План – конспект урока литературного чтения по ФГОС, 4 класс
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. А. Приставки» «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение»
Цели: познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», с репродукцией картины В. Костецкого «Возвращение»; учить сравнивать произведения разных жанров; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
- умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,
— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,
— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
И шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
И было много разных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы сказали твердо: «Стой!»
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
— О чем это стихотворение?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
(Чтение произведения А. Приставкина «Портрет отца».)
— Прочитайте название произведения, которое будем изучать. Как вы думаете, о чем оно?
(Прогнозирование содержания текста.)
— Прочитаем текст и узнаем, правы ли мы были. (Чтение произведения учителем.)
— Какие чувства вы испытали при чтении?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение произведения учащимися. Беседа по содержанию произведения.)
— От чьего имени ведется рассказ?
— Что вы можете сказать о мальчике? Какая была у него мечта?
— Чем объяснить боль в глазах Володьки?
— Подготовьтесь к чтению по ролям. (Чтение рассказа по ролям.)
— Рассмотрите репродукцию картины В. Костецкого «Возвращение».
— Расскажите, что вы на ней видите.
— Составьте небольшой рассказ по картине.
— Сравните содержание рассказа и картину. Что авторы этих произведений хотели донести до нас?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие чувства испытывает автор рассказа?
— Какие произведения о войне вы читаете или прочитали?
Домашнее задание
Найти и прочитать другие произведения этого автора.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии и творчества Анатолия Приставкина
Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 г. в г. Люберцы Московской области. У Анатолия с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки — отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в коммуналке — 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия — диванчик, у сестры — колясочка, остальные взрослые спали на полу — ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.
И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни — еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела. Когда началась война, Приставкину шел десятый год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны — в Подмосковье, Сибири, на Северном Кавказе.
Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. В 1952 г. окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. После службы в армии поступил в Литературный институт им. М. Горького и окончил в 1959 г., посещал семинар поэта Льва Ошанина.
В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве — он написал пьесу, потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали.
А.И. Приставкин издал более 25 книг, его романы и повести переведены на многие языки мира. Анатолий Игнатьевич любил проводить время в деревне, увлекался живописью и рыбалкой.
О картине «Возвращение» В. Костецкого
Народный художник Украинской ССР, живописец Владимир Николаевич Костецкий (1905—1968) родился в селе Холмы ныне Черниговской области в семье учителя рисования. Первые уроки рисунка он получил у А. Г. Лазарчука, ученика В.Е. Маковского, а в 1922—1928 гг. учился в Киевском художественном институте.
Во время Великой Отечественной войны художник, находясь в рядах Советской Армии, работал над плакатами, листовками, выполнил ряд портретных рисунков советских воинов.
В 1947 г. Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную еще в годы войны. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой солдата, запечатленной художником, проявились свойственная искусству Костецкого психологическая убедительность образов, умение живописца с большой искренностью передать чувства человека.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!