Опыты по теме «Воздух» в старшей группе
Опыты в детском саду для старших дошкольников. Свойства воздуха
Предлагаем содержание серии опытов по теме «Воздух».
Воздух-невидимка
Задача: показать, что воздух, хотя и невидим, есть вокруг нас, продемонстрировать способы его обнаружения.
Материал: у воспитателя — аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, полиэтиленовый пакет, бумажные салфетки, стеклянная воронка с надетым на узкую часть резиновым мешочком, кубики, шарики, шарик надувной; у каждого ребенка — тазик с водой, стакан, полиэтиленовый мешочек, кубик, шарик.
* * *
Воспитатель (показывает чистую банку). Есть ли что-нибудь в ней? (Банка пуста.)
Это не так: в банке что-то есть, просто это что-то вы не смогли увидеть.
Воспитатель берет банку и погружает ее в аквариум. Из горлышка побежали пузырьки.
Так что за невидимка сидел в банке? (Воздух.)
Воспитатель предлагает заполнить полиэтиленовые мешочки кубиками и сам это делает. Обращает внимание на то, каким стал мешочек.
Если в мешке что-то есть, он всегда выпуклый. Мешочек по мере наполнения становится все более выпуклым.
То же самое проделывается с шариками.
Вывод: выпуклость мешочка зависит от количества содержащегося в нем вещества.
Детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки, рассмотреть их и ответить, есть ли что-нибудь в них. Затем дети скручивают мешок около отверстия. Мешочек становится все более выпуклым.
Но ведь выпуклым мешочек может быть только тогда, когда в нем что-то есть. Кто же этот невидимка? (Воздух.) Воздух, хотя он и невидим, можно обнаружить. Проведем опыт. К дну стакана на пластилин прикрепляем салфетку.
Повернув стакан отверстием вниз, воспитатель опускает его резко в аквариум.
Дети выполняют то же самое.
Есть ли вода в стакане? (Да.)
А замочили ли салфетку? (Нет.)
Значит, воды вошло в стакан мало.
Что же не дало воде войти в стакан? (Воздух.)
Контрольный опыт: воспитатель опускает воронку с надетым шаром в воду. По мере опускания шарик раздувается.
Почему раздувается шарик? (Воздух вышел из воронки в шарик.)
Значит, что можно сказать о воздухе? (Он невидим, но его можно обнаружить.)
Воздух-невидимка есть почти везде
Задача: показать, что воздух есть в воде, губке, земле и др.
Материал: аквариум (у воспитателя), тазики и стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочки губки и кирпича, горсть земли.
* * *
Дети берут соломку и стакан с водой, опускают один конец соломки в воду, дуют. В воде образуются пузырьки.
Воспитатель. Почему появляются пузырьки? (Выделяется воздух, он в воде находится в виде пузырьков.)
Воспитатель предлагает внимательно посмотреть в таз с водой. Видны пузырьки.
Вывод: в воде есть пузырьки.
Дети рассматривают губку. В губке есть дырочки.
Что в этих дырочках? (Воздух.)
Губку погружают в воду. Видны пузырьки.
Вывод: в губке есть воздух.
Дети бросают в воду кусочек кирпича, горсть земли. Видны пузырьки.
Вывод: воздух есть в воде, губке, кирпиче, земле. Воздух повсюду, вокруг нас.
Воздух имеет вес
Задача: показать, что воздух можно сжать, он имеет вес.
Материал: 2 надувные игрушки, таз с водой, весы.
* * *
Воспитатель (показывает надутую надувную игрушку). Есть ли там что-нибудь? (Воздух.) А как можно проверить? (Открыть, опустить в воду, пойдут пузырьки.)
Если мы надуваем игрушку, там большое количество воздуха, он сжат. Какая игрушка тяжелее — надутая или сдутая?
Дети высказывают предположения.
Как проверить?
Дети проводят опыт: взвешивают на весах игрушки.
Вывод: надутая игрушка тяжелее, чем сдутая, так как в ней больше воздуха. Воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.
Воздух может двигаться
Цель: показать, что воздух может двигаться, рассказать о его значении в жизни человека.
Материал: картины с изображением ветряной мельницы, парусного судна, парашютиста (у воспитателя); полоски бумаги.
* * *
Воспитатель. Что будет, если мы подуем на полоски бумаги?
Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям подуть на полоски бумаги, полоски отклоняются.
Вывод: воздух может перемещаться, двигаться. Когда он перемещается с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
Как мы узнаем, что дует ветер?
Дети отвечают.
Вывод: когда дует ветер, он заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колеблются ветви деревьев, перемещается вода, на воде образуются волны.
Воспитатель показывает картины. Дети рассматривают их и рассказывают, как эти предметы приводятся в движение ветром.
Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать, нарисовать?
Задача: развивать желание решать познавательные задачи, проверять их на опыте.
Материал: камень, таз с водой, надувной шар.
* * *
Воспитатель. Можно ли воздух увидеть?
Дети отвечают.
Можно: если камень бросить в воду, поднимаются пузырьки воздуха.
Можно ли воздух услышать?
Дети отвечают.
Можно: если выпускать воздух из надувного шара.
Можно ли воздух почувствовать?
Дети отвечают.
Можно: если поднести руку под струю воздуха, выходящего из шара.
Можно ли нарисовать невидимку?
Дети отвечают.
Можно: если нарисовать надувной шарик, надувную игрушку.
Вывод: воздух можно увидеть, услышать, почувствовать, нарисовать.
Экологические проблемы воздуха
Задача: ознакомить с экологическими проблемами воздуха.
* * *
Воспитатель. Человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый воздух, но в больших городах он особенно загрязнен. Многие фабрики, заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, пыль, сажу. Загрязняют воздух и автомобили выхлопными газами.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.
Проводятся мероприятия по охране воздуха.
1. Создание установок на предприятиях, которые улавливают пыль, сажу.
2. Разработка новых автомобилей без выхлопных газов.
3. Создание станций, которые следят за чистотой воздуха в больших городах.
4. Охрана растений (задерживают пыль и сажу, поглощают углекислый газ, выделяют кислород).
Похожие статьи:
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт
Занятие по рисованию в старшей группе
Развивающее занятие в старшей группе ДОУ
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»
Нет комментариев. Ваш будет первым!