Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Великий круговорот жизни. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Великий круговорот жизни.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что каждое живое существо участвует в едином круговороте веществ на нашей планете. Научатся строить модель круговорота веществ.
Учебные материалы: рисунки грибов и корзинки; схема строения грибов; DVD, мультфильм «Король Лев».
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Что такое грибы? Чем они отличаются от других растений? Что необходимо грибам для роста? Расскажите о строении гриба.
Покажите части гриба на схеме. Какие вам известны съедобные грибы? Как отличить двойников боровика и опёнка? Как ещё называют сбор грибов?
Учитель прикрепляет на доску рисунки грибов и корзинки.
— Мы с вами отправляемся в лес на «тихую охоту».
Дети по цепочке выходят к доске, называют грибы и делят их на съедобные и несъедобные.
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня у нас завершающий урок по теме «Эта удивительная природа». Что можно отнести к природе? На какие группы можно разделить все живые существа? Как они связаны с неживой природой? Сегодня на уроке мы будем говорить о великом круговороте жизни.
3. Работа по теме урока
— Где вам уже встречалось слово «круговорот»? Расскажите о круговороте воды в природе. Сегодня мы говорим о круговороте жизни. Что это такое?
Учитель показывает детям фрагмент мультфильма «Король Лев», в котором состоится диалог, описанный на с. 118 учебника.
— Прав ли лев Муфаса? Давайте разберёмся.
Что необходимо растениям для роста? (Солнце, вода, кислород, минеральные вещества.)
Как всё это получает растение? (Солнечные лучи, воду и минеральные вещества из почвы, кислород из воздуха.)
Составим схему, показывающую связь неживой природы и растений.
На доске.
— Вы поставили стрелочки от предметов неживой природы к растению. А я поставлю двойные стрелочки от растения к почве и к воздуху. Что я этим могу показать?
Растение берёт из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растением и воздухом. Растение берёт из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуйся плодородный слой почвы — перегной. Образовался ещё один круговорот.
— Но это только между растениями и неживой природой. А ведь у нас ещё много животных. Как они включаются в этот круговорот? На какие группы по питанию можно разделить животных? Возьмём тех, кто питается растениями.
Я прочитаю вам отрывок из книги Евы-Марии Драйер «Тайны живой природы», который называется «Жизнь в подстилке из листьев». Послушайте его и скажите, о каких связях в природе говорится в рассказе.
Учитель читает отрывок.
Осенью так приятно бывает пройтись по сухой листве, слушая её мерное шуршание. А как ты думаешь, что происходит с этой сухой листвой?
Ведь только с одного большого дуба каждую осень опадает почти 250 тысяч листьев.
Представляешь, на что был бы похож лес, если бы листья так и оставались лежать, не сгнивая? Лет за десять-двадцать лес завалил бы себя собственной листвой по самые вершины деревьев и погиб.
К счастью, в природе существуют переработчики отходов. Это — крошечные живые существа, которые питаются мёртвой листвой. Они пережёвывают сухие листья и превращают их в плодородную лесную почву. Это различные мокрицы, сороконожки, клещи, вилохвостки.
Все эти многочисленные и безобидные переработчики отходов, конечно же, привлекают хищных насекомых. На них охотятся, например, псевдоскорпионы, жужелицы, пауки-сенокосцы. Таким образом, они тоже живут за счёт отходов.
Однако мокрицы, сороконожки, клещи и все прочие пожиратели отходов не смогли бы справиться с ними без помощников — бактерий и грибов, без тысяч червей, без многих других мельчайших животных, населяющих почву. Только всем вместе им удаётся превратить горы листьев в плодородную почву.
— Какие связи можно проследить между неживой природой, растением и животным?
Животное дышит воздухом, пьёт воду, питается растениями. После того как животное умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Изобразите эти круговороты.
На доске.
— А теперь соединим эти 2 схемы в одну.
Дети выполняют задание.
— Все звенья этого круговорота учёные разделили на три группы: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Давайте разберёмся: кто к какой группе принадлежит?
Дети читают текст на с. 119 в учебнике.
— Кто относится к организмам-производителям? Почему?
Кто относится к организмам-потребителям и организмам-разрушителям? Почему?
Дети в рабочей тетради указывают все группы организмов (с. 56, № 1).
— Представьте себе, что из круговорота жизни исчезнет какое-то звено. Опишите, что будет происходить, если исчезнут растения, животные, грибы и бактерии, почва.
Ученики моделируют круговорот веществ, зарисовывают схему круговорота в рабочей тетради (с. 56, № 2).
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверь себя» на с. 120 в учебнике.
Ученики выполняют задания раздела «Эта удивительная природа» на с. 160-165 учебника.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!