Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Разнообразие веществ.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком. Научатся описывать вещества по плану, исследовать их с помощью опытов.
Учебные материалы: соль, сахар, лимонная кислота, уксус; картофель, груши, яблоки, хлеб; книга «Что такое? Кто такой?» (Том 3. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.)
Ход урока
1. Актуализация знаний
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Тела, вещества, частицы».
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы с вами отправимся на кухню. Да, я не ошиблась. На прошлом уроке мы говорили о веществах. Посмотрим, какие вещества находятся у каждого из вас дома.
3. Работа по теме урока
Учитель ставит на стол несколько прозрачных баночек, в которых находятся соль, сахар, крахмал, лимонная кислота.
— Можете ли вы определить: какие вещества находятся в баночках? Что для этого надо сделать?
— О каком веществе сложены загадки?
1. В воде родится,
А воды боится.
2. Меня одну не едят,
Без меня ничего не едят.
Это соль. Она необходима человеку для нормальной работы организма. Соль содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета. Если организм не получает соли, то человек погибает.
Учитель рассказывает старинные легенды о соли.
Знакомство первобытных людей с солью могло произойти случайно. Сохранилась восточная легенда, рассказывающая о том, как ещё в глубокой древности человек уронил во время еды кусок мяса. Подняв его, он заметил, что мясо изменило вкус. Человеку это так понравилось, что он захватил с собой горсть земли, которая оказалась пропитанной солью, и принёс её к своему племени.
В древние времена с солью было связано много поверий, предрассудков, обычаев.
У всех древних восточных народов было принято, заключая союз или мир, съесть несколько крупинок соли, чтобы доказать свою верность слову.
Если кто-нибудь ел соль в чужом доме, — этим он как бы заключал договор с хозяином о верности ему.
По старинному русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом- солью. Соль всегда была символом верности, дружбы и богатства. О «хлебе-соли» как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы: «Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись», «От хлеба-соли не отказываются».
(По Е. Андреевой)
— Почему соль раньше была очень дорогой?
Раньше люди не умели добывать соль. В некоторых странах были деньги из соли. Любую покупку можно было оплатить кусками соли.
Потом выяснилось, что запасы соли в природе огромны. Её стали добывать в большом количестве. Соль стала самым дешёвым продуктом.
В солёных озёрах и морях — огромные запасы соли. Соль добывали со дна высохших озер. Там, где озёра высохли, соль засыпало песком и землёй. Образовывалась суша, а иногда и горы. Под этой тяжестью соль уплотнилась и стала твёрдой, как камень. Поэтому её стали называть каменной солью. Чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие шахты.
В Оренбургской области есть город Соль-Илецк. Около этого города прямо из-под земли на поверхность выходит пласт каменной соли. Его толщина более 100 м, а площадь пласта около 2 квадратных километров.
На кухне вам обязательно встретится ещё одно вещество белого цвета. Что это? Отгадайте.
Я бел, как снег, в чести у всех,
В рот попал — там и пропал.
Это сахар. Раньше на Руси о сахаре не знали. Люди пользовались мёдом.
Подготовленные ученики рассказывают о сахаре. (Для подготовки докладов использован материал книги «Что такое? Кто такой?»)
Древним грекам было известно, что «в Индии есть тростник, который без пчёл даёт мёд». В Индии уже в древности получали сладкий сироп из сахарного тростника. Позже научились делать и твёрдый сахар. От индийцев сахарный тростник переехал в другие жаркие страны. Из дальних стран сахар стал попадать в Россию. В то время он считался заморской диковинкой.
В России сахарный тростник расти не может: ему не подходят наши погодные условия. Учёные пытались найти ему замену. Перепробовали много растений, содержащих сахар. Победила белая сахарная свёкла.
Как из неё получают сахар?
На сахарном заводе свёклу моют и режут на мелкие полоски. Белая пушистая стружка направляется в закрытые круглые баки, сквозь которые непрерывно течёт горячая вода. Здесь стружка отдаёт свой сладкий сок. Но из белой свёклы течёт чёрный сок. Его гонят по трубам к большим бакам и аппаратам. Пройдя сквозь них, сок становится чистым и прозрачным.
Затем из сока выпаривают лишнюю воду, ещё раз очищают и в сироп добавляют сахарную пудру. Крупинки пудры обрастают сахарным сиропом, и получаются кристаллики сахара. В специальных машинах эти кристаллики моют и высушивают. Сахар готов.
— Сахар — не единственное сладкое вещество в природе. Где ещё можно найти сахар? Прочитайте об этом в учебнике.
Дети отвечают на вопросы к тексту:
• Из какой страны тростник «переехал» в разные страны?
• Почему это растение не выращивают у нас в стране?
• Из чего получают сахар в России?
Дети читают текст на с. 42 учебника (2-й абзац).
— Ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне, — крахмал. Знаете ли вы продукты, в которых содержится крахмал?
Практическая работа
— Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет.
Класс делится на группы. Каждая группа получает разрезанные на кусочки картофелины, яблоки, груши, хлеб.
— Разбавленной настойкой йода капните на продукт. Если настойка станет сине-фиолетового цвета, значит, в продукте есть крахмал.
Дети работают самостоятельно, результаты записываются в рабочей тетради (с. 18, № 4).
4. Работа по теме урока (продолжение)
— Последнее твёрдое вещество, которое осталось в баночке, — лимонная кислота. Кто из вас знает, для чего она находится на кухне? Прочитайте в учебнике о том, в каких ещё продуктах содержатся кислоты.
Дети читают статью на с. 43-44.
— Кислоты в небольших количествах необходимы организму человека. Но надо помнить, что на кухне есть кислота, которую нельзя трогать.
Учитель показывает бутылку с уксусной кислотой.
— Эту кислоту в небольших количествах ваши родители используют при консервировании. Но выпив неразбавленный уксус, можно отравиться.
Дети заполняют таблицу в задании № 1 на с. 16 рабочей тетради.
Ученики в парах выполняют задания на с. 44 учебника.
5. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45.
— О чём мы должны были узнать на уроке? Чему научиться? Совпадают ли ваши выводы с тем, о чём говорит Мудрая Черепаха?
Дома дети выполняют задания № 2, 3 нас. 16-17 рабочей тетради и в учебнике на с. 45.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!