Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС
Цель: проверить сформированность умения работать с учебной и художественной книгой.
Оборудование: выставка книг, карточки с заданиями.
Ход урока
— Выберите правильный ответ.
1. Былина — это:
а) сказка о богатырях
б) летопись о богатырях
в) быль
г) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях +
2. Богатырь — это:
а) богатый человек
б) древнерусский князь
в) завоеватель чужих земель
г) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью +
— Перечислите истоки литературного творчества. Подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, небылицы, колыбельные песни, былины.)
— Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? (Мифы — это народные сказания о легендарных героях, богах.)
— Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.
Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный
Киев-град. (Илья Муромец. «Илья Муромец
— Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова. Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».
Материал для учителя
История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.
Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.
Позднее, в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством.
Уже в 1871 г. Васнецов набросал карандашом своего первого «Богатыря», положив тем самым начало знаменитому «богатырскому циклу», завершившемуся через четверть века «Тремя богатырями», венцом великого подвига художника во славу русского искусства.
В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им потом использованы для картины.
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова».
Образы всех троих правдивы, глубоко человечны. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не преодолеет ни человек, ни зверь.
Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них чувствуется неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.
Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.
Очень хорош пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим гривы лошадей.
Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
Домашнее задание
Прочитать как можно больше былин к следующему уроку. Принести прочитанные книги на урок.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!