Литературное чтение, 4 класс «Пушкин. Стихотворения и сказки»
Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить понимать и принимать учебную задачу урока, сформулированную самостоятельно, планировать решение этой задачи, анализировать научно-познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, освоить роли при работе в паре, группе, определять специфические особенности научно-познавательного текста, создавать свой собственный текст на тему, предложенную учителем; проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: - формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте пословицы способом «птичий базар». Приготовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.
• Быль за сказкой не угонится.
• Кашку кушай, а сказку слушай.
• Умом-разумом смекай да на ус мотай.
III. Работа по теме урока
— Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)
— Кого мы можем назвать классиком литературы?
— На прошлом уроке мы называли имена великих русских писателей. Можем мы назвать их классиками? (Да, конечно.)
— Творчество какого писателя мы будем изучать первым? (А.С. Пушкина.)
— Вспомните пословицы, прочитанные во время речевой разминки. Скажите, как их можно связать с темой нашего урока?
— Рассмотрите портрет этого писателя на с. 73 учебника.
— Что вы знаете об этом авторе? Какие произведения его читали?
Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, близок нам и в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле сегодня.
То, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно — простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами - великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться и повторять вслед за поэтом:
...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите репродукции картин на с. 73 учебника. Что вы можете о них сказать?
— Рассмотрите иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. Если сможете, прочитайте наизусть строки из его произведений.
— Какие произведения вы прочитали, готовясь к уроку? Прочитайте выразительно отрывки из них.
— Знаете ли вы, почему у Александра Сергеевича волосы темные да кудрявые и почему его называли «арапчиком»?
Потому что прадед его Абрам — арап, т. е. негр. Папа Абрама был князем в далекой стране Абиссинии, и сын был бы князем, но его выкрали и увезли в Константинополь, где один русский посланник купил Абрама в подарок царю Петру I и привез в Россию. Царь полюбил арапчонка, взял его к себе, выучил. Абрам стал офицером и дослужился до генерала. Прожил он долго — до 80 лет. Вот на него и похож Саша, только лицо у него не черное, и глаза голубые, и волосы светлее.
— Знаете ли вы, что маленький Саша встретился с царем?
А было это так... Когда он был совсем маленьким, его возили в Петербург. Как-то они с няней прогуливались, а навстречу вдруг император Павел. Посмотрел на них сердито и сорвал с головки Саши картузик. Они, видите ли, не проявили к нему почтения. Арина Родионовна стала кланяться да приговаривать: «Прости, государь-батюшка! Вот не подумала сама картузик снять с головки! Не гневись, голубчик!»
— Ответьте на вопросы викторины.
1. Чем угощали богатыри царевну? (Пирожком и зеленым вином.)
2. Назовите язык, которым первым овладел А.С. Пушкин? (Французский.)
3. Старуха хотела одеваться в дорогую соболью... (Душегрейку.)
4. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
5. Слово, которым бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля.)
6. Любимое время года поэта. (Осень.)
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Что больше всего вам запомнилось из биографии поэта?
Домашнее задание
Читать книги А.С. Пушкина.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте самостоятельно.
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Дили, дили, дили, дон —
Выходи скорее вон!
- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией).
III. Работа по теме урока
— Как вы понимаете эти слова?
(Учитель делает запись на доске. Дети читают.) Пушкин - это всегда открытие и всегда тайна.
Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («К. Паустовский. "Сказки А.С. Пушкина". Подготовка сообщения на основе статьи».)
Прочитайте самостоятельно статью К. Паустовского, делая пометки на полях: «+» — это знаю; «—» — не знаю; «?» — не понял.
Как вы понимаете выражение дышал стихами?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Работа в группе.)
— Расскажите друг другу, что вы уже знали. (Высказывается каждый.)
— Обсудите то, что вы не знали.
- Обсудите то, что вам было непонятно.
— Прочитайте статью вслух.
- Скажите, на какие вопросы вы хотите получить ответы.
VI. Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
- Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина? Домашнее задание
Собрать информацию о поэте, используя энциклопедию, Интернет.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Когда-то я была в большом почете.
Как сложно было вам меня достать!
Жаль, что сейчас к компьютеру идете —
Теперь он вам отец, сестра и мать.
Я вкусно пахла типографской краской.
Мой каждый лист вам пальчики ласкал.
Но наплевать всем на любовь и ласку,
Дороже мониторчика оскал.
Смирилась я. Грустя, стою на полке.
Ну, где же он, мой интеллектуал?
Одета модно я, бываю в шелке.
Так посещай меня и стар, и мал.
Со мною сразу станете добрее,
Во мне живет страниц моих душа.
Ведь я навязываться не умею,
Я просто жду на полке не спеша.
3. Маркина
— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).
— Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?
— Хотите узнать его название? Называется стихотворение «Книжные страдания».
III. Работа по теме урока
— Прочитайте еще раз стихотворение. Как вы поняли его содержание?
— Что хотел донести до нас автор?
— Определите задачи урока. Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться составлять устное сочинение.)
— Прочитайте высказывание о сказках А.С. Пушкина на с. 76 учебника. (Не любить сказки А.С. Пушкина невозможно.)
— Как вы понимаете это высказывание? Согласны вы с ним?
— Составьте текст на тему «Что для меня значат сказки Пушкина». Воспользуйтесь материалом, подобранным к уроку-
— Составьте план своего рассказа.
— Сравните его с планом на с. 69 творческой тетради.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельная работа обучающихся.)
- Запишите составленный текст. (Выступление обучающихся со своими текстами.)
VI. Рефлексия
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
- Итак, подведем итог тому, что же у нас сегодня получилось. Что получилось особенно хорошо?
Домашнее задание
Читать сказки А.С. Пушкина.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф
Урок литературного чтения в 4 классе. Пересказ текста «Удивительная находка»
Урок литературного чтения в 4 классе. Проверка техники чтения
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Ильины три поездочки»
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Введение
Нет комментариев. Ваш будет первым!