Познавательные процессы младших школьников
Младший школьник. Характеристика познавательных процессов
К познавательным процессам у младших школьников мы можем отнести восприятие, воображение, мышление, память и внимание.
Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые не придают значения деталям, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот, ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип, ориентированы на фактический материал. Т. е. такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятие. Одни дети ориентированы на точность восприятия, они не обращаются к догадкам, не пытаются домыслить прочитанное или услышанное. Другие же, наоборот, стремятся домыслить информацию, наполнить ее своим индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, т. е. то, что выделяется на фоне других предметов.
Воображение. Это способность человека создавать новые образы, опираясь на те, которые уже имеются у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Воображение — чрезвычайно важный процесс. С его помощью человек может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Кто из нас не слышал, как младшие школьники передают содержание фильма, особенно, если это сказка или фэнтези. У них не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов. Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни с неуправляемостью. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении.
Взрослые, часто не понимая природы непроизвольного воображения, обвиняют ребенка во лжи. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями образ. Оно нуждается в развитии и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа. Развитие воображения как познавательного процесса личности младшего школьника велико. В процессе обучения и воспитания ребенок учится управлять своей умственной деятельностью и с появлением этих умений воображение тоже становится управляемым жизненным опытом ребенка.
Мышление. В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса надо разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают те же элементы, что и мышление дошкольника, да и вообще любого человека в любом возрасте. К ним можно отнести: анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию.
Анализ — это мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нем свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Попробуем разобраться, что это такое. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, моделей предметов, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Это может быть как макет предмета, так и естественные условия, в которых пребывает предмет. Детям этого возраста свойственен некий такой «односторонний» анализ. То есть они анализируют части предмета или отдельные свойства. Взрослея, младшие школьника уже начинают комплексно анализировать явления. Они рассматривают не только отдельные части анализируемого предмета, а и пытаются уже устанавливать связи. Далее, дети уже, накапливая опыт анализа, располагают анализируемые части в определенной последовательности, находят главные части и устанавливают не только взаимосвязь между компонентами анализа, но и их взаимозависимость.
Развитие анализа у младших школьников происходит одновременно с развитием другого компонента — синтеза.
Синтез — это умение логически выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем более глубоко владеет анализом ребенок, тем полнее синтез. Учителя в школе, занимаясь развитием речи ребенка, встречаются постоянно с комплексным развитием этих компонентов. Если мы покажем ребенку сюжетную картинку и не скажем ее названия, то описание этой картинки будет выглядеть как простое перечисление нарисованных предметов. Сообщение названия картинки повышает качество анализа, помогает ребенку понять смысл всей картины в целом.
Сравнение. Всем известны задания на сравнение картинок, представленные в периодических журналах типа «Панорамы», «Телезрителя» и других подобного рода изданиях. Известно также, что они полезны для развития такого компонента мышления как сравнение. Это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Это может быть круглая форма предмета или яркая его окраска. Одним детям удается, сравнивая предметы, выделить наибольшее количество признаков, другим наименьшее. Эта операция индивидуально развита в каждом ребенке. В психолого-педагогической литературе бытует мнение, что младшим школьникам легче дается нахождение различий, а не сходства предметов. Младший школьник на практике сравнение часто подменяет другой операцией — рядоположением предметов. Ему легче рассказать по порядку то, что он знает о предложенных ему предметах.
Обобщение. Младшие школьники выделяют, прежде всего, броские, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям в виде задания ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, мы увидим, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, может объединить разные по смыслу слова в одну группу. Необходимо с помощью наводящих вопросов показывать ребенку, как правильно обобщать. Успешнее проходит обобщение, когда его значение более конкретно. Обобщения закрепляются в понятиях. Понятия — это совокупность существенных свойств и признаков предмета или явления.
Конкретизация. Этот компонент мышления тесно увязан с обобщением. Ребенку на протяжении жизни необходимо научиться усваивать понятия, правила, законы. Это можно сделать на основе рассмотрения отдельных предметов или их частей, знаков, схем, а главное, совершения с ними ряда операций. Если ребенок знает лишь часть общих свойств, то его конкретизация будет тоже частична. Поэтому взрослые, озабоченные развитием мышления у младшего школьника, ведут его к высшей стадии конкретизации — когда ребенок понимает смысл предложенной ему задачи и умеет конкретизировать новыми фактами, взятыми им из своего жизненного опыта.
Память. Ни одна психическая функция младшего школьника не может осуществляться без памяти. Память — это запоминание, хранение и воспроизведение наших воспоминаний, дел и переживаний. Память является процессом отражения. Характеризуя уже память как познавательный феномен, мы выделяли в классификации такие виды, как произвольную и непроизвольную память. Младший школьник лучше и быстрее запоминает то, что связано с сильными чувствами. Именно чувства оказывают влияние на быстроту и прочность запоминания. Это непроизвольная память. Но у младшего школьника уже развита и произвольная память, хотя не так устойчиво, как непроизвольная. Опыт показывает, что первокласснику зачастую трудно запомнить домашнее задание или конкретную просьбу учителя, хотя при этом он запоминает довольно сложный слоган рекламы, выражения на иностранном языке, футбольные и хоккейные термины. Дети легче запоминают непонятное, если оно ярко и фантастично представлено. Непроизвольная память так же важна для ребенка, как и произвольная. Она достаточно продуктивна, ибо с возрастом расширяется ее объем и ребенок может «черпать» из кладовых памяти уже усвоенные образы и содержание для более глубокого усвоения новых знаний. Произвольная же память развивается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Показателем ее развития выступают приемы запоминания. Запоминание — один из основных процессов памяти. Кроме него есть еще воспроизведение, сохранение и забывание. Материалом для использования приемов запоминания могут выступать литературные тексты. При использовании приемов запоминания ярко проявляются индивидуальные особенности ребенка. Одни дети должны несколько раз прочитать текст, другие один раз, а продуктивность запоминания одинакова. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, то есть то, что их окружает и имеет яркую экспрессивную окраску. Если говорить о запоминании слов, то ребенку этого возраста легче запомнить слова, обозначающие конкретные предметы. Абстрактный материал запоминается труднее. Хотя и здесь есть индивидуальные проявления запоминания. Но в любом случае, продуктивность запоминания будет выше, если сначала заучивать слова, которые обозначают предметы или явления, знакомые и близкие школьнику. Воспроизведение — очень сложный процесс для младшего школьника. Он требует от ребенка умения ставить цели и контролировать их, что еще не освоено ребенком в полной мере. Младший школьник начинает применять приемы воспроизведения при заучивании наизусть. Для многих детей это очень трудно и уже в первом классе учитель и родители встречаются с этой трудностью. Ребенок не может воспроизвести отрывок из текста или стихотворение. С возрастом у него появляются умения систематизации и обобщения, что значительно облегчает воспроизведение. Сохранение и забывание направлены на удержание информации в памяти младшего школьника. Они равнозначны для памяти. Ведь забывание необходимо для того, чтобы не перегружать память уже ненужными сведениями. Представьте себе процессор компьютера, перегруженный материалом. Для того чтобы работа с ним была более продуктивна, он время от времени нуждается в «очистке» и освобождении места для новых сведений. Так и память нуждается в наличии «свободного места» для новых пополнений. Работая с младшим школьником, необходимо помнить, что сохранение материала должно идти сразу же, в первые дни после его запоминания. Если не будет повторения выученного, то процесс забывания вытеснит процесс сохранения. По длительности сохранения материала можно выделить кратковременную и долговременную память. Кратковременная память предполагает очень краткое запоминание явлений или событий. Они исчезают почти сразу же, и ребенок, как правило, не может вспомнить ничего из того, что он воспринял ранее. Долговременная память, наоборот, помогает школьнику удерживать достаточно большое количество информации. Главное же заключается в том, что эта информация не исчезает, а откладывается в памяти ребенка. Очень важно для удержания материала индивидуальное отношение ребенка к запоминаемой информации, значимость воспроизведенных элементов для него. Поэтому учитель использует арсенал специальных технологических приемов, помогающих школьникам запоминать учебный материал.
И, наконец, поговорим о внимании. Внимание само по себе не является познавательным процессом. Оно присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение на каком-либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности. Современные исследования показывают, что данный процесс крайне важен для психологии и педагогики. Эта важность обусловлена тем, что взрослые обеспокоены отсутствием или слабой выраженностью внимания у своих детей. Вследствие этого вниманию уделяют большое значение как теоретики, так и практики, занимающиеся работой с детьми, признавая в нем едва ли не главную способность для творческой жизни индивида. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. У младшего школьника преобладающий вид внимания — непроизвольное.
Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание, могут быть различны. Но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекают блестящие вещи. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. Сильные эмоциональные переживания оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность, и младший школьник не может сосредоточиться на неясном и непонятном для него материале. К примеру, если ребенок болел и пропустил новый материал, придя в школу, он не будет понимать объяснения учителя, так как они построены на усвоении предыдущего материала. Ребенок будет отвлекаться, заниматься другими делами. Объяснения учителя выступают в виде неясного и непонятного для него.
Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. Мы уже говорили ранее, что главным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Именно в процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка развивается произвольное внимание. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Работа по развитию произвольного внимания идет от целей, которые ставят перед ребенком взрослые к целям, которые младший школьник ставит уже самостоятельно. Организация учебной деятельности в значительной степени влияет на развитие произвольного внимания. Поэтому требования, предъявляемые школе в этой части велики. От учителя зависит, в какой мере ребенок принимает цели обучения, насколько они ему интересны и созвучны с его жизненными установками. Если учителю удается развить интерес к конечному результату деятельности, то это значительно повышает внимание ребенка, в том числе и к ходу выполнения деятельности. Характеризуя внимание дошкольника, мы уже рассматривали свойства произвольного внимания. Но в младшем школьном возрасте они имеют несколько иные характеристики. Познакомимся с ними. Это — сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, переключение и распределение. Сосредоточенность внимания — это способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте. Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального. Объем внимания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов. Это меньше, чем у взрослого человека, но вполне достаточно для ребенка. Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с одного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает. Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление. Ну и, наконец, такое свойство, как переключение внимания. Это способность ребенка переходить от одного действия к другому. На успешность переключения влияет характеристика предыдущей деятельности и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети легко переходят от одного вида деятельности к другому, другие тяжело, им трудно перестроиться. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение. Большую роль в развитии внимания принадлежит учителю, родителю, воспитателю, любому взрослому, занимающемуся развитием познавательных процессов ребенка.
Мы познакомили читателей с основными характеристиками познавательных процессов, присущих младшему школьному возрасту. Надеемся, что полученные данные помогут прежде всего родителям адекватно реагировать на успехи и неудачи, которые ожидают ребенка в первом классе.
Похожие статьи:
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Физкультурные паузы для начальных классов
Физкультминутки для 1-3 класса
Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Нет комментариев. Ваш будет первым!