Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны», 4 класс
Классный час по профориентации для младших школьников. Разработка
Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; развивать внимание, речь; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Оборудование: рисунки с изображениями людей различных профессий, толковый словарь русского языка, запись песни «Без труда не проживешь», карточки с буквами, кроссворд, мешочек с инструментами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Это здорово: уметь! –
Сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
Это здорово: строгать! –
Делать стол или кровать.
Бак лудить, трамвай водить,
Дом на зорьке возводить,
Сталь ковать, деталь точить,
Мастерству других учить.
Сад лелеять, хлебы печь,
Матерей от бед беречь.
Добрым быть, друзей иметь.
Это здорово - уметь!
Н. Палагута
II. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы узнаем о том, что такое профессии, об их роли в нашей жизни.
Кто знает, что такое профессии? (Учащиеся отвечают) Обратимся к Толковому словарю: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
- Объясните, что обозначает слово «трудовая». Профессии людей связаны с их трудом. Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем)
- Вспомните и назовите пословицы и поговорки о труде.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Полениться - и хлеба лишиться.
Терпение и труд все перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
И работе время, и потехе - час.
Судят не по словам, а по делам.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Что делаю наспех, то и сделано на смех.
Дело мастера боится.
Было бы терпенье - будет и уменье.
По труду и награда.
По работе и работника знают.
Без дела жить - только небо коптить.
Труд сделал человека.
- Объясните смысл пословиц о труде.
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
- Я вам скажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека, начинающееся на эту букву.
Учитель дополняет ответы детей новыми словами и кратко описывает некоторые профессии.
А - аптекарь, архитектор, археолог.
Б - бетонщик, булочник.
В - врач, водитель, ветеринар.
Г - геолог.
Д-доярка.
Е - егерь.
Ж - жестянщик.
3 - закройщик, землекоп.
И - историк.
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть существующих на земле профессий людей. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.
- Сравните труд рабочего на заводе с трудом уборщицы, учителя, директора школы. Сделайте вывод.
Труд бывает физический и умственный. Каким видом труда вы занимаетесь в школе? (Умственным)
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.
1-й ученик.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платье мне не хочется.
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
2-й ученик.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
3-й ученик.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
- Возить не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
4-й ученик.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
5-й ученик.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
6-й ученик.
Любое дело выполнят.
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Л. Куклин
Учащиеся делают вывод: все профессии нужны и каждый труд в а жен и необходим.
III. Игра-викторина «Знатоки профессий».
1-й тур «Стихи-загадки».
- Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они по могут выявить среди вас знатоков профессий.
Поет рожок, поет рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасем коров мы целый день,
Лишь станет жарко - гоним в тень.
(Пастухи)
Навсегда стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помнит вас.
(Фотограф)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(Милиционер-регулировщик)
Упрятав челку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка...
Зато ладони - на руле.
(Тракторист)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
Кладет кирпич за кирпичом -
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
(Каменщик, строитель.)
Открывает магазин,
Продает продукты.
Взвешивает овощи и фрукты.
(Продавцы.)
Он умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
(Дрессировщик.)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари.)
Заболела эта книжка:
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею!
(Переплетчица.)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке.
В синей форменной фуражке?
(Почтальон.)
Добрая хозяюшка
Цыплят позвала, зерен дала.
Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»
А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!»
(Птичница.)
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?
(Пожарные.)
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник.)
Встаем мы рано.
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водители.)
- Рассмотрите рисунки на доске. Что вы знаете об этих профессиях?
- Кем работают ваши родители? Где?
- Хотите ли вы быть похожими на них?
- Кем вы хотите стать?
- Как профессии связаны друг с другом? Приведите примеры.
- Послушайте стихотворение 3. Александровой «Сарафанчик».
О каких профессиях в нем говорится?
Сшили Тане сарафанчик –
Нет такого у подруг:
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.
Чтобы ситец сделать Тане,
Много было всем хлопот.
Далеко в Узбекистане
Хлопок на поле растет.
Там жара, как будто в печке,
На песке лежит верблюд,
В поле смуглые узбечки
С ребятишками идут.
Дед в узорной тюбетейке,
Внучка с косами до пят.
Поле это не из лейки –
Из арыка напоят.
Зацветут кусты весною,
Но цветы не надо рвать:
Пусть в коробочках под зноем
Будет хлопок созревать.
Вот коробочки раскрылись,
Хлопок выглянул на свет –
Как барашек белый вылез,
В шубу теплую одет.
Весь колхоз пришел с мешками
Спелый хлопок собирать.
Брать его двумя руками
Ребятишек учит мать.
Но машина в поле белом
Всех проворней, всех быстрей
Собирает хлопок спелый –
Не угонишься за ней!
По степям, лесам зеленым
Паровоз летит вперед.
Хлопка полные вагоны
Машинист в Москву везет.
- Люди каких профессий трудились, чтобы у Тани был сарафан? (Портной, ткач, машинист, водитель, агроном и др.)
2-й тур «Чудо-мешок».
- У нас есть чудо-мешок, в котором хранятся инструменты, необходимые для людей разных профессий. Попробуйте угадать, кому они принадлежат.
Учащиеся по очереди с закрытыми глазами достают из мешочка инструменты и называют профессию людей.
В мешочке лежат предметы и инструменты: мел, книга, свисток, гвозди, картофель, мука, нитки, пуговицы, краски, пластилин, семена, ложка, ножницы, письмо, деньги и др.
- А сейчас послушайте стихотворения о людях некоторых профессий.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихи.
Парикмахер
Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щелкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
С. Михалков
Ветеринарный врач
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно — мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий - он ничей!
А. Барто
Художник
Художник рисует осенние листья,
Не слушают только художника кисти,
С ним в прятки осенние листья играют,
Найдешь их, а краски опять пропадают.
Художник растерян, художник не в силах
Осилить осеннюю эту стихию.
Руками разводит, рассеянно глядя,
А листья цветными кругами летят
И падают тихо то где-то, то рядом
И лишь на картину упасть не хотят.
В. Степанов
Учитель
Вышло солнышко недавно,
Растопив на окнах лед.
К нам Татьяна Николавна
Из учительской идет.
В первый раз она, робея,
На урок пришла сюда.
Малыши сдружились с нею.
Класс вести она умеет –
Ничего, что молода.
3. Александрова
Маляр
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот кто строит этот дом –
Дом, в котором мы живем.
Кто начинает день?
Шофер не любит долго спать
Чуть свет встает шофер.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Везде дела шофера ждут –
Во все концы земли
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.
Едва забрезжила заря –
Поднялся хлебопек,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.
Маляр порадовать спешит
Природу и людей, -
Нам пестроту весны дарит
Веселый чародей.
Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
- Кто начинает новый день?
- Рабочий человек!
Эдди Огнецвет
3-й тур «Кроссворд».
Учитель читает описание профессии, а ученики отгадывают, чем занимается этот человек.
По горизонтали.
1. Специалист по исследованию космического пространства. (Космонавт)
2. Специалист по археологии. (Археолог)
3. Рабочий по погрузке и выгрузке. (Грузчик)
4. Рабочий, занимающийся простой обработкой древесины, постройкой деревянных зданий. (Плотник)
По вертикали.
5. Работник, поддерживающий чистоту и порядок во дворе и на улице около дома. (Дворник)
6. Артистка балета. (Балерина)
7. Специалист, следящий за состоянием природной среды, за растительным и животным миром нашей природы. (Эколог)
8. Специалист, изучающий горные породы. (Геолог)
9. Специалист, изучающий растительный мир. (Биолог)
10. Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей. (Ювелир)
VI. Итог занятия.
- О каком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки? (Кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию)
- Я желаю вам правильно избрать свой путь. Учащиеся поют песню «Без труда не проживешь» (сл. В. Викторова и Л. Кондратенко, муз. В. Агафонникова).
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без груда
Не построить города.
Слышен грохот под землей -
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал -
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поле вода.
В корпусах станки стучат -
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь!»
Похожие статьи:
Игровая программа по профориентации в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!