Рекомендации по организации экскурсий в природу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации к проведению экскурсий с дошкольниками. Из опыта работы
Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе происходит в быту, на ежедневных и целевых прогулках, экскурсиях. Из всех названных форм самые сложные — экскурсии. Опыт показывает, что природоведческие экскурсии довольно редко проводятся в детских садах, а те, которые проводятся, не всегда полностью используют богатый потенциал этой формы организации образовательного процесса.
Из недостатков наиболее часто встречается проведение природоведческой экскурсии по типу музейной: педагог показывает объекты, рассказывает о них, ведя детей от одного объекта к другому, а те молча следуют за педагогом. Если в ходе экскурсии проводятся игры, то они, как правило, являются вставками, не связанными с материалом экскурсии, и не расширяют представлений об изучаемых объектах и процессах. На многих экскурсиях отсутствует самостоятельная исследовательская деятельность детей, что не соответствует требованиям ФГОС ДО.
Из всего сказанного вытекают особые требования к проведению вышеназванной формы образования. На экскурсии дети получают основные знания не из рассказа педагога, а непосредственно из природы. Поэтому задача педагога — создать условия для приобретения детьми знаний, а не сообщать их в готовом виде. Это достигается за счет серии глубоко продуманных вопросов, нацеливающих детей на самостоятельный поиск ответов в окружающей среде.
Об этом писал великий дидакт И.Г. Песталоцци «Когда птица очаровательно щебечет, и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»
На экскурсиях, за редким исключением, не следует проверять знания, полученные ранее, это можно сделать на обычных занятиях в групповой комнате. Экскурсии ценны тем, что дети знакомятся с явлениями и процессами, происходящими здесь и сейчас.
Игры естественно вплетаются в ход экскурсии и способствуют лучшему пониманию природных закономерностей. Поэтому важно помнить, что игра — это не совершение каких-то действий, а состояние души ребенка: если ему интересно и весело, если он не чувствует контроля над собой и может делать то, что хочет, значит, он воспринимает знания, играя. Мастерство же педагога заключается в том, чтобы создать условия, когда ребенку захотелось бы познавать.
На экскурсии не всегда можно увидеть то, что запланировано, здесь велика вероятность случайности. К этому надо быть готовым всегда и не волноваться, если что-то пошло не по плану. Из создавшегося положения есть два выхода: свернуть экскурсию досрочно или рассматривать то, что есть. Это зачастую бывает не менее интересным, чем плановые наблюдения.
Наконец, чтобы дети легче понимали природные закономерности, экскурсии лучше группировать в циклы, посвященные какой-то проблеме. В настоящем разделе приводится цикл экскурсий, посвященный сезонным изменениям в природе.
Хочется обратить внимание на один нюанс: на примере трех зимних экскурсий показано, как можно знакомить детей с одним и тем же явлением, используя разные формы организации образовательного процесса — деловую, игровую и конкурс.
Все предложенные экскурсии включены в один годовой цикл ознакомления детей с окружающим миром. Они связаны между собой, позволяют объединить представления, полученные на предыдущих экскурсиях, с тем, что дети видят в настоящее время. За счет этого у них формируются реалистические и осознанные представления о динамике природных явлений и изменениях отдельных объектов растительного и животного мира.
Дети любят такие экскурсии, поскольку на них много времени отводится самостоятельной работе, а в дошкольном возрасте доминирует желание «Я сам».
Экскурсии не утомляют детей, потому что проводятся в игровой форме. Познавательно-исследовательская деятельность, доминирующая в них, способствует развитию образного и логического мышления, формированию экологического сознания.
Во всех экскурсиях используется комплексный подход и осуществляется интеграция образовательных областей, ведь познавательно-исследовательская деятельность способствует речевому, социально-коммуникативному, эстетическому и физическому развитию воспитанников.
Похожие статьи:
Роль фольклора в физическом воспитании дошкольников
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Нет комментариев. Ваш будет первым!