Обобщение по литературному чтению, 4 класс
Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Обобщение по курсу литературного чтения
Цель: обобщить полученные знания на уроках литературного чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: умею, не очень хорошо умею, хочу узнать, пословиц, формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда — не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то...
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром
В гости к лету!
В. Викторов
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).
— Ребята, а вы любите гулять в лесу, в саду или в парке?
— Чем вас привлекают эти прогулки?
— О чем вы думаете или мечтаете? (Ответы детей.)
III. Работа по теме урока
— Назовите писателей, которые очень любили природу, много писали о ней.
— Вот и подходит к концу учебный год. Мы приступаем к работе над последним разделом. Прочитайте его название. («Литература как искусство слова».)
— Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте диалог Ани и Вани на с. 142 учебника.
— Что вы из него узнали?
— Что предлагает нам профессор Самоваров? (Самостоятельная работа обучающихся.)
— Мы с вами учились различать художественные и научно- познавательные тексты. Подумайте, можем ли мы в энциклопедии найти художественное произведение?
— В каких текстах мы можем узнать о повадках зайца? Обоснуйте свое мнение.
— Заполните таблицу на с. 74 творческой тетради. Составьте сообщение на тему «Чему я научился на уроках литературного чтения». Воспользуйтесь подсказкой на с. 73.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте, что у вас получилось.
— А сейчас поразмышляем над вопросом: в чем отличие стихотворного текста от прозаического?
(Проводится работа по с. 143-147 учебника. Учитель строит работу по своему усмотрению.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— На какие вопросы получили ответы на уроке?
— Так почему литературу называют искусством слова?
Домашнее задание
Напишите сочинение-размышление о необходимости читать и любви к чтению.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Знакомый
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу — навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем
Мы — неразлучные друзья.
Визжим и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я!
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
— Прочитайте, разделяя слова на слоги (еще: шепотом, громко, с ускорением, выразительно).
— Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь?
— О чем хотел рассказать нам автор?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте диалог наших героев учебника на с. 148.
— Что вы узнали из него? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Деревня» самостоятельно.
— Выполните задания на с. 149.
— Поработайте в паре, выполняя задания на с. 150-152.
— Проверим, с какими понятиями мы знакомы. (Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)
— Какие из них вы можете объяснить?
Наблюдать — внимательно следить глазами за кем-чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения, изучать, исследовать.
Пейзаж — общий вид какой-нибудь местности и картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
Метафорические высказывания в художественном тексте связаны с выражением индивидуального восприятия окружающего мира. Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает образ, волнующий нас. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.
И в устной речи, не только в литературной, но и в разговорной, мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.
— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельная работа обучающихся.)
— Сейчас вы самостоятельно выполните задания на с. 152—156 учебника.
(Проверка выполненной работы.)
VI. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроках? (Примерный ответ. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения. Наблюдать за средствами художественной выразительности, придумывать свои стихотворения, используя сравнения и эпитеты, олицетворения.)
Домашнее задание
Принести на урок свою любимую книгу.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Нет комментариев. Ваш будет первым!