Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР

«Квадрат. Треугольник. Круг»: конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития

Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог  МБДОУ №57 – детского сада компенсирующего вида г.Тулы

Описание материала. Настоящее занятие базируется на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода, то есть предполагает поуровневую организацию работы с детьми: здесь кружочком отмечены вопросы, адресованные максимально успешным дошкольникам; квадратом – задания для менее сильных ребят, и наконец, треугольником – для малышей, наиболее слабых относительно группы. Большинство представлений о геометрических формах, их свойствах и признаках ребенок усваивает в процессе активной деятельности.

Тема: закрепление первоначальных представлений о форме предметов на материале учебной темы «Квадрат. Треугольник. Круг».

Цели:

Образовательные: закрепление представлений о основных геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг),  их свойствах.

Коррекционные:

• Развитие зрительно-тактильного восприятия.

• Развитие слуховой, зрительной, тактильной и двигательной памяти.

• Развитие мыслительных процессов (сравнение, синтез, умозаключение).

• Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

• Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого.

• Закрепление навыков произвольного поведения на занятии.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Уточнение временных представлений».

▲ – время года.

○ – месяц, день недели.

□ – часть суток.

2. Загадки «О геометрических фигурах».

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник –

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие... (Фигуры.)

 

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его... (Квадрат.)

 

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? - ... (Треугольник.)

 

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

3. Дидактическая игра «Подумай, отгадай».

- Какую фигуру я загадала?

▲ – выбор из трех фигур разного цвета:

- Синий…

- Желтый…

- Красный…

 

□ – выбор из трех фигур одинакового цвета, но разной формы:

- Синий, но не круг. (Треугольник, квадрат.)

- Красный, но не квадрат. (Круг, треугольник.)

 

○ – выбор из множества фигур разных цветов и форм.

- Красный, но не катится. (Треугольник, квадрат.)

- Синий, но без углов. (Круг.)

В игре могут использоваться блоки Дьенеша или фланелеграф и заранее изготовленные фигуры: квадраты, треугольники и круги разных цветов.  Чем выше познавательный уровень группы, тем больше фигур предъявляется одновременно.

4. Беседа о геометрических фигурах.

Дефектолог демонстрирует и называет отличительные признаки геометрических фигур: у треугольника – три стороны, три уголка; у квадрата четыре стороны, все стороны одинаковые: короткая, короткая, короткая и короткая;  круг – без углов; круг катится!

- А может катиться квадрат? Треугольник? (□ Нет.)

- Почему? (○ Мешают углы.)

- Давайте попробуем (▲).

5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек: квадрат, треугольник или круг?»

6. Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».

Дефектолог оговаривает правила игры. Если дети увидят круг, нужно…

Круг – коснуться носа,

Квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,

Треугольник – наклониться вперед.

7. Дидактическая игра «Что на что похоже?».

Можно использовать картинки, но лучше – заранее подобранные предметы интерьера соответствующих форм, например: круглое зеркальце, квадратная коробка, треугольный платок и т.п.

8. Дидактическая игра «Сложи фигуру»

○ – треугольник.

□ – квадрат.

▲ – круг 

9. Подведение итогов занятия.

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук

Конспект НОД в старшей группе по теме «Маленькие горожане»

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»

Развивающее занятие в старшей группе ДОУ

Занятие по рисованию в старшей группе

Комментарии (2)
Марина Викторовна Вицкова # 22 ноября 2013 в 18:43 0
интересный конспект.Игры хорошие направленные на закрепление представление о форме предметов.но почему-то я не увидела итог занятия.извините.
Афонина Наталья Юрьевна # 27 сентября 2014 в 14:48 0
Спасибо за комментарий. Итог занятия предполагает дифференцированную оценку деятельности детей. Поскольку итог индивидуален и ситуативен (то есть зависит от того, в какой деятельности дети были наиболее успешны), речь педагога не описывается. Отметьте достижения каждого ребенка, приободрите его. Вера в собственные силы - это очень важно. Особенно у наших, "не-таких-как-все" дошколят. С уважением, Наталья.