самостоятельно.)
1. Имя девушки, потерявшей хрустальный башмачок. (Золушка.)
2. Она плела рубашки из крапивы ради спасения своих братьев. (Элиза.)
3. Девочка, попавшая в странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.)
4. Лучший друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит.)
6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.)
7. Яльмару рассказывал сказки Оле... (Лукойе.)
8. Имя мальчика, попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.)
9. Богатырь, победивший Черномора. (Руслан.)
10. Кто сделал из полена деревянного человечка? (Карло.)
11. Купец, побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)
— Прочитайте в выделенном столбце имя еще одной сказочной героини. (Златовласка.)
— Вы разгадали героев сказок. На какие группы можно разделить эти сказки? (Литературные и народные.)
— По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)
VI. Конкурс «Здравствуй, басня!»
(Инсценирование басен Л.Н. Толстого. Команда 1 — «Белка и волк». Команда 2 — «Волк и собака». См. материал для учителя к уроку.)
— В чем необычность басен Толстого?
— Есть ли в них иносказательность?
— Какова мораль басен Толстого?
— Выражена ли она в его произведениях?
— Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
VII. Конкурс «Узнай произведение»
— Узнайте произведение по опорным словам.
Москва, героизм, казаки, гусары, маленький француз. («Петя Ростов». Л.Н. Толстой.)
VIII. Конкурс эрудитов
— Я буду называть фамилию писателя, а вы — его имя и отчество, а также годы жизни.
1. Крылов. {ИванАндреевич, 1769—1844.)
2. Пушкин. (Александр Сергеевич, 1799-1837.)
3. Лермонтов. (Михаил Юрьевич, 1814-1841.)
4. Толстой. (Лев Николаевич, 1828—1910.)
IX. Проверка техники чтения
(Обучающиеся получают распечатки текста (без указания автора), подсчитывают количество прочитанных за 2 мин слов. Отвечают на вопросы по содержанию, записанные учителем на доске заранее, в тетради.)
Приключения Тома Сойера
...Проснувшись утром в понедельник, Том почувствовал себя очень несчастным. Он всегда чувствовал себя несчастным в понедельник утром, так как этим днем начиналась новая неделя долгих терзаний в школе. Ему даже хотелось тогда, чтобы в жизни совсем не было воскресений, так как после краткой свободы возвращение в темницу еще тяжелее.
Том лежал и думал. Вдруг ему пришло в голову, что хорошо было бы заболеть; тогда он останется дома и не пойдет в школу. Надежда слабая, но почему не попробовать! Он исследовал свой организм. Нигде не болело, и он снова ощупал себя. На этот раз ему показалось, что у него начинается резь в животе, и он обрадовался, надеясь, что боли усилятся. Но боли, напротив, вскоре ослабели и мало-помалу исчезли. Том стал думать дальше. И вдруг обнаружил, что у него шатается зуб. Это была большая удача; он уже собирался застонать для начала, но тут же сообразил, что, если он заикнется о зубе, тетка немедленно выдернет зуб, — а это больно. Поэтому он решил, что зуб лучше оставить про запас и поискать чего-нибудь другого. Некоторое время ничего не подвертывалось; затем он вспомнил, как доктор рассказывал об одной болезни, уложившей пациента в кровать на две или три недели с грозившей ему потерей пальца. Мальчик со страстной надеждой высунул из-под простыни ногу и начал исследовать большой палец. У него не было ни малейшего представления о том, каковы признаки этой болезни. Однако попробовать все-таки стоило, и он принялся усердно стонать... (234 слова)
М. Твен, перевод К. Чуковского
Вопросы и задания
1. Почему Том начал «исследовать свой организм»? Какие болезни он у себя пытался найти?
2. Как вы думаете, о какой болезни говорил доктор?
3. Как вы считаете, почему Том не любил ходить в школу?
4. Из какой книги этот отрывок и кто ее автор?
Лоси
Как-то вечером к нашему костру пришел дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.
— Да какие они, лоси-то? — спросил кто-то из нас.
— Хорошенькие, — ответил дед.
— Ну какие же они хорошенькие! — сказал я. — Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты. Скорее безобразные.
— Очень хорошенькие, — настаивал дед. — Раз вижу, лосиха плывет с двумя лосятами. Хотел было бить в нее из ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывет, а дети за ней не поспевают. Она идет по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или... не кинет детей?
— Ты же убить ее хотел?
— Вот вспомнил! — удивился дед. — Я в то время все забыл, только думаю: убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну, как вы думаете?
— Думаю, — сказал я, — она отбежит к лесу и будет наблюдать.
— Нет, — перебил меня дед. - Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались, и она их повела...
— И ты их не тронул?
— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие... (191 слово)
М. Пришвин
Вопросы и задания
1. Расскажите кратко, о чем поведал дед своим собеседникам.
2. Кто были собеседники у старого охотника? Отчего их интересовало только одно: почему дед не убил лосиху или лосят?
3. Какие чувства овладели старым охотником, когда он увидел лосиху с лосятами?
4. Каким вам представляется этот человек? Каков его внутренний мир? Представьте словесный портрет старика.
Котята
Это был бездомный котенок, худой и голодный. Он еще не ходил, а ползал. Братья Васильчиковы сказали:
— Мы бы взяли его к себе, но наша мама не позволит.
Братья Салазкины сказали:
— Мы бы тоже взяли его к себе, но у нас собака. Валерка Зуев сказал:
— Я бы взял котенка, но у меня брат Вадик.
Его никто не понял. При чем здесь брат? Валерка сказал:
— Вадик такой же маленький, как этот котенок. Он будет дергать его за хвост.
— Тогда я возьму его, — сказал Алян. — Смотрите, котенок дрожит и плачет. Нельзя его здесь оставить. Даже если мама рассердится, я его не брошу. Я его где-нибудь припрячу у себя в комнате, а когда буду выходить гулять, буду брать его с собой.
И с этими словами Алян взял котенка на руки и унес домой.
— Вполне симпатичный котенок, — сказал папа.
— Не нужно нам котенка, — сказала мама.
— Зато мы нужны котенку, — сказал Алян.
Тогда мама покачала головой и согласилась.
Ведь это была правда. Какому котенку не нужны хозяева, если у него нет мамы-кошки?
На другой день Алян принес еще котенка, другого цвета. Он боялся, что мама от него откажется, и никому ничего не сказал. Оба котенка жили в его комнате, Алян поил их, кормил, приносил им песок, и никто ничего не замечал, пока Алян не принес третьего.
Однажды мама, папа, Алян пили чай за столом, как вдруг папа сказал:
— Смотрите, очень странно. По-моему, у нас был серый котенок, а этот рыжий...
Рыжий котенок словно понял, что разговор идет о нем, и убежал. Но в это время появился черный котенок, и папа воскликнул:
— Сплошные чудеса! По-моему, это черный котенок! Что вообще происходит?!
Алян отнес черного котенка в свою комнату, вернулся и сказал:
— Тебе, наверное, показалось, папочка.
А мама посмотрела на папу так, что папа поперхнулся.
Но в это время в комнату вошли сразу три котенка, и папа вскочил со своего места и, указывая пальцем на котят, закричал:
— У меня троится! Разные цвета!
Но мама сидела спиной и ничего не видела.
Она по-прежнему с удивлением смотрела на папу, а папа даже закрыл глаза рукой, чтобы у него ничего не троилось.
Тут Аляну ничего не оставалось делать, как открыть свою тайну, ион сказал:
— Мои маленькие котята проголодались в своем подполье. Они почуяли запах сыра и колбасы и обнаружили себя. Мои бедненькие, пушистенькие, что теперь с вами будет! Пожалуйста, пусть они у нас немного побудут и окрепнут...
Тогда папа бодро сказал:
— Значит, мне ничего не привиделось? Очень хорошо! Значит, я в полном порядке? И у меня ничего не троится? Приятно сознавать себя здоровым и бодрым человеком.
Алян сказал:
— Конечно, папочка, у тебя ничего не троится, и ты очень даже бодрый и здоровый!
— В таком случае — я за котят! — сказал папа.
— А ну-ка, сознавайся, — сказала мама, - сколько у тебя всего котят? Сто? Двести? Где они?
— Всего лишь только три, — сказал Алян.
— И больше нет?
— Я могу принести еще, - сказал Алян. - раз такое дело.
— Этого еще не хватало! Ну. раз их только три, пусть остаются.
Котята словно поняли, что они перешли на свободное положение,
А потом у Васильчиковых пропала собака, и они с удовольствием взяли к себе одного котенка, который стал пушистым котом.
У Зуевых подрос Вадик, и они взяли второго котенка, который тоже к этому времени подрос.
А самый первый котенок остался у Аляна.
Иногда всех трех котов выпускали во двор прогуляться, и если они видели Аляна, то подбегали к нему и по-своему благодарили своего спасителя. (563 слова)
В. Голявкин
Вопросы и задания
1. Прочитайте предложение, в котором заключается главная мысль рассказа.
2. По какой причине у Аляна оказались три котенка?
3. Как он открыл свою тайну родным?
4. Что случилось с каждым котенком, когда они повзрослели? X. Подведение итогов игры
Материал для учителя
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Волк и собака
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку.
Волк спросил у собаки:
— Скажи, собака, откуда вы корм берете?
Собака сказала:
— Люди нам дают.
— Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.
— Так только за это вас гак кормят? — сказал волк. — Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.
— Что ж, иди, — сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта.
Он сказал:
— А это у тебя, собака, отчего?
— Да так, — сказала собака.
— Да что так?
— Да так, от цепи. Днем ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стерло немного шерсть на шее.
— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!