Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Умей предупреждать болезни

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Умей предупреждать болезни.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что значит быть закалённым. Научатся, как закалять организм, предупреждать болезни.

Учебные материалы: плакат «Органы дыхания»; DVD; подборка сюжетов с Олимпийских игр — разные виды спорта; интерактивная доска.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Дыхание и кровообращение».

Учитель прикрепляет на доску плакат «Органы дыхания».

— Расскажите о процессе дыхания, происходящем в нашем организме. Как надо правильно дышать? Почему вдыхать воздух нужно носом?

Какую работу выполняет кровь? Какой орган заставляет её двигаться? Что такое пульс? Как его посчитать?

2. Мотивация учебной деятельности

— Мы с вами познакомились с главными органами, работающими в нашем теле, узнали о том, из чего они состоят и для чего нужны. Зачем нам всё это надо?

Для того чтобы сохранять своё здоровье, мало знать устройство организма. Необходимо знать условия, которые необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым. Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми такими Условиями, которые вы вполне можете соблюдать самостоятельно.

3. Работа по теме урока

— От чего мы можем заболеть? (Замерзли на улице, попали под дождь и промокли, заразились от кого-то.)

Вариант заражения от кого-то мы рассмотрим позже.

Начнём разговор с того, что мы простудились. Кто чаще простужается? (Тот, у кого слабее организм.)

Что надо делать, чтобы организм стал сильнее и мог бороться с заболеванием? (Заниматься спортом и закаляться.)

На человека постоянно действует изменение температуры воздуха. Эти изменения можно почувствовать, даже переходя из одной комнаты в другую. На холоде наши кровеносные сосуды сужаются, кровь отливает от поверхности и человек мёрзнет. При резких изменениях температуры незакалённый человек часто заболевает. Организм закалённого человека приспособлен к изменениям температуры.

Слышали ли вы выражение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»? Почему так говорят? Потому что солнце, воздух и вода — лучшие средства закаливания.

Как надо закаливать организм? Есть несколько правил.

Попробуйте сформулировать их самостоятельно.

Класс делится на 3 группы. Дети читают тексты о воздухе, воде и солнце на с. 147-148 учебника и самостоятельно составляют памятки по своим текстам.

Затем учитель проводит расширенную работу по формулировке правил закаливания.

1. По утрам надо делать зарядку. Летом зарядку хорошо делать на воздухе. Зимой надо открывать форточку, чтобы в помещении был свежий воздух.

2. Полезно для здоровья принимать воздушные ванны. Что это такое? Это пребывание человека раздетым на воздухе в тени. Воздушные ванны принимают в тёплое время года, находясь под деревьями или навесом, через 2-3 часа после еды. Первые воздушные ванны надо принимать при температуре +18-20 °С.

3. Физические упражнения и спортивные игры также закаливают организм. Какие спортивные игры и занятия на воздухе вы знаете? (Летом — волейбол, баскетбол, футбол, вышибалы, катание на велосипеде. Зимой — катание на лыжах, санках, коньках.)

Кроме воздушных ванн, существуют солнечные ванны.

Как вы думаете, что это такое?

4. Солнечные ванны — пребывание человека раздетым на солнце. Их надо принимать утром, примерно через 2 часа после завтрака. Начинать надо с 5 минут, постепенно увеличивая время до 30 минут. Надо помнить, что голову необходимо защищать от солнца. Каждые 2-3 минуты надо переворачиваться. Солнечные ванны, правда, можно принимать не всем. Здоровье некоторых людей не позволяет им находиться на солнце. Поэтому от таких ванн может быть не польза, а вред.

— Мы сказали о пользе воздуха и солнца. Что у нас осталось?

5. Водные процедуры также помогают сделать организм более здоровым. Что можно отнести к водным процедурам? Летом, конечно, хорошо купаться в речке, озере, море. Но если водоёмов рядом нет, то воспользуйтесь душем.

— Когда мы говорим о пользе воды для здоровья человека, нельзя не упомянуть об исконно русской традиции — париться в русской бане. Чем она хороша? Прочитаем об этом небольшой текст.

На интерактивной доске дан текст.

Русская баня

Ядрёный и вместе с тем ласковый жар, которым славится хорошо приготовленная русская баня, открывает и тщательно прочищает все поры тела, удаляет грязь. Мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, омертвевшие клетки. Тем самым помогает рождению новых, растущих. Кожа после бани как бы молодеет.

И ещё об одном свойстве бани. В горячей бане гибнут все микробы. Не успел ещё помыться с мылом горячей водой, как кожа уже очищена жаром.

После бани лучше дышится и чувствуешь себя легко.

Настоящая русская баня не мыслится без холодной воды.

После банного жара — в бассейн с холодной водой или под душ.

Хоть вода и холодная, ощущаешь прилив тепла. И словно иголочки прошлись по телу.

Из холодной воды — снова в жаркую баню. Какая гимнастика для кровеносных сосудов!

Баня поднимает и настроение, выходишь из бани с улыбкой, с ощущением лёгкости, свежести, бодрости. Банный жар прогревает кожу, вызывает расслабленность. И аппетит!

(По А. Галицкому)

— Какую пользу приносит баня человеку? Почему раньше люди шли в баню лечиться?

Есть три главных правила закаливания, которые каждый из вас может соблюдать. Они вытекают из всего, что мы сказали раньше.

Первое — надо одеваться по погоде и не кутаться.

Второе — надо делать зарядку и заниматься спортом.

Третье — надо обтираться влажным полотенцем или принимать прохладный душ.

Послушайте, какие советы даёт закалённый ребёнок тем, кто любит потеплее одеться, боится холодной воды и не занимается спортом.

Трое учеников разыгрывают сценку, используя стихотворение И. Семёновой «Всем, кто хочет быть здоров».

Крепыш.

— Говорил я им зимой:

Закалялись бы со мной.

Утром бег и душ бодрящий.

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный

Вас во век не одолеет.

Не послушались — болеют!

Куталки.

— Поздно поняли мы, братцы,

Как полезно закаляться.

Кончим кашлять и чихать —

Станем душ мы принимать

Из водицы ледяной.

Крепыш.

— Погодите! Ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйтесь постепенно.

— Почему Крепыш остановил мальчиков? Ведь это хорошо, что они собрались закаляться! (Закаливание должно быть постепенным. Если сразу включить ледяную воду, то здоровее не станешь, а, наоборот, заболеешь.)

Учитель показывает подборку кадров с Олимпийских игр.

Кто из вас занимается спортом? Какими видами вы занимаетесь? Чем вам нравится выбранный вид спорта? В чём польза от ваших занятий?

С чего надо начинать занятия спортом?

Только помните: спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дрёмой в прятки.

Быстро сбросьте одеяло,

Встали — сна как не бывало.

(И. Семёнова)

— Многих болезней можно избежать за счёт закаливания организма. Но некоторых болезней можно избежать, если соблюдать определённые правила. Вспомните, какие болезни называются инфекционными?

Инфекция — это заражение. Что вызывает болезнь? (Микробы.)

Какие инфекционные болезни вы знаете? (Грипп, ветрянка, коклюш, ангина.)

Прочитайте статью «Инфекционные болезни и аллергия» на страницах 148-149 в учебнике.

Как инфекционные заболевания передаются от человека к человеку? (По воздуху при кашле, чихании и простом разговоре.)

Что надо делать, чтобы уберечь себя от возможного заражения? (Не находиться в местах массового скопления народа, не общаться с человеком, который уже заболел, не пользоваться его посудой.)

Кроме инфекционных, широко распространены желудочно-кишечные заболевания: дизентерия, сальмонеллёз, гепатит.

Можете ли вы избежать этих заболеваний? Как? (Чаще мыть руки с мылом, делать влажную уборку квартиры, тщательно мыть овощи и фрукты, не покупать продукты на стихийных рынках, не пользоваться посудой заболевшего.)

Соблюдение этих правил поведения может уберечь вас от многих болезней. И они не так трудны для выполнения.

Но что делать, если вы все-таки заболели? Обязательно обратиться к врачу и не заниматься самолечением.

Что такое аллергия? Какие ограничения могут быть у аллергиков?

Самостоятельная работа

— Откройте рабочие тетради на страницах 65—66.

Дети выполняют задания 1-3. Часть заданий выполняется полностью самостоятельно, часть — суетным объяснением.

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 149 учебника.

— Для чего мы должны знать об инфекционных заболеваниях? Как можно предупредить заражение ими? Какие выводы к концу урока вы сделали? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи.

Дома дети выполняют задания на с. 149 учебника.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Комментарии (1)
Валерия Сергеевна Боденова # 21 июня 2020 в 13:16 +1
Данная тема очень актуальна для нашего времени, потому что сейчас организмы людей становятся всё слабее, поэтому очень важно соблюдать правила зож.
Все правила закаливание учитель рассказывает не только самостоятельно, но и с участием учащихся. Так же все этапы урока соблюдены. Интересная информация, которая поменяет взгляд на детей на закаливания.