Классный час «Рабочие профессии», 2 класс
Конспект классного часа по профориентации для учащихся 2 класса. Тема: «Где работать мне тогда?»
Цель: ознакомить обучающихся с основными видами рабочих профессий.
Задачи:
- создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений; уважительного отношения к профессиональной деятельности человека.
- расширить представления детей об основных видах рабочих профессий.
Оформление:
- плакаты: «Рабочий - это тот, кто все на свете создает», «Человек славен трудом»;
- выставка книг по данной теме;
- плакаты с изображением людей различных специальностей;
- плакат с поясняющим значением слов о профессиях;
- плакат с названиями строительных профессий;
- плакат с кроссвордом.
Предварительная работа.
Группа ребят заранее учат стихотворения, загадки, изготавливают с родителями костюмы, подбирают инструменты для отгадок.
Ход классного часа
I. Введение в тему.
Учитель. Когда-то В. Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
- Ребята, вот этими словами из стихотворения мы и начнем наш классный час «Где работать мне тогда?». Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами встанет вопрос «Кем же мне стать?». Но вот какие бывают профессии, это знать вам надо уже сейчас.
II. Основная часть.
I. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко:
Ученик 1.
Честный ответ
Мне бы вырасти немножко,
Вот настолько подрасти,
Я бы сразу стал...
Ученик 2.
Сережка!
Ты бы стал коров пасти?
Ученик 1.
Вот и нет. Я стал бы,
Стал бы...
Ученик 2. Космонавтом? Моряком?
Ученик 1.
Нет, я стал бы,
Стал бы, стал бы...
Ученик 2. Генералом? Рыбаком?
Ученик 1. Я стал бы...
Ученик 2.
Ну что ты тянешь?
Сам не знаешь, кем бы стал.
Инженером финской дамбы?
На заводе б лил металл?
Ученик 1.
Нет, я стал бы.
Стал бы, стал бы...
Ученик 2.
Нет, я просто не хвастун.
Я сначала подрасту,
Стану и тогда скажу.
2. Понятие о рабочих профессиях.
Учитель. Конечно, выбрать профессию - это очень сложная проблема для многих молодых людей. Надо стать настоящим профессионалом в своем деле. В силу многих обстоятельств не все могут получить высшее образование, поэтому некоторые из вас захотят получить рабочую специальность. И от того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, ее особенности.
На доске: плакат с объяснением значений слов.
Учитель (объясняет значение слов). Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности, специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства; то же, что и профессия; квалификация - степень подготовки к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности.
Учитель (рассказывает). Современный труд рабочего отличается тем, что он требует от человека множества знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний просто невозможно. В мире существует много профессий. А кто знает, где можно получить рабочую профессию? Профессионально-технические училища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий, и каждая из них имеет свои особенности, которые делают ее непохожей на другие.
Некоторые профессии, возникнув на ранней ступени развития человеческого общества, существуют и поныне, им несколько тысячелетий. Другие появились совсем недавно, после открытия и промышленного использования электричества, атомной энергии.
Итак, рабочую профессию (специальность) можно получить в училище.
Ученик.
Приходи сюда учиться,
Ученик и ученица.
Много здесь профессий разных,
Выбрать что - не знаешь сразу.
В жизни каждая сгодится,
Стоит только научиться.
Учитель. В училище (профессиональном лицее) учащиеся проходят теоретический и практический курсы обучения по избранной профессии и по окончании училища получают аттестат, в котором указываются специальность и квалификация.
3. Парад профессий.
Учитель. Профессий очень много, и с некоторыми мы уже с вами познакомились. Сейчас мы вспомним наиболее популярные.
Выходят дети в костюмах представителей различных профессий или с соответствующими атрибутами в руках, читают стихи.
Шофер. Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его важна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.
Комбайнер.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Парикмахер.
У этой волшебницы,
Этой художницы –
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Повар.
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого,
Это раз - и готово!
Портной.
Сошьют они наряды
Всех красок и цветов.
Оденешься - и сразу
Взгляда не отведет никто.
Почтальон.
Почту - письма и журналы —
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.
Врач.
Кто в дни болезней
Всех полезней?
Он лечит нас
От всех болезней.
Учитель.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтению, счету и письму
И верности родной Отчизне.
Милиционер-регулировщик.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Учитель. А как вы думаете, какая профессия самая знаменитая? Кто помнит, что говорит А. Митяев по этому поводу в своем рассказе «Знаменитая должность»? Почему должность рабочего самая знаменитая? Что создано трудом рабочих в нашем поселке?
4. Рассказ учителя об основных строительных профессиях.
- Более подробно мы сегодня познакомимся со строительными профессиями (специальностями). Сейчас мы с вами начнем «строить» дом, но дом этот будет необычный. Назовите, какие строительные профессии вы знаете, кто строит дом? (Архитектор, бульдозерист, экскаваторщик, крановщик, каменщик, электрик, сантехник, плотник, штукатур, маляр, плиточник, кровельщик.)
На доске учитель крепит плакат:
Учитель. Итак, первым за работу принимается архитектор.
Ученик.
Архитектор
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
С. Баруздин
Учитель. Когда проект здания и вся документация готовы, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер.
- Какие работы выполняет он? (Ответы детей.) Правильно, ровняет поверхность площадки.
- Как называется профессия человека, который работает на бульдозере? (Ответы детей.) Правильно, бульдозерист. После бульдозера за работу принимается экскаватор.
Ученик.
Целый день стальной рукою
Землю вычерпывал ковшом –
Дальше увалень пошел.
Работает упрямо:
Взмах - и готова яма.
Учитель. На экскаваторе работает экскаваторщик. Котлован готов. Теперь пора укладывать фундаментные блоки. С этой работой легко справляется подъемный кран, а управляет им крановщик.
Ученик.
Крановщик
Парень низенького роста
И не очень-то силен,
А смотри - легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых.
Г. Люшнин
Учитель. После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.
Ученик.
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.
Учитель. Затем на стройку прибывают плотники, сантехники, электрики. А какую работу выполняет плотник?
Ученик.
Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
С. Баруздин
Учитель. Сантехники прокладывают в доме трубы: для воды, тепла, канализации. Электрики проводят электрический свет в доме. Затем на строящемся объекте приступают к работе отделочники: штукатуры, маляры, плотники.
Ученик.
Поет девчонка-штукатур,
У штукатурш чудесный голос.
Они наводят красоту не на лице –
На стенах голых.
То вдруг положит тонкий штрих,
То вдруг работает мазками.
И как точны и музыкальны
Движенья их и пальцы их.
Учитель. С чьей работой сравнивается работа штукатура? (С работой художника, музыканта). А кто мне скажет, чем занимается на стройке маляр?
Ученик.
Он железо красит краской
Вот на краешке, с опаской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Учитель. А чем пахнет маляр в стихотворении Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»? («Пахнет маляр скипидаром и краской».) За что будут благодарить люди маляра?
Физкультминутка «Маляры»
Учитель. Красим дом (плавно сверху вниз водим руками), красим скамейку (движение слева направо).
Учитель. Продолжаем знакомиться со строительными профессиями. Поднимаемся по лестнице на следующий этаж. Вместе с малярами и штукатурами работают плиточники. Люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений. Ну вот, наш дом почти построен. Но остался рабочий, который работает выше всех. Как вы думаете, человек какой профессии работает на высоте?
Вот послушайте стихотворение С. Баруздина, и вы поймете кто это.
Ученик.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом.
Учитель (рассказывает). А теперь на наш дом осталось только положить крышу, объединив все нижеперечисленные профессии одним словом «строители». Профессия «строитель» очень важная, почетная, но в то же время очень ответственная. Кто мне скажет, какими качествами должен обладать человек строительной профессии? Ему необходимы трудолюбие, выносливость, терпение, внимание и сила. Ведь этим людям приходится работать на улице и в морозы, и в жару, и под дождем, и на ветру. И это под силу только сильным, мужественным, закаленным людям, влюбленным в свою профессию. Зато какое огромное удовлетворение получают строители от результатов своего труда. Новые дома, заводы, школы - все это делается их руками. «Человек славен трудом» - гласит народная мудрость. Как вы понимаете эту пословицу? Важен труд каждого человека, а значит, и каждого из нас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.
«Талант развивается из чувства любви к делу, к процессу работы», - писал Максим Горький. Мы сегодня с вами познакомились с людьми разных профессий. И любая из них по-своему важна.
5. Кроссворд «Оборудование для строительства».<
Учитель. Без помощи больших и маленьких машин и механизмов, без строительных материалов не построишь ни одного здания. И мы сейчас, разгадав кроссворд, узнаем, какие машины участвуют в строительстве здания, какие материалы применяются.
Вопросы:
1. Я песок нагрузил,
Он сам отвез и сам свалил.
Мне в работе помогал –
Это чудо... (самосвал).
2. Механизм, с помощью которого на стройке приготавливают раствор. (Растворомешалка.)
3. Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес
Механический насос. (Краскопульт.)
4. Жираф железный за окном
Многоэтажный строит дом. (Подъемный кран.)
5. Их видно повсюду,
Их видно из окон,
По улице движутся
Быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы:
Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Автомобиль.)
6. Есть на свете чудная лопата –
На колесах, крива и горбата.
Но если копать начинает она,
Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор.)
7. Он нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
8. Где трудна работка, там визжит... (лебедка).
9. Пыхтит по дороге огромный утюг:
Туда и обратно пройдется немного,
И сразу становится гладко вокруг. (Бульдозер.)
Учитель. По вертикали мы прочитаем слово - «строитель».
6. Конкурс пословиц.
Учитель. Сколько замечательных пословиц и поговорок сложено о людях труда, о труде. Сейчас, дети, вспомните, какие поговорки и пословицы вы знаете.
Проводится конкурс.
Примеры пословиц и поговорок:
1) Человек живет век, а доброе дело - два.
2) Славен человек не словами, славен делами.
3) Родина славит тех, кто трудится для всех.
4) Кто любит труд, того люди чтут.
5) Птица крепнет в полете, а человек - в труде.
6) Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.
7) Не от росы урожай, а от поту.
8) Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
9) Деревья смотри в плодах, а человека - в делах.
10) Землю красит солнце, а человека - труд.
11) Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней с сохой ходит.
7. Отгадай загадку.
Учитель. У каждой профессии есть свои характерные инструменты. Сейчас мы постараемся отгадать несколько загадок об инструментах и сказать, в каких профессиях эти инструменты могут пригодиться.
Ученик 1.
Он в любом хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Им гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
(Молоток. Для плотника, столяра.)
Ученик 2.
Непростое это дело -
Им махать в лесу умело.
Но дрова рублю я ловко,
Появляется сноровка.
(Топор. Для плотника, столяра.)
Ученик 3.
Что поможет болт вкрутить
И шурупчик примостить?
С ней в руке всегда легко,
Ведь сестра ее - сверло.
(Отвертка. Для плотника, столяра.)
Ученик 4.
Эта вещь, скажу, друзья,
Мне в работе помогла.
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
(Ножовка. Для плотника, столяра.)
Ученик 5.
И художник с нею дружит,
Без нее маляр затужит.
И бумага ей знакома,
И стена любого дома.
(Кисточка или кисть. Для маляра, художника.)
III. Итог.
Учитель. В завершение нашего классного часа послушайте стихотворение польского поэта Юлиана Тувима.
Ученик.
Все для всех
Каменщик - строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль пошьет, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно,
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Учитель поощряет отличившихся ребят.
Похожие статьи:
Классный час. Профориентация, 3 класс
Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!