Конспект фольклорного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цели: дать понятие о некоторых мифических существах; рассказать о происхождении их названий - аист, бабай, ветры, вода, водяной.
Ход занятия
I. Вступительное слово воспитателя.
История славян полна загадок. С жизнью славян связаны заговорное слово, волшебная сила трав, камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы.
Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, есть злые, страшные, странные, непонятные, но больше прекрасных, загадочных, добрых, умных.
Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям.
II. Рассказ о мифических существах.
Аист
Аист прежде был человеком. Однажды Бог дал ему мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства раскрыл мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он очистил землю от гадов. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги.
Аисты имеют человеческие пальцы, душу, понимают язык человека, плачут слезами; молятся Богу (это их клекот); справляют свадьбы; пара аистов неразлучна.
У кого аист совьет на трубе гнездо - к богатству.
Бабай
Бабай - ночной дух, старик с котомкой, в которую он может забирать непослушных детей. Когда приходит ночь, бабай приходит из леса под окна и сторожит. Услышит капризы, детский плач - начинает шуметь, шуршать, скребется, стучит в окно. Но он всего лишь пугает непослушных и никого не крадет. Зачем ему лишние хлопоты?
Ветры
Древние люди представляли их дующими и выпускающими из своих ртов вихри, вьюги и метели. Крылья, данные ветрам - знак их быстрого полета. Люди верили, что зимние вьюги бывают оттого, что, бегая по полям, они дуют в кулак. В русских сказках, песнях, поверьях обязательно можно встретить ветры.
Вода
В народе ее зовут «матушка», «царица». Древние люди отчетливо сознавали значение водной стихии. Без воды и огня нет жизни на земле. И до сих пор существует вера в родники, которые оберегаются. Древние люди освящали ручьи и колодцы.
Наш народ в прежние времена очень чтил дождевую воду. Во время дождя выбегали на улицы босыми, с непокрытыми головами. Существует обычай - «прощение у воды». Больные люди, нанесшие оскорбление воде, идут к воде, опускают кусочек хлеба с низким поклоном, приговаривают: «Пришел (шла) я к тебе, матушка вода, с повинной головой, прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды!» Отступая по одному шагу назад, до трех раз повторяют этот приговор с поклоном, во время заклинаний ни с кем нельзя разговаривать, нельзя оборачиваться и налагать на себя крестного знамения.
Водяной
Живет в водоворотах рек, прудов и озер или в омутах. У водяных есть свои дома в зарослях тростника и осоки. Водяные женятся на русалках. В реках ему все рыбы подвластны. Ездит водяной на соме, который служит ему конем. Днем водяной скрывается в глубине, а ночью выплывает или в образе старой щуки или в истинном виде. Тогда при новолунии можно увидеть, что волосы его зеленые, свежие, а к концу месяца - седые. При рождении месяца он молод, а к концу - стар.
Летом водяной ведет активный образ жизни, а зимой спит. В апреле водяной пробуждается, с грохотом ломает лед. Гнев его ублажать можно пожертвованиями: лить в воду масло, дарить гусей, которых он очень любит.
Во время разлива реки устраивались игрища.
По считалке выбирается водяной. Ему платком завязывают глаза, ведут вокруг него хоровод и поют:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
Исполнив песню, дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Тут же все игроки останавливаются и замирают. Водяной ходит, вытягивает вперед руки и старается кого-нибудь коснуться. Кого он запятнает, тот становится новым водяным, и игра продолжается.
Похожие статьи:
Развивающее занятие в старшей группе ДОУ
Занятие по рисованию в старшей группе
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук
Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР