Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие растений. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Разнообразие растений.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, на какие группы учёные делят царство растений. Научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Учебные материалы: гербарий (мхи, лишайники, папоротники); рисунки с изображениями различных растений; атлас- определитель «От земли до неба»; книга «Зелёные страницы» (А.А. Плешаков).

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Что такое почва».

2. Мотивация учебной деятельности

— На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием и свойствами предметов неживой природы. С этого урока мы начинаем разговор о живой природе. Сегодня мы познакомимся с классификацией растений.

3. Работа по теме урока

— Куда бы вы ни пошли, везде вы окажетесь в окружении растений. Над головами шумят кроны деревьев, возле подъездов посажены невысокие кустарники, на клумбах радуют нас своим разнообразием цветы, в тенистых уголках обосновались мхи и папоротники. Всё это растения.

Растения разных видов встречаются на суше и в воде, в пустынях и в лесах. К растениям относятся и мельчайшие бактерии, и крохотные водоросли. В целом царство растений насчитывает более 350 тысяч видов. Отдельных растений в мире гораздо больше, чем животных.

Наука, изучающая жизнь растений, называется ботаникой. Учёные- ботаники делят царство растений на несколько больших групп. Познакомимся с этой классификацией растений.

Дети читают текст учебника на с. 70.

Перечислите группы, выделенные учёными. Найдите эти группы в задании № 1 на странице 29 рабочей тетради. Добавим сюда царство грибов и лишайников, так как это тоже растения. О грибах у нас будет отдельный урок.

О каких растениях мы с вами во 2 классе говорили на уроках? (О цветковых и хвойных растениях.)

Сегодня подробнее поговорим о водорослях, мхах и папоротниках.

Что такое водоросль? Попробуйте рассказать об этом растении, разобрав его название по составу. Что вы можете определить? (Растёт у воды или в воде.)

Правильно. Людям хорошо известны различные морские водоросли: бурые, красные и другие. Зелёная пена на воде стоячих прудов — это водоросли. Зеленоватая пленка на стенках аквариумов — тоже водоросли.

Существует более 25 000 видов водорослей. Чем они похожи на другие Растения и чем отличаются от них?

Водоросли, как и другие растения, содержат хлорофилл — зелёный пигмент, с помощью которого образуют необходимые им органические вещества. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля и листьев, они не цветут и не образуют семян.

— Самые крохотные водоросли настолько мелкие, что в литре на вид прозрачной морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные — гигантские, бурые водоросли — достигают иногда более 60 метров в длину.

Тонкая зелёная плёнка, которую вы можете увидеть на влажных камнях, цветочных горшках или на теневой стороне древесных стволов — это водоросли.

Водоросли могут обитать в солёной и пресной воде, верхних слоях почвы, на скалах, стволах деревьев, стенах и крышах зданий. Многие водоросли могут выжить даже в суровом климате Арктики и Антарктики. Некоторые прекрасно чувствуют себя в горячих источниках, где температура достигает часто 85 градусов. Водоросли могут селиться и в организмах других растений и животных.

Водоросли могут быть не только зелёного цвета. В природе встречаются водоросли бурого, красного, пурпурного, жёлтого, бледно-розового, тёмно- фиолетового цветов. Красное море получило своё название, вероятно, из-за большого количества водорослей, приобретающих в определённое время красный оттенок.

Народы, живущие по берегам океанов, собирают водоросли. Они удобряют ими землю, скармливают животным и употребляют в пищу сами. Красные и бурые водоросли широко применяются в кулинарии, при изготовлении хлебобулочных изделий, напитков. Из некоторых видов водорослей получают лекарства-антибиотики, материалы для хирургов. Эти растения добавляются при изготовлении зубной пасты, клея, мыла, кремов для бритья.

Маленькие водоросли составляют основу всех пищевых цепочек жителей океанов. Они служат кормом мелким животным, которых, в свою очередь, поедают более крупные.

Назовите основные отличия водорослей от других растений, по которым их выделили в отдельную группу. (Нет корней, листьев, стеблей, не цветут и не образуют семян.)

Следующая группа растений — грибы. Эта группа растений также не имеет цветков, настоящих листьев, стеблей и корней. Они не содержат хлорофилла. Грибов существует 75 000 видов, и самые известные из них — шляпочные грибы. Дрожжи, которые мы добавляем при изготовлении выпечки, — грибы. Плесень, которая появляется в тёмном помещении на сырых вещах, на портящихся продуктах, — тоже грибы. Как я уже сказала, о грибном царстве речь пойдёт отдельно.

Следующая группа растений — лишайники.

Для знакомства с растениями этой группы учитель может использовать тексты главы «Страница седьмая, почти сказочная, которая приглашает в гости к лишайникам» из книги «Зелёные страницы» (с. 69-79).

— Учёные долгое время не могли понять: что это такое? Одни считали мхом, другие грибом, третьи — водорослью. В конце XIX века было доказано, что это и гриб, и водоросль одновременно. Вернее, гриб и водоросль, живущие вместе. Эти растения живут в тесном соседстве. Тело лишайника образовано плотным переплетением их тончайших нитей. Так жить им удобно и выгодно, так как одно растение умеет делать то, что не умеет делать другое. Грибы поглощают влагу, в которой нуждаются водоросли, и снабжают их необходимыми минеральными веществами. При помощи корней они прикрепляются к поверхности и обеспечивают устойчивость. Водоросли в этом партнёрстве являются производителями пищи. Один партнёр добывает из воздуха питательные вещества, другой — из почвы воду и соли. Такой союз придаёт лишайникам необычайную выносливость. Они могут расти в местах, где температура опускается до -60 °С или поднимается до +50 °С. Лишайники прекрасно себя чувствуют в любой среде — от влажных тропических лесов до знойных пустынь. Они могут выжить там, где не выживет никакое другое растение. Лишайники являются первопроходцами растительного мира, обживая неблагоприятные места. Именно они являются основой при образовании почвы, её плодородного слоя.

Как выглядят лишайники? Откройте атласы-определители на страницах 116-117.

Насчитывают 15 000 видов этих растений. Всё удивительное многообразие лишайников обычно подразделяют на три группы.

1. Корковые лишайники. Они образуются на скалах или других поверхностях в виде тонких корочек. Бывают зелёными, жёлтыми, оранжевыми или красными.

2. Листовые лишайники напоминают по виду разбросанные вокруг листья с растрёпанными краями.

3. Кустистые лишайники. К ним относится причудливо ветвящийся олений мох (ягель) и свешивающаяся с ветвей деревьев в виде бороды уснея (бородач). Найдите изображения этих лишайников в атласе.

— Лишайники могут жить от 50 до 4500 лет. Растут они очень медленно. Порой за год могут вырасти на 2-3 миллиметра. Некоторым арктическим видам требуются сотни лет, чтобы вырасти на 1-2 сантиметра.

Лишайники могут годами жить в воде, а могут и усохнуть, а потом снова разрастись. Активная жизнь этих растений возможна при достаточном увлажнении. В остальное время жизнь в них замирает, и лишайники переходят в состояние покоя: сжимаются, сморщиваются, тускнеют, становятся хрупкими и легко ломаются. Для роста лишайника есть необходимое условие — чистый воздух. Поэтому их практически нельзя встретить в крупных городах.

Природе лишайники необходимы для образования почвы, питания животных. Человек использует эти растения для изготовления некоторых лекарств, красителей.

О каких особенностях лишайников вы узнали? При каких условиях они растут?

Следующее царство — мхи. Учёные насчитывают около 30 000 видов этих растений.

Для знакомства с этой группой растений учитель может использовать тексты главы «Страница пятая, герои которой — мхи» из книги «Зелёные страницы» (с. 52-59).

— Как правило, это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет настоящих корней, стеблей и листьев. Так называемые «корни» этих растений предназначены только для удержания их на одном месте. Воду и питательные вещества растение впитывает всей поверхностью. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью этих спор мхи, так же, как и грибы, размножаются.

Окраска мхов разнообразна: от тёмной, почти чёрной, до ярко-зелёной. Мхи могут расти на бедной почве, в суровых условиях Крайнего севера, лишь бы хватало воды. Мхи не растут в одиночку, держатся большими группами. Если долго нет дождей, то мхи усыхают, темнеют, но не погибают. Высохнув, мох не погибает в течение нескольких лет. Как только пройдёт дождь, мох снова оживёт и зазеленеет. Мхи впитывают влагу, как вата или губка.

Эти растения обитают на заболачиваемой местности. Сначала появляются мхи, которые так и называются — болотные, потом торфообразователь — сфагнум. Торф — прекрасное топливо и удобрение.

Познакомимся с двумя видами мхов — сфагнумом и кукушкиным льном.

Учитель показывает гербарные образцы растений.

Сфагнум — растение, которое прекрасно впитывает влагу. Он может удержать количество воды, которое превосходит его вес в 20 раз. Сфагнум способен заполнить собой целые пруды, и на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растение в болоте спрессовывается и образуется торф.

Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, так как в этом растении содержатся вещества, способные дезинфицировать рану.

Если большинство мхов стелется, то кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до 30-40 сантиметров. Это растение можно встретить и в горах, и на лугах, и в болотах, но лишь там, где достаточно влаги.

Как и все мхи, кукушкин лён размножается спорами, которые находятся в его коробочках. Коробочки возвышаются над стебельками на длинной тонкой ножке и сверху прикрыты своеобразными войлочными колпачками, похожими на шляпки. Со временем шляпки отпадают и споры разлетаются.

Что вы узнали о мхах? Как размножаются эти растения? Чем они отличаются от других растений?

Следующая группа растений — папоротники. В эту группу входит около 10 000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.

У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землей. Видимая часть растения состоит только из листьев. У листьев папоротника растут верхушки. Молодые листья на верхушке обычно туго скручены. По мере роста листа они разворачиваются. Размножаются папоротники спорами, которые располагаются на обратной стороне листьев.

Когда-то папоротники были огромными — до 30 метров в высоту — деревьями. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.

В ходе урока часто звучало «столько-то видов растений». Что такое виды растений? Прочитайте об этом в учебнике на странице 72.

Запишите, сколько растений каждого вида изображено на рисунке.

Дети выполняют задание в рабочей тетради (с. 29 № 3). Работая в группах, третьеклассники выполняют задания на с. 71-73 учебника, а также задания № 2,3 и 5 в рабочей тетради.

После прочтения текста в третьем задании (с. 72) группы составляют диаграммы, на которых показывают соотношение видов растений:

1— цветковые, 2 — хвойные, 3— мхи, 4 — папоротники.

Группа 1: цветковые, папоротники, мхи.

Группа 2: хвойные, мхи, папоротники.

Группа 3: цветковые, хвойные, папоротники.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Приведите примеры хвойных растений. Чем эта группа растений отличается от других? Какие цветковые растения вам известны?

На какие группы учёные-ботаники делят растения?

Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 73.

— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Какой вывод в конце урока сделала Мудрая Черепаха?

Дома дети выполняют задания на с. 73 учебника и № 7, 8 на с. 31 рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Комментарии (1)
Валерия Сергеевна Боденова # 21 июня 2020 в 12:24 +1
Интересная подача материала, всё понятно и кратка. За урок дети успели познакомиться с большим количеством материала, а так же учитель проверил и закрепил знания учеников по данной.
Урок правильно составлен, детям наглядно видно о чём им говорит учитель (при рассмотрение гербария) и поэтому они лучше усвоят и запомнят данную тему. Так же ученики работают не только в учебники, но и используют атлас и рабочую тетрадь, для того чтобы проделать на уроке разные виды работ, что способствует лучшему усвоению данной темы.
Спасибо за данный материал.