Роль фольклора в физическом воспитании дошкольников
Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики, или этнопедагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких ее средств, таящий огромные дидактические возможности. В любом, даже самом малом произведении - будь то потешка, песня или сказка - высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Необходимо отметить, что физическую культуру либо вообще не относят к сфере культуры, либо она занимает в ней несущественное место. Физическая культура включает в себя знания, мотивы, ценностные ориентации и предполагает их определенное развитие. Культурной ценностью является также и общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с общей культурой, и через него происходит их взаимное обогащение.
Благодаря традициям, обычаям и обрядам формировалась, обогащалась физическая культура народов, ее ценности передавались из поколения в поколение, например народные подвижные игры, национальные виды спорта. В настоящее время в России происходит возрождение культуры русского народа, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты.
Освоение ребенком столь близкого ему по духу фольклорного наследия - одно из приоритетных направлений современной педагогики. Воспитательно-обучающие возможности фольклора особенно актуальны в работе с детьми дошкольного возраста.
Фольклор значительно древнее литературы. Если возраст даже наиболее древней литературы исчисляется 30-40 веками, то фольклор возник значительно раньше, в процессе формирования человеческой речи (100 000-130 000 лет тому назад). Народное поэтическое искусство - это устное словесное творчество.
К понятию «народное поэтическое творчество» применялись термины «народная словесность», «народная поэзия». В зарубежной науке в 40-х гг. XIX века появился термин «фольклор» (английский ученый В. Томе), который стал употребляться с разными смысловыми оттенками - «народная мудрость», «поэтическое творчество народа».
Основные жанры русского фольклора: устная народная проза и народные песенные жанры. Русский фольклор так же, как и фольклор некоторых других народов, почти не знает стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляет только некоторая часть ритмизованных и очень близких к стиху пословиц, поговорок и прибауток.
В работе с дошкольниками целесообразно использовать классификацию детского фольклора, предложенную М. Н. Мельниковым. Автор определяет основные группы детского фольклора «по назначению и характеру бытования». А по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы автором выделяются самостоятельные жанры.
Фольклор является одним из средств воспитания всесторонне развитой личности ребенка. К. Д. Ушинский указывал на большое значение произведений устного народного творчества в воспитании и обучении детей и рекомендовал широко использовать в работе с детьми дошкольного возраста народные игры. Русские педагоги утверждали, что русскому народу необходимо иметь свою систему дошкольного воспитания, построенную на «чисто русском фундаменте, то есть на народной речи, на народных песнях, загадках, пословицах, сказках и играх».
Русский философ И. А. Ильин подчеркивал, что «воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту...». В особенности он предлагал обогащать детей следующими сокровищами: родным языком, песнями, сказками, поэзией.
Ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Звучность и четкий ритм фольклорных произведений способствуют созданию речедвигательного образа, служащего опорой для запоминания. Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. Дети тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то детям нравится фольклор, поэтичная природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.
Неотъемлемой частью освоения фольклора является изучение местных народных традиций. Знакомство детей с фольклором начинается с миниатюр народного творчества: песенок, попевок, закличек, приговорок, прибауток, потешек, пестушек. Стихотворная речь с малых лет привлекает ребенка: еще не понимая смысла, он реагирует на ритм потешки. Вслушиваясь в текст потешки, в ее ритм и музыкальность, ребенок притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Простые короткие попевки можно использовать в работе по физическому воспитанию. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей.
Во время выполнения движений можно использовать прибаутки - рифмованные выражения шуточного содержания, в которых даны отдельные картины какого-либо яркого события или изображается какое-либо стремительное действие.
Пословицы и поговорки - элементы устной речи наряду с другими устоявшимися разговорными формами (присловьями, приговорками, побасенками, пожеланиями, приветствиями, шутливыми советами, небылицами) украшают речь, делают ее образной, формируют элементы знаний и представлений о значении физической культуры, о важности и необходимости здорового образа жизни.
Небылицы-перевертыши способствуют активизации мыслительной деятельности ребенка, являются одним из средств стимулирования познавательной деятельности дошкольников.
Загадка - один из видов устного народного творчества. В загадках простыми словами достигается зримость и осязаемость предметов, которые можно отобразить в движении. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали, помогают детям выполнить движение более выразительно и качественно. Ритмико-мелодичная основа жанра загадок тесно связана с другими жанрами фольклора: песнями, пословицами, сказками. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалки, и тем самым способствует развитию ритмической способности детей.
Путешествие в мир сказок развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказкам присущ красочный язык повествования. Яркие образы в сказках лучше запоминаются детям и помогают выразительно, эмоционально через язык жестов, мимики, слова передать движение сказочного персонажа. В физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать обширный сказочный репертуар русского народа.
Детская обрядовая поэзия представлена народными обычаями и обрядами, праздничными календарными песнями.
Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием. Народная музыка является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занимающихся, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером музыкального произведения. Сопровождая движения, музыка оказывает значительное влияние на повышение качества их выполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность и слитность. Сочетание движения с музыкальным сопровождением воспитывает пространственно-временную ориентировку. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательная, сердечно-сосудистая системы, мышечная деятельность), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
Народная музыка раскрепощает ребенка, легко гармонирует с его индивидуальностью. Ранняя «вокалотерапия» развивает слуховые и двигательные реакции детей. Народная песня наиболее доступна для восприятия дошкольников, так как музыкальные образы раскрываются в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему национальному характеру. Нередко пением сопровождаются различные виды деятельности ребенка-дошкольника: танец, хоровод, игра.
Русские народные подвижные игры являются сокровищницей человеческой культуры. В игровой деятельности детей объективно сочетается два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой стороны - получают эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды.
Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Русские народные игры сохраняются веками, потому что одновременно поддерживается вариативность конкретных проявлений, обеспечивается свобода импровизации. Это придает им свежесть, жизнеспособность, способствует постепенному обновлению игр.
К началу XX века насчитывалось не менее 100 сборников игр только на русском языке. Подлинными энтузиастами широкого распространения среди населения выступили В. И. Даль, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, И. Я. Герд, А. У.Зеленко и другие.
П. Ф. Лесгафт указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными и понятными для детей вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению. Вместе с тем он видел в играх большую воспитательно-образовательную силу, подчеркивал, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста, являются ценным средством физического воспитания. В играх дети легко улавливают музыкальность, напевность родной речи, познают меткость и лаконичность русского слова. Большое влияние оказывают народные игры на воспитание ума, характера, воли, на развитие нравственных и эстетических чувств. Подвижные игры физически укрепляют детей, положительно влияют на развитие эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. Участвуя в играх, дети также знакомятся с обычаями и своеобразием быта русского народа.
Игры часто сопровождаются любимыми детьми потешками, считалками, скороговорками и жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Игровой фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться личности ребенка, мотив самораскрытия ведет к возникновению творческой деятельности, импровизациям детей. Освоение фольклорных импровизаций - важная ступень, ведущая к глубокому постижению фольклора.
Таким образом, творчески используя фольклор в физическом воспитании как эмоционально-образное и речедвигательное средство влияния на детей дошкольного возраста, можно добиваться активного, качественного и выразительного выполнения движений.
Автор: Maринa Петрoвнa Acтaшинa
Похожие статьи:
Рекомендации по организации экскурсий в природу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей в игровой деятельности дошкольников
Утренняя гимнастика во второй младшей группе в игровой форме
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Валентина ивановна Козлова
|
||
|