«Квадрат. Треугольник. Круг»: конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития
Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ №57 – детского сада компенсирующего вида г.Тулы
Описание материала. Настоящее занятие базируется на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода, то есть предполагает поуровневую организацию работы с детьми: здесь кружочком отмечены вопросы, адресованные максимально успешным дошкольникам; квадратом – задания для менее сильных ребят, и наконец, треугольником – для малышей, наиболее слабых относительно группы. Большинство представлений о геометрических формах, их свойствах и признаках ребенок усваивает в процессе активной деятельности.
Тема: закрепление первоначальных представлений о форме предметов на материале учебной темы «Квадрат. Треугольник. Круг».
Цели:
Образовательные: закрепление представлений о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг), их свойствах.
Коррекционные:
• Развитие зрительно-тактильного восприятия.
• Развитие слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти.
• Развитие мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение).
• Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого.
• Закрепление навыков произвольного поведения на занятии.
Ход занятия
1. Оргмомент. «Уточнение временных представлений».
▲ – время года.
○ – месяц, день недели.
□ – часть суток.
2. Загадки «О геометрических фигурах».
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник –
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (Фигуры.)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат.)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? - ... (Треугольник.)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг.)
3. Дидактическая игра «Подумай, отгадай».
- Какую фигуру я загадала?
▲ – выбор из трех фигур разного цвета:
- Синий…
- Желтый…
- Красный…
□ – выбор из трех фигур одинакового цвета, но разной формы:
- Синий, но не круг. (Треугольник, квадрат.)
- Красный, но не квадрат. (Круг, треугольник.)
○ – выбор из множества фигур разных цветов и форм.
- Красный, но не катится. (Треугольник, квадрат.)
- Синий, но без углов. (Круг.)
В игре могут использоваться блоки Дьенеша или фланелеграф и заранее изготовленные фигуры: квадраты, треугольники и круги разных цветов. Чем выше познавательный уровень группы, тем больше фигур предъявляется одновременно.
4. Беседа о геометрических фигурах.
Дефектолог демонстрирует и называет отличительные признаки геометрических фигур: у треугольника – три стороны, три уголка; у квадрата четыре стороны, все стороны одинаковые: короткая, короткая, короткая и короткая; круг – без углов; круг катится!
- А может катиться квадрат? Треугольник? (□ Нет.)
- Почему? (○ Мешают углы.)
- Давайте попробуем (▲).
5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек: квадрат, треугольник или круг?»
6. Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».
Дефектолог оговаривает правила игры. Если дети увидят круг, нужно…
Круг – коснуться носа,
Квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,
Треугольник – наклониться вперед.
7. Дидактическая игра «Что на что похоже?».
Можно использовать картинки, но лучше – заранее подобранные предметы интерьера соответствующих форм, например: круглое зеркальце, квадратная коробка, треугольный платок и т.п.
8. Дидактическая игра «Сложи фигуру»
○ – треугольник.
□ – квадрат.
▲ – круг
9. Подведение итогов занятия.
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук
Конспект НОД в старшей группе по теме «Маленькие горожане»
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»
Развивающее занятие в старшей группе ДОУ
Занятие по рисованию в старшей группе