Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Экологические игры на уроках русского языка в начальной школе

Экологические игры на уроках русского языка для младших школьников

Использование на уроках русского языка игр экологического содержания помогает не только усвоению программного материала по предмету, но и позволяет через яркие образы в описании объектов природы сделать обучение познавательным и интересным.

Игра «Найти описание природы в произведениях».

Одни дети читают текст, не сообщая, о какой теме идет речь. Другие отгадывают тему.

Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда.

Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Все теплее, шумнее и краше весна.

На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над полянкой раскрылись подснежники. Вспорхнула первая бабочка.

И. С. Соколов-Микитов. «Лесные картинки» (Весна).

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется, зимой на полянке никто и не живет. Но это только так кажется.

Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица.

На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, неподалеку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг - ежик.

Г. А. Скребицкий. «На лесной полянке» (Зима).

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал веселый речек. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выпал из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже - и бултых прямо в воду! Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез ежик.

Г. А. Скребицкий. «На лесной полянке» (Весна).

Игра «Узнай животное» по описанию.

Дети находят описания животных в произведениях. Читают отрывки из произведений в классе или друг другу (работа в парах). По описанию нужно узнать животное.

ДЯТЕЛ

Спинка у птички черная, крылья пестрые, а на голове красная шапочка. По стволу дерева словно по лесенке бежит, такие коготки у него цепкие. Бежит, а сам большим да острым клювом по стволу постукивает. Будто молоточком стучит, разных жучков да личинок ищет. Язык у него длинный-длинный, тонкий- тонкий, да еще липкий. Таким языком он из самой узкой дырочки вредную личинку вытащит. Вытащит и съест, вытащит и съест. Много разных вредителей леса уничтожает, не зря его лесным доктором называют.

В. В. Чаплина

ЗАЯЦ-БЕЛЯК

Днем он спит, а как начнет темнеть - бежит кормиться, на полянке, на лугу зеленую травку щипать. А то заберется на огород - капустой лакомиться. Уши у него длинные, чуткие. Он сразу услышит, если к нему враг крадется. Убежит подальше от опасности - и вот начнет бегать, вот начнет бегать, прыгать, следы путать. Это он всегда так делает, а пока волк или лиса следы разбирают, - глядишь, и спастись он успеет.

В. В. Чаплина

МЕДВЕДЬ

Ходит по осеннему лесу он, ищет, где бы ему берлогу на зиму устроить. Найдет место под корягой, лапами землю разгребает, листьев натаскает и уляжется. Там его снегом и засыплет. Всю зиму лежит он в берлоге.

Когда самые морозы настанут, у нее родятся малыши, слепые, маленькие, не больше щенка ростом. Прижмутся малыши к матери и дремлют. А захотелось поесть, пососут мать, потом на другой бочок повернутся - и опять заснуть. К весне они подрастут, глазки у них откроются.

В. В. Чаплина

ГЛУХАРЬ

Он - житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, он кормится ягодами. А на берегах ручьев он клюет мелкие камешки, чтобы в желудке камешки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой он питается сосновыми хвоинками. Камешки-жернова перетирают их.

Г. Снегирев. «Про птиц» (Глухарь)

ГЕПАРД

Он самый быстрый зверь. Он даже антилоп догоняет: мчится, как ураган, - 120 км в час.

СНЕЖНЫЙ БАРС

Он живет высоко в горах. А там и летом лед да снег. Но шерсть у него длинная, пушистая: ему не холодно.

ТЮЛЕНИ

Они родичи хищных зверей. Но живут на Севере, в Ледовитом океане. Ловят рыбу. Они черные, бурые, пестрые - разные. А детеныши почти у всех - белоснежные. Их бельками зовут. Пройдет немного дней, и мех у белька начнет линять, потемнеет.

Н. Чарушин, И. Акимушкин. «Разные звери».

Игра «Составление диктантов по произведениям».

Дети составляют диктанты по произведениям.

Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и черные, а ворон весь черный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюет что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он - дикая птица лесных просторов.

Г. Снегирев. «Ворон».

Сыч-воробей - маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на нее и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мерзлых мышей - это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

Г. Снегирев. «Сыч-воробей».

Бобры живут на лесных речках. Они перегораживают речку плотиной из сучьев и на берегу пруда строят хатку. Вход в хатку - под водой, чтобы ни один зверь не залез к бобрам.

На зиму бобры подгрызают осины и запасают осиновые ветки. Бобры втыкают ветки в дно пруда, и когда пруд замерзнет, бобрам не надо ходить в лес за кормом.

Г. Снегирев. «Звери наших лесов».

Рысь - лесная кошка. Она затаивается на ветке над звериной тропой или у водопоя. Пройдет по тропе косуля или пробежит заяц — рысь прыгнет с ветки, вцепится в шею и загрызет.

Добычу свою она зарывает в опавшие листья или закапывает в снег, а потом, как стемнеет, придет, раскопает и съест. Рысь охотится и на глухарей, и на рябчиков, и на лесных мышей.

Г. Снегирев. «Звери наших лесов».

Белка строит на елке прочное гнездо из веток и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. Осенью белка запасает на зиму орехи, желуди и сушит грибы на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой отрастает пушистый голубоватый мех.

Г. Снегирев. «Звери наших лесов».

Игра «Работа со словарными словами. Календарь».

Дети либо зачитывают о календарных месяцах приготовленный ими дома материал, либо находят материал в книгах, находягцихся на классной книжной полке или в библиотеке.

Апрель.

Слово апрель происходит от латинского слова «согреваемый», «согретый солнцем», «солнечный». Апрель в старину называли цветень, так как в этом месяце распускаются первые цветы.

Пословицы, поговорки, приметы апреля:

Апрель - плут, лукавец, по-своему распоряжается.

Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.

Апрельские ветры в закрома дуют.

В апреле земля преет - прогревается.

Апрель с водою, май - с травою.

Апрельские ручьи землю будят.

Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

Звездные ночи в конце апреля - к урожаю.

Декабрь.

Слово декабрь пришло из Византии, месяц назывался «декемерий».

В народе говорят:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Сухой декабрь - сухие весна и лето.

Декабрь холодный, снежный, с частыми инеем и ветрами - к урожаю.

Январь.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Январь - году начало, зиме середка.

Февраль.

Слово февраль — латинское, название пришло из Византии.

У февраля два друга: метель да вьюга.

Вьюги и метели под февраль полетели.

Начало февраля погоже - жди весну раннюю, ясную.

Февраль зиму выдумывает, а март ломает.

Сентябрь.

Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.

Октябрь.

Старинное русское название месяца - октобрь, октомбрь.

Пословицы, поговорки, приметы октября:

Октябрь землю покроет где листком, а где - снежком.

В октябре ни на колесах, ни на санках.

В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.

Поздний листопад - на тяжелый год.

Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.

И. А. Бунин

Игра «Подбери слово».

Дети, познакомившись с признаками, отгадывают, о каком предмете идет речь.

1. Серый, маленький, пугливый, шустрый, драчливый. (Воробей.)

2. Черная, серая, крикливая, хитрая, большая. (Ворона.)

3. Большой, лохматый, косолапый, неуклюжий, хищный. (Медведь.)

4. Красивая, хорошая, породистая, охотничья. (Собака.)

5. Маленькая, тонкая, ветвистая, кудрявая, белая. (Береза.)

6. Прекрасная, озимая, яровая, спелая. (Пшеница.)

7. Круглое, сочное, наливное, румяное. (Яблоко.)

8. Вкусная, полезная, оранжевая. (Морковь.)

9. Маленький, зеленый, желтый, длинный, парниковый соленый. (Огурец.)

10. Круглый, крупный, оранжевый, цитрусовый. (Апельсин.)

11. Зеленый, красный, сладкий, полосатый. (Арбуз.)

12. Грецкие, кедровые, земляные, крепкие, вкусные, полезные. (Орехи.)

13. Вкусные, полезные, огородные. (Овощи.)

14. Душистые, ароматные, лесные, садовые, полезные. (Ягоды.)

Игра «Подбери глаголы».

1. Морковь (сажают, выращивают, убирают, варят).

2. Сорока (стрекочет, скачет).

3. Сирень (цветет, благоухает, распускается).

4. Медведь (ревет, рычит, бродит).

5. Овес (растет, созревает, его сеют, выращивают, убирают).

6. Береза (растет, стоит, цветет, качается, шумит).

7. Ворона (летит, каркает, кричит, живет).

8. Ягоды (алеют, растут, зреют, поспевают).

9. Яблоко (поспело, упало, пахнет).

Игра «Определи спряжение глаголов».

1. Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

2. С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)

3. Днем молчит, ночью ворчит. (Собака.)

4. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

5. Летом цветет,

Зимой греет,

Настанет весна –

Потечет слеза. (Береза.)

6. Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

7. Свищет, гонит,

Вслед ему кланяются. (Ветер.)

8. Вишу высоко, падаю низко.

Снаружи горько, а внутри сладко. (Орех.)

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс

Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов

Экологические игры для младших школьников

Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!