Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру «В царстве грибов», 3 класс. Школа России

Урок окружающего мира в начальной школе. Тема: «Грибы - особое царство природы»

Цели: познакомить с видами грибов как одним из представителей «сообщества леса»; научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; познакомить с исчезающими грибами; упражнять детей в письменной речи.

Оборудование: таблица «Съедобные и несъедобные грибы»; муляжи «Грибы»; образцы гриба.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Тему нашего урока мы узнаем, отгадав загадку: «Шапочка да ножка - вот весь Ермошка». (Гриб.) Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах.

II. Работа над новой темой.

- Где вы собирали грибы? (Значит, грибы - представители природного сообщества «Лес».)

- Какие вы знаете грибы, как их различаете?

- Какие грибы называются съедобными, несъедобными, ядовитыми?

- Какими ядовитыми грибами лечатся животные? (Мухоморами лечатся сороки и лоси.)

- Какой гриб страшнее? (Бледная поганка.)

Противоядие от бледной поганки - не трогать ее и не брать в руки!

- Как вы понимаете пословицу применительно к грибам: «Пока ей на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

• Записать названия съедобных и несъедобных грибов в тетрадь.

- А как вы думаете, гриб - это растение или нет? Какие органы растения вам известны? (Корень, стебель, ветки, лист, цветок, плод и семена.) Попытайтесь найти их у грибов.

• Строение гриба (рассматривается по таблице).

Грибы не растения, они составляют особое царство природы. Грибы в отличие от своих зеленых собратьев не имеют листьев, поэтому не могут образовывать из воздуха питательные углеводы. Они вынуждены приспосабливаться к существованию, используя уже готовые органические вещества. В лесном сообществе они тесно связаны с деревьями. Под их корнями или у старых пней разрастаются грибницы.

- Какова же роль грибов в лесном природном сообществе? (Они способствуют круговороту веществ в природе.)

• Работа с муляжами грибов.

Учитель. Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Рассмотрите внимательно муляжи и скажите, отличается ли внутренняя поверхность шляпок у белого гриба и у лисички? Чем? (Дети сами делают выводы.) Как вы думаете, где расположены семена (споры) у трубчатых и у пластинчатых грибов? Назовите теперь известные вам трубчатые грибы. (Белый гриб, подберезовик, маслята, подосиновики, моховики.) Назовите известные вам пластинчатые грибы. (Грузди, рыжики, волнушки, лисички, опята и т. д.)

• Беседа.

- Какую пользу приносят грибы?

а) Грибы употребляются в пищу животными, птицами и людьми.

б) Превращают пни и корни деревьев в трухлявые гнилушки и удобряют почву питательными веществами.

- Как приспосабливаются грибы? (Цвет, окраска шляпок.)

Грибы не всегда имеют привычный, известный вам вид. Есть грибы, как плесень на продуктах, на гниющих деревьях.

- Какой вред приносят грибы?

- Рассмотрите этот гриб. Где вы его встречали? Правильно, на деревьях. А как они туда попали, кто догадался? Правильно, споры этих грибов-паразитов переносятся ветром, они попадают в дыры на стволах. Там они разбухают, разрастаются внутри дерева. Дерево обречено на гибель. Таким образом, грибы- паразиты приносят вред. Но, оказывается, из грибов добывают вещества, стимулирующие рост растений.

Всегда ли грибы приносят пользу? Грибы способны впитывать в большом количестве тяжелые металлы, ядохимикаты, компоненты сточных вод и выхлопных газов автомобилей. Человек, животные, употребляющие такие грибы в пищу, могут отравиться или заболеть. Не собирайте грибы вблизи садов и полей, обрабатываемых ядохимикатами, и не собирайте вблизи дорог на расстоянии менее 300 метров.

Учитель. Итак, мы с вами познакомились с удивительным населением живой природы - грибами. К сожалению, некоторые виды исчезают, и скоро, если человек не будет их оберегать, они совсем исчезнут. Так, в Красную книгу Волгоградской области внесены такие грибы: грифола зонтичная, цезарский гриб, решеточник красный, каштановый гриб, гриб-баран и другие.

• Сообщения детей о грибах.

• Записать названия грибов, занесенных в Красную книгу.

Подведение итогов беседы.

Какие виды грибов вам известны? Какой вред приносят грибы? Какую пользу приносят грибы? Как приспосабливаются грибы в лесном сообществе?

Чтение текста на доске. Запись по памяти.

После дождя пахнет в лесу грибами. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы. Между стволами берез разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотистые лисички.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: записать пословицы и приметы о грибах; прочитать дополнительную литературу о грибах.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!