Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспекты занятий по народно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе ДОУ

Конспекты занятий с дошкольниками подготовительной группы

Автор: Хуснутдинова Ильвера Завдятовна, воспитатель по изодеятельности МАДОУ детский сад «Теремок» город Муравленко Тюменская область ЯНАО

Интересная информация о детском саде «Теремок»

С 1999 года наш детский сад реализует авторскую инновационную программу развития ДОУ «Возрождение».

Цель  программы - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской национальной культуры средствами народной педагогики.

Программа включает четыре блока, один из которых - это расширенная программа на четыре возрастные ступени (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Являясь соавтором данной программы развития и разработчиком блока «Умелец, да рукоделец», хочу поделиться опытом работы по данному направлению.

Один из основных условий практической работы с детьми является использование на занятиях только подлинников образцов народных промыслов.

Особое место в программе «Умелец, да рукоделец» уделяю углубленному знакомству с историей промыслов, характерными особенностями их цветового содержания.

Отработана технология работы по представленным промыслам, которые включают определенные этапы.

В данном материале представлен опыт работы, авторские технологии по знакомству дошкольников с русскими матрешками, жостовской росписью.

Назначение методического материала

Представленный материал можно использовать для работы не только в обычных детских садах, но и в специальных коррекционных учреждениях: логопедических, сурдологических и для детей с задержкой психического развития.

Русская народная матрешка

В целях экономии материала лепим матрешку, используя уже готовую форму – пузырьки от витаминов «Ревит» или же бутылочки от питьевых йогуртов.

Знакомство с жостовской росписью так же провожу поэтапно. Вначале вместе с детьми изготавливаем подносы способом лепки «папье-маше». Определившись с цветом  подноса, закрашиваем его в нужном цвете. Далее дети самостоятельно работают над росписью подноса. Весь этот процесс (многоэтапность) позволяет детям усвоить глубоко и прочно знания о данном виде промысла, получить практические навыки.

Конспект занятия по народно-прикладному искусству для подготовительной к школе группе на тему  «Композиция из цветов» (роспись подноса элементами жостовской росписи)

Программное содержание: обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции; учить составлять узор, заполняя середину и кайму; учить составлять букет из крупных и мелких цветов; закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев; воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.

Материалы: жостовские подносы, круглые подносы из папье-маше тонированные, гуашь, кисти.

Предварительная работа: наблюдение за цветами, рассматривание открыток, чтение сказок и стихов о цветах.

Ход занятия

Воспитатель:

- Вот жостовский черный, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу,

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу.

- Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)

- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

- Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

- Где родина подносов?

- Как называют село, где изготавливают подносы?

- Назовите первых мастеров жостовской росписи?

Воспитатель: «Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».

Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.

Показ последовательности росписи узора.

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте.

Воспитатель:

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

Спрашивает детей, где они могут быть использованы.

Конспект занятия по народно-прикладному искусству в старшей группе на тему «Роспись силуэта Загорской матрешки»

Программное содержание: учить детей узнавать матрешку на выставке среди других игрушек по ее облику, особенностям наряда; украшать сарафан матрешки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование тычком лепестков; развивать интерес к русской народной игрушке; воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.

Материал: выставка кукол, в т.ч. и одна матрешка, альбомный лист с изображением матрешки, гуашь, кисти, тычки.

Предварительная работа: разучивание потешек, песен, игры с матрешками.

Ход занятия

Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей. Как вы думаете, в какой музей вы пришли?» (Ответы детей.)

Да, мы с вами в музее кукол. Посмотрите,  какие они красивые, нарядные. А какая из этих кукол особенная, не похожа на других?

- Она вам понравилась? Тогда мы возьмем матрешку на занятие. Согласны?

В изо-студии дети садятся на ковер.

Воспитатель:

-У Загорских-то матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд.

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?

После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»

Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».

Физминутка.

Самостоятельная работа детей.

При подведении итогов занятия Матрешка хвалит детей:

«Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки-крошки!»

Матрешка: «Мне теперь в музее не будет скучно. Я предлагаю в музее сделать выставку матрешек».

Похожие статьи:

Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Комментарии (2)
Татьяна Васильевна Дегтяренко # 22 февраля 2015 в 11:26 0
Здравствуйте! Очень интересные материалы! Возьму на заметку. Спасибо!
Галина Ивановна Перекрестова # 27 сентября 2015 в 00:21 0
Спасибо за интересные конспекты занятий!