Конспекты занятий с дошкольниками подготовительной группы
Автор: Хуснутдинова Ильвера Завдятовна, воспитатель по изодеятельности МАДОУ детский сад «Теремок» город Муравленко Тюменская область ЯНАО
Интересная информация о детском саде «Теремок»
С 1999 года наш детский сад реализует авторскую инновационную программу развития ДОУ «Возрождение».
Цель программы - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской национальной культуры средствами народной педагогики.
Программа включает четыре блока, один из которых - это расширенная программа на четыре возрастные ступени (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Являясь соавтором данной программы развития и разработчиком блока «Умелец, да рукоделец», хочу поделиться опытом работы по данному направлению.
Один из основных условий практической работы с детьми является использование на занятиях только подлинников образцов народных промыслов.
Особое место в программе «Умелец, да рукоделец» уделяю углубленному знакомству с историей промыслов, характерными особенностями их цветового содержания.
Отработана технология работы по представленным промыслам, которые включают определенные этапы.
В данном материале представлен опыт работы, авторские технологии по знакомству дошкольников с русскими матрешками, жостовской росписью.
Назначение методического материала
Представленный материал можно использовать для работы не только в обычных детских садах, но и в специальных коррекционных учреждениях: логопедических, сурдологических и для детей с задержкой психического развития.
Русская народная матрешка
В целях экономии материала лепим матрешку, используя уже готовую форму – пузырьки от витаминов «Ревит» или же бутылочки от питьевых йогуртов.
Знакомство с жостовской росписью так же провожу поэтапно. Вначале вместе с детьми изготавливаем подносы способом лепки «папье-маше». Определившись с цветом подноса, закрашиваем его в нужном цвете. Далее дети самостоятельно работают над росписью подноса. Весь этот процесс (многоэтапность) позволяет детям усвоить глубоко и прочно знания о данном виде промысла, получить практические навыки.
Конспект занятия по народно-прикладному искусству для подготовительной к школе группе на тему «Композиция из цветов» (роспись подноса элементами жостовской росписи)
Программное содержание: обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции; учить составлять узор, заполняя середину и кайму; учить составлять букет из крупных и мелких цветов; закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев; воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.
Материалы: жостовские подносы, круглые подносы из папье-маше тонированные, гуашь, кисти.
Предварительная работа: наблюдение за цветами, рассматривание открыток, чтение сказок и стихов о цветах.
Ход занятия
Воспитатель:
- Вот жостовский черный, изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклевкой его грунтовал
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанес по металлу,
Фон черным на нем должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
- Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)
- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?
- Какими узорами украшают художники жостовские подносы?
- Где родина подносов?
- Как называют село, где изготавливают подносы?
- Назовите первых мастеров жостовской росписи?
Воспитатель: «Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».
Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.
Показ последовательности росписи узора.
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.
В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте.
Воспитатель:
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет-
И кажется, лето нам шлет свой привет.
Спрашивает детей, где они могут быть использованы.
Конспект занятия по народно-прикладному искусству в старшей группе на тему «Роспись силуэта Загорской матрешки»
Программное содержание: учить детей узнавать матрешку на выставке среди других игрушек по ее облику, особенностям наряда; украшать сарафан матрешки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование тычком лепестков; развивать интерес к русской народной игрушке; воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.
Материал: выставка кукол, в т.ч. и одна матрешка, альбомный лист с изображением матрешки, гуашь, кисти, тычки.
Предварительная работа: разучивание потешек, песен, игры с матрешками.
Ход занятия
Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей. Как вы думаете, в какой музей вы пришли?» (Ответы детей.)
Да, мы с вами в музее кукол. Посмотрите, какие они красивые, нарядные. А какая из этих кукол особенная, не похожа на других?
- Она вам понравилась? Тогда мы возьмем матрешку на занятие. Согласны?
В изо-студии дети садятся на ковер.
Воспитатель:
-У Загорских-то матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?
После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»
Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».
Физминутка.
Самостоятельная работа детей.
При подведении итогов занятия Матрешка хвалит детей:
«Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки-крошки!»
Матрешка: «Мне теперь в музее не будет скучно. Я предлагаю в музее сделать выставку матрешек».
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»
Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт