Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Великий круговорот жизни. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Великий круговорот жизни.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что каждое живое существо участвует в едином круговороте веществ на нашей планете. Научатся строить модель круговорота веществ.

Учебные материалы: рисунки грибов и корзинки; схема строения грибов; DVD, мультфильм «Король Лев».

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Что такое грибы? Чем они отличаются от других растений? Что необходимо грибам для роста? Расскажите о строении гриба.

Покажите части гриба на схеме. Какие вам известны съедобные грибы? Как отличить двойников боровика и опёнка? Как ещё называют сбор грибов?

Учитель прикрепляет на доску рисунки грибов и корзинки.

— Мы с вами отправляемся в лес на «тихую охоту».

Дети по цепочке выходят к доске, называют грибы и делят их на съедобные и несъедобные.

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня у нас завершающий урок по теме «Эта удивительная природа». Что можно отнести к природе? На какие группы можно разделить все живые существа? Как они связаны с неживой природой? Сегодня на уроке мы будем говорить о великом круговороте жизни.

3. Работа по теме урока

— Где вам уже встречалось слово «круговорот»? Расскажите о круговороте воды в природе. Сегодня мы говорим о круговороте жизни. Что это такое?

Учитель показывает детям фрагмент мультфильма «Король Лев», в котором состоится диалог, описанный на с. 118 учебника.

— Прав ли лев Муфаса? Давайте разберёмся.

Что необходимо растениям для роста? (Солнце, вода, кислород, минеральные вещества.)

Как всё это получает растение? (Солнечные лучи, воду и минеральные вещества из почвы, кислород из воздуха.)

Составим схему, показывающую связь неживой природы и растений.

На доске.

— Вы поставили стрелочки от предметов неживой природы к растению. А я поставлю двойные стрелочки от растения к почве и к воздуху. Что я этим могу показать?

Растение берёт из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растением и воздухом. Растение берёт из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуйся плодородный слой почвы — перегной. Образовался ещё один круговорот.

— Но это только между растениями и неживой природой. А ведь у нас ещё много животных. Как они включаются в этот круговорот? На какие группы по питанию можно разделить животных? Возьмём тех, кто питается растениями.

Я прочитаю вам отрывок из книги Евы-Марии Драйер «Тайны живой природы», который называется «Жизнь в подстилке из листьев». Послушайте его и скажите, о каких связях в природе говорится в рассказе.

Учитель читает отрывок.

Осенью так приятно бывает пройтись по сухой листве, слушая её мерное шуршание. А как ты думаешь, что происходит с этой сухой листвой?

Ведь только с одного большого дуба каждую осень опадает почти 250 тысяч листьев.

Представляешь, на что был бы похож лес, если бы листья так и оставались лежать, не сгнивая? Лет за десять-двадцать лес завалил бы себя собственной листвой по самые вершины деревьев и погиб.

К счастью, в природе существуют переработчики отходов. Это — крошечные живые существа, которые питаются мёртвой листвой. Они пережёвывают сухие листья и превращают их в плодородную лесную почву. Это различные мокрицы, сороконожки, клещи, вилохвостки.

Все эти многочисленные и безобидные переработчики отходов, конечно же, привлекают хищных насекомых. На них охотятся, например, псевдоскорпионы, жужелицы, пауки-сенокосцы. Таким образом, они тоже живут за счёт отходов.

Однако мокрицы, сороконожки, клещи и все прочие пожиратели отходов не смогли бы справиться с ними без помощников — бактерий и грибов, без тысяч червей, без многих других мельчайших животных, населяющих почву. Только всем вместе им удаётся превратить горы листьев в плодородную почву.

— Какие связи можно проследить между неживой природой, растением и животным?

Животное дышит воздухом, пьёт воду, питается растениями. После того как животное умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Изобразите эти круговороты.

На доске.

— А теперь соединим эти 2 схемы в одну.

Дети выполняют задание.

— Все звенья этого круговорота учёные разделили на три группы: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Давайте разберёмся: кто к какой группе принадлежит?

Дети читают текст на с. 119 в учебнике.

— Кто относится к организмам-производителям? Почему?

Кто относится к организмам-потребителям и организмам-разрушителям? Почему?

Дети в рабочей тетради указывают все группы организмов (с. 56, № 1).

— Представьте себе, что из круговорота жизни исчезнет какое-то звено. Опишите, что будет происходить, если исчезнут растения, животные, грибы и бактерии, почва.

Ученики моделируют круговорот веществ, зарисовывают схему круговорота в рабочей тетради (с. 56, № 2).

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверь себя» на с. 120 в учебнике.

Ученики выполняют задания раздела «Эта удивительная природа» на с. 160-165 учебника.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!