Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Растениеводство. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Растениеводство». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Оборудование: карточки с заданиями; картинки с изображением растений (кукуруза, береза, пшеница, рис, шиповник, ромашка, гречиха, яблоня); образцы культурных растений из гербария; картинки с изображением культурных растений или карточки с их названиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Дополни схему. Напиши названия полезных ископаемых к каждой группе.

(Ответ. Рудные: железная руда, магнитный железняк, никелевая руда. Горючие: нефть, газ, торф. Строительные: известняк, песок, гранит.)

2) Выбери свойства полезных ископаемых. Напиши цифрами соответствующие свойства напротив каждого полезного ископаемого.

• Нефть

• Газ

• Железная руда

1) жидкое

2) горючее

3) газообразное

4) маслянистое

5) имеет резкий запах

6) легче воды

7) твердое

(Ответ. Нефть: 1, 2, 4, 5, 6; газ: 2, 3, (5); железная руда: 7.)

2. Фронтальный опрос

— Что такое полезные ископаемые?

— Для чего их добывают?

— Назовите способы добычи полезных ископаемых.

— О каком полезном ископаемом вы приготовили сообщение? Расскажите.

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель вывешивает на доску картинки с изображением растений: кукурузы, березы, пшеницы, риса, шиповника, ромашки, гречихи, яблони.)

— На какие группы можно разделить эти растения? (Культурные и дикорастущие.)

Человек окультурил более 2,5 тыс. видов диких растений. Уже в каменном веке он стал разводить растения вблизи своего жилища, потом отбирать лучшие экземпляры. Более 8 тыс. лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, тыкву, ячмень, лук, рис, картофель и горох. Передвигаясь по миру, люди перевозили растения. Попадая в новые условия, растения изменялись, появлялись их новые разновидности.

— Приведите примеры культурных растений.

Сегодня на уроке будем говорить об отрасли сельского хозяйства — растениеводстве.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

Растениеводство

Сельское хозяйство — это составная часть, или отрасль, экономики. Частью (отраслью) сельского хозяйства является растениеводство — выращивание культурных растений.

(Работа проводится в парах. Учитель раздает учащимся образцы культурных растений из гербария.)

— Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия. Составьте (устно) описание каждого растения по плану.

1. Как называется растение?

2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?

3. Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?

4. Какие части есть у растения? Как они выглядят?

5. Как человек использует это растение?

— Названия рассмотренных культурных растений запишите в рабочую тетрадь (№ 2, с. 29).

— Расскажите о своем культурном растении.

— Для чего люди занимаются растениеводством? (Ответы учеников.)

— Прочитайте в учебнике текст на с. 51—52.

— Так для чего же люди занимаются растениеводством? (Чтобы получить продукты питания и корм для скота.)

— Приведите примеры зерновых культур.

— Приведите примеры кормовых культур.

— Приведите примеры прядильных культур.

2. Беседа

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сообщениями о культурных растениях.)

Труд растениеводов

— Прочитайте в учебнике текст на с. 53.

— Люди каких профессий заняты в растениеводстве?

— Какие знания и умения нужны, чтобы вырастить хороший урожай?

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением о Н.И. Вавилове.)

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 29).

— Прочитайте задание. Найдите определение понятия «растениеводство».

— Запишите в тетради. (Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.)

№3 (с. 30).

— Прочитайте задание. Запишите примеры культурных растений каждой группы в таблицу.

— Рассмотрите иллюстрации. Какие группы культурных растений вы знаете? (Овощные, плодовые, декоративные.)

— Запишите названия этих групп. Подберите по три примера к каждой группе.

№4 (с. 31).

— Прочитайте задание. Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте и наклейте.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Индивидуальное задание

(Учитель раздает ученикам картинки с изображением культурных растений или карточки с их названиями.)

— Разложи культурные растения по группам.

Рожь, лен, хлопчатник, яблоня, роза, тюльпан, овес, подсолнечник, гречиха, рис, люцерна, пшеница, груша, клевер, кормовая свекла, тимофеевка, сахарная свекла, кукуруза, ячмень, картофель, цикорий, огурец, репа, хризантема, цинния.

2. Беседа

— Как растениеводство связано с промышленностью?

— Представьте, что вы руководите хозяйством, где собирают большой урожай яблок и груш. Что вы предложите для лучшего сохранения и использования урожая? (Построим мини-завод для переработки, хранилища.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

— Какие растения люди выращивают на корм скоту?

Итак, растениеводство — это выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей, например чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.

2. Рабочая тетрадь: № 5-6 (с. 31).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения об одомашнивании таких животных, как корова, собака, коза, верблюд, пчела, свинья.

Дополнительный материал

Николай Иванович Вавилов (1887-1943)

Шел 1927 год. По жаркой Африке сквозь заросли пробирался караван. В нем было всего 12 человек, 11 из них — местные жители. Двенадцатый, руководитель экспедиции, — ученый Н.И. Вавилов. Путешествие это было не из легких. Приходилось карабкаться по горам, вброд переходить реки, разгоняя выстрелами крокодилов. Даже мулы не выдерживали — несколько из них пало. Но люди все шли...

Когда Вавилов собирал караван, ему посоветовали взять с собой кандалы. Вдруг понадобится в пути наказать эфиопов-караванщиков. Но Вавилов не согласился. И не ошибся. Когда на озере Тана его свалила тяжелая лихорадка, спутники не бросили больного. Наоборот, они выходили своего руководителя, и экспедиция продолжалась.

Что искал Вавилов в далеких странах? В Афганистане и Китае, Иране и Монголии, в Корее и Японии, государствах Африки, Европы, Северной и Южной Америки? Он был великим «охотником за растениями». Сотни километров проделал он пешком. И везде наполнял свою гербарную сетку и многочисленные мешочки для семян. Всю жизнь Вавилова интересовало, откуда взялись, как появились в обиходе человека культурные растения. Например, пшеница и рис. Где их родина? Из какого места Земли они распространились по полям всего мира?

Отовсюду он посылал в Россию посылки с семенами. Во Всесоюзном институте растениеводства в Ленинграде постепенно собиралась ценнейшая коллекция семян, несколько сотен тысяч образцов. Их высевали, тщательно исследовали, получали новые сорта.

Эта «живая коллекция», собранная Вавиловым и его последователями, существует и по сей день. Благодаря ей получено много новых замечательных сортов.

Яблоня

Если попросить первого встречного назвать любой фрукт, он наверняка скажет: «Яблоко». И неудивительно. Ведь это самый обычный у нас Фрукт, а яблоня — наиболее распространенное плодовое дерево в странах Умеренного климата. Например, в России из каждых пяти плодовых деревьев четыре яблони.

Яблоки очень полезны. Их главное достоинство в том, что они выводят из нашего организма вредные вещества — шлаки, в том числе и радиоактивные элементы.

Люди давно обратили внимание на дикую яблоню — с колючками на ветках и мелкими кисловатыми плодами. Она и сегодня растет в наших лесах.

Дикая, или лесная, яблоня — прародительница более чем 10 тыс. культурных сортов.

Дикая яблоня не боится морозов и засух, быстро растет и живет до 100 лет. Благодаря этим достоинствам ее и скрещивают с культурными видами, чтобы те стали более выносливыми. Много труда вложили древние садоводы, чтобы вывести из «дикарки» культурные сорта с крупными и вкусными плодами.

Но и сегодня не везде можно выращивать такие сорта. Например, долгое время не приживались крупноплодные яблони в северных районах Урала и Сибири. Им не подходил суровый климат этих мест. Так продолжалось до тех пор, пока 60 лет назад Александр Дмитриевич Кизюрин и некоторые другие сибирские садоводы не начали интересные опыты.

Они стали пригибать к земле саженцы молоденьких яблонь. Через несколько лет из них выросли удивительные деревья — лежачие. Их стволы и ветви прижимались к почве, словно стелились по ней. Поэтому такие сады стали называть стелющимися. Зимой эти яблони не вымерзали: от суровых морозов их спасала снежная шуба. А летом они получали от нагретой земли больше тепла, и потому их плоды созревали быстрее и были более крупными по сравнению с яблоками местных сортов. С тех пор и начали выращивать в северных районах Сибири и Урала те же сорта яблонь, что и в более теплых местах России.

Валериана

Расставаясь с приятелем, мы обычно говорим: «До свидания» — и часто добавляем: «Будь здоров!»

Хорошее пожелание. Но если человек сильно понервничал, словами делу не поможешь. Тут нужно лекарство. А какое?

Осенью, когда в лесу бродят грибники, сборщики растений усиленно разыскивают валериану. Нелегкое это дело: цветков давно уже нет, стебли завяли. Попробуй тут найти и выкопать корни.

А зачем понадобились именно корни? У каждого растения своя «кладовая». У валерианы это корни. Из них готовят валериановые капли. Стоит выпить несколько капель — и сильно понервничавший человек успокоится. Недаром растению дали такое название. Оно произошло от латинского слова valere, что значит «быть здоровым».

Валериана — растение высотой 60—150 см, встречается отдельными экземплярами или группами по 3—6 растений вместе на заливных и болотистых лугах, на сырых опушках лесов, в кустарниках; растет даже на сухих местах.

Человек давно подружился с этим растением. В России еще при Петре I начали заготавливать валериану для госпиталей. Одно время ее даже выращивали — наряду с другими лекарственными травами — на государевом аптекарском огороде. Он помещался у стен Московского Кремля - на месте нынешнего Исторического музея.

Хорошее начало было положено. Но сколько полезных растений можно вырастить на одном огороде? Вот наши ученые и решили создать для валерианы отдельные плантации. Пусть целебных капель хватит для всех нуждающихся.

На полях растениям живется совсем не так, как в лесу. Едва они зацветают, им обламывают верхушки стеблей. Не узнать знакомое поле: вместо стройных красавиц торчат кудлатые карлики.

Жаль, конечно, утраченной красоты. Зато корням «обезглавленных» растений достанется больше пищи — они быстрее прибавят в весе. Значит, в аптеках будет больше лекарства, несущего людям здоровье.

Горчица

Если ты сильно простудился и кашель никак не унимается, мама ставит тебе горчичники. Жгучие они, неприятные, но полезные — изгоняют из груди кашель.

Жгуча и столовая горчица, которую подают к обеду. И вдобавок горькая. Не зря назвали ее горчицей.

А вот горчичное масло, которое продают в магазине, вовсе не жгучее и не горькое. Напротив, сладковатое и ароматное. Многие хозяйки предпочитают готовить пищу именно на этом масле. В булочной можно купить удивительно вкусный, сдобный и душистый хлеб. По цвету он не белый, а желтоватый. Выпечен из обычной пшеничной муки, а выглядит желтым потому, что в тесто добавили горчичное масло.

В чем же дело? Может, горчичники и горчичное масло готовят из разных растений? Нет, из одного и того же — из сарептской горчицы.

Южная окраина Волгограда издавна называется Сарептой. Там впервые в России зазеленели горчичные поля. Случилось это двести лет назад. Сарепта и дала горчице свое имя.

По соседству с горчичными полями в 1810г. вырос небольшой завод. Сюда со всей округи свозили мелкие бурые семена, вызревавшие в тонких горчичных стручках. Заводское здание сохранилось до сих пор. Здесь и делают горчичники, которые расходятся по всей стране.

Теперь ты знаешь, откуда приходят к нам «жгучие листочки». А горчичное масло? Оттуда же. Прежде чем изготовить горчичники, семена кладут под пресс. Из него тонкой струйкой течет золотистая жидкость. Это и есть горчичное масло, которое пользуется уважением у пекарей, кондитеров и парфюмеров. Оно ценно тем, что, в отличие от других видов масла, не портится при длительном хранении.

Остатки семян — жмых — сушат и размалывают в порошок. Вот он-то идет на горькие изделия — столовую горчицу и горчичники.

Это интересно!

Принято считать, что в 1915 г. (во время Первой мировой войны) германские войска впервые в истории войн применили боевые отравляющие вещества — газы. Но есть сведения, что китайцы уже в IV в. нашей эры во время сражений поражали противника ядовитыми парами. Груды семян горчицы, брошенные на раскаленные жаровни, источали такой резкий запах, что у вражеских солдат начинались приступы кашля и слезились глаза. ^Довитые пары горчичного газа направлялись на врага воздуходувками.

Гречиха

Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она не только вкусна, но и очень питательна. Поел немного, а уже сыт. Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи. Поэтому в России гречневая каша издавна считалась основной солдатской пищей. Да и в крестьянских семьях к ней было особо уважительное отношение. Не случайно в народе сложили поговорку: «Гречневая каша — матушка наша».

Когда цветет гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли - сплошной бело-розовый ковер из цветов. И от этого дивного ковра исходит медовый аромат. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды-орешки. Если снять с них бурую кожицу, увидишь те самые гречневые зернышки, из которых варят кашу. В такой крупе много целебного вещества — рутина, он лечит от разных болезней.

Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад. Там ее называли «черной пшеницей» — за темный цвет зернышек-семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию (видимо, во времена завоевательного похода греческого царя Александра Македонского в эту страну), а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой.

Растение это ценят не только люди. Над цветущим гречишным полем целый день кружат пчелы: собирают с цветков вкусный сок — нектар, из которого получают мед. Гречишный мед легко отличить от меда других сортов: он самый темный. И самый полезный — потому что в гречишном нектаре много целебного рутина: еще больше, чем в крупе. Не случайно в старину у нас говорили: «Гречишный мед бледнолицым весьма пользителен». Действительно, этот мед хорошо помогает при малокровии.

Овес

В давние времена колоски овса, покрытые волосками, прицеплялись к шерсти животных, к ногам пешеходов и вместе с ними путешествовали. Многие из таких невольных «бродяг», как считают ученые, пришли к нам из далекой африканской страны Эфиопии.

Сеять овес стали намного позже, чем пшеницу. И не случайно: хорошего хлеба из его зерна не получить. Люди оценили это растение, лишь когда начали приручать лошадей. Оказалось, лучший корм для них - овес.

Еще совсем недавно лошадь была незаменимым помощником человека. На ней пахали, доставляли почту, перевозили пассажиров и тяжелые грузы. В армии тоже не могли обойтись без этих умных и выносливых животных. Они выручали кавалеристов и артиллеристов.

Уже древние римляне, карфагеняне и арабы для прокорма своей многочисленной конницы нуждались в больших запасах овса. И его стали усиленно выращивать.

Сегодня тракторы, автомобили, поезда и самолеты заменили лошадей. Но овес не перестали сеять: он идет на корм многим домашним животным.

Овес очень неприхотлив — может расти и на юге, и у Северного полярного круга. Любой климат ему подходит, любая почва годится — было бы достаточно влаги. Про овес так и говорят: «Брось его в грязь — будет он князь».

Овес ценят не только за выносливость, но еще и за высокую питательность зерна. В нем много белка, жиров, витаминов. Поэтому овсяной кашей стараются кормить детей. От овсянки они быстрее растут, хорошо поправляются после болезни.

Это интересно!

Во многих семьях на завтрак едят овсяную кашу, приготовленную из хлопьев «Геркулес». Такое название им дали не случайно. Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных по силе. Один на один сражался он с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. Древние греки называли его Гераклом, а римляне — Геркулесом.

Каша, сваренная из овсяных хлопьев, словно говорит детям: «Подружитесь со мной — и вы станете сильными, как легендарный богатырь».

Кукуруза

Когда испанские моряки — спутники Колумба — увидели на полях американских индейцев эту рослую красавицу, то бесконечно удивились: «Ну и чудо-юдо! Вымахало чуть ли не с дерево! А зерен-то в "кубышке" тьма-тьмущая!» И невдомек было испанцам, какого труда стоило заокеанским земледельцам вырастить такое чудо.

Впервые индейцы тропической Америки обратили внимание на это растение свыше семи тысяч лет назад. Тогда у дикого предка маиса (так индейцы назвали кукурузу) початок был тощенький, как мышиный хвостик. Трудолюбивые крестьяне веками «колдовали» над «дикарем», пока не вывели новый вид — с мощным початком и большим количеством крупных зерен.

С тех пор маис стал для индейцев главной пищей. В честь своего кормильца они слагали легенды, возводили каменные святилища. Одно из них — храм Маиса — возвышалось в столице ацтеков Теночтитлане. Жители города приходили к нему с богатыми дарами.

Испанский король не оценил заслуг Колумба. Он посылал мореплавателя за золотом, а тот привез ему ларец с индейским зерном. Зато для практичных крестьян ларец оказался настоящим сокровищем. Всеми правдами и неправдами они постарались опустошить его. Вскоре кукуруза уже зеленела на многих полях Испании.

Слух о заморской диковине разнесся по соседним, а потом и по более Дальним странам. Прошло каких-нибудь сто лет со времени открытия Америки, а маис уже прижился чуть ли не во всех частях света.

Небывалый успех пришел к индейскому зерну заслуженно. Среди всех зерновых культур кукуруза — самая урожайная. Если колос пшеницы обычно содержит 30 зерен, то в початке кукурузы их бывает до тысячи. Причем каждое кукурузное зерно намного крупнее пшеничного. Вот ч считай, во сколько раз кукуруза урожайнее пшеницы!

Сухие зерна кукурузы размалывают и делают из них кукурузную муку — мамалыгу.

Главное богатство маиса — крахмал. Без него не сварить кисель, не постирать белье. Накрахмаленные рубашки, простыни и скатерти приобретают нарядный вид, меньше мнутся и грязнятся. Еще больше крахмала требуется фабрикам и заводам. Там из него получают спирт и резину, начинку для конфет и клей для почтовых марок.

Когда-то крахмал готовили в основном из картофеля. Теперь больше половины этого ценного продукта дает кукуруза.

Кукуруза — замечательный корм для скота. Большие зеленые листья, толстые стебли и молодые початки срезают и складывают в глубокие ямы. Там кукуруза не гниет, а киснет, как капуста в бочке. Получается силос. И такой силос из кукурузы с удовольствием едят и свиньи, и коровы, и всякие другие животные. Свиньи от кукурузы жиреют, коровы дают много молока. Домашнюю птицу — гусей, кур — тоже очень хорошо откармливать кукурузой: они быстро растут, толстеют и несут много яиц.

Вот и получается: где много кукурузы, там много и мяса, молока, масла, творога, сметаны, яиц.

Сейчас просто трудно представить наши поля без кукурузы — удивительного растения, подаренного нам индейцами.

Это интересно!

Племена американских индейцев старались разными способами повысить урожайность кукурузы. Случалось, совершали при этом и неблаговидные поступки. Так, воинственные ирокезы отправлялись за новыми сортами кукурузы в дальние походы. В жестоких сражениях одолевали врагов и забирали у побежденных початки с отборным зерном. Добычу, как самый дорогой трофей, привозили в родные селения. Это зерно не ели, а высевали на полях. Не забывали бросать в вырытую лунку и рыбешку — для удобрения почвы. Ведь рослый маис нуждается в хорошей подкормке. Немало «кукурузных» побед одержали ирокезы, прежде чем на их полях появилось одиннадцать сортов этого ценного растения.

Лен

Богатые жители Древнего Египта гордились тем, что носят одежду, сшитую из удивительной ткани: она быстро впитывала влагу и так же легко ее испаряла, прохладной ночью согревала, а в палящий полдень охлаждала разгоряченное тело.

Одежду из этой ткани носили и в Древней Руси. Только здесь она была вовсе не редкостной, а самой обычной крестьянской одеждой.

Удивительную ткань для этой одежды делали из льна. Растение это было известно людям еще в каменном веке: его остатки найдены в древнейших постройках на сваях на швейцарских озерах. Льняные ткани носили в Ассирии и Вавилоне. В гробницах египетских пирамид мумии забинтованы льняным полотном.

В Древней Руси лен считался важнейшим растением, его сеяли первым по гари от выжженного леса. Наши предки всегда возделывали лен в больших количествах.

Родина льна — Южная Азия, Персия, Индия и побережье Средиземного моря, где и теперь встречаются дикорастущие виды льна. У нас лен растет только на возделываемых полях.

В русских деревнях умели ткать и более нарядное полотно — батист. Своей мягкостью, тонкостью и блеском он напоминал дорогой заморский шелк. За это его прозвали северным шелком. Издавна славились и русские кружева — легкие, воздушные, сплетенные словно из паутинок. У этих кружев и тканей было замечательное свойство: с годами они не только не желтели, а, напротив, становились еще белее и шелковистее. Все они изготавливались из одного и того же растения — льна.

У льняных волокон много «профессий». Веками морякам верно служили паруса. Их шили из особо прочной льняной ткани. Она так и называлась — парусина. Сейчас парусные корабли уже не строят. А парусина по-прежнему ценится. Она идет на туристические куртки и брюки, на палатки и чехлы для машин. Всюду, где нужна водостойкость, требуется парусина. А из более плотной льняной ткани — брезента — шьют одежду для рыбаков, делают пожарные шланги и приводные ремни для двигателей.

Ячмень

Многие думают, что перловая крупа и ячневая приходят к нам с разных полей. Но, оказывается, их получают из одного и того же растения — ячменя, только перловку — из целого зерна, а ячневую крупу — из дробленого.

Ячмень — очень полезное растение. Из него можно приготовить целый обед. На первое — перловый суп, на второе — ячневую кашу, на третье — ячменный кофе.

У этого растения немало и других достоинств. Помимо круп, много ячменного зерна идет на приготовление пива, на откорм домашней птицы и скота. А на Крайнем Севере ячмень служит основным хлебным растением. Ни пшеница, ни даже выносливая рожь там не вырастают — им не хватает солнца и тепла. А ячменю и короткого северного лета достаточно, чтобы зерно успело созреть.

Это растение возделывают у нас повсюду: от самых южных мест до крайних северных — заполярных.

Ячмень очень давно переселился на поля. Несколько тысяч лет назад Древние египтяне перетирали ячменные зерна в муку и пекли хлеб. Еще во времена наших бабушек и дедушек такой хлеб выпекали в северных Деревнях, особенно в Карелии и Архангельской области.

Ячменное зерно полезно, пшеничное во многом ему уступает. Не случайно на Русском Севере это растение в старину называли «житом», то есть главным продуктом жития — жизни.

Хлеб из ячменя считался в народе очень питательным.

Почему же сегодня не продают в булочных такой хлеб? Есть у него один недостаток. Ячменный хлеб хорош, лишь когда он свежий. А на другой день есть его не захочется. Засохнет он, станет невкусным и твердым ножом не разрезать. И все же в некоторых деревнях такой хлеб до сих пор выпекают в русской печи. Но понемногу — чтобы съесть в тот день.

Цикорий

Просыпается он на рассвете, когда многие цветы еще спят. Раскрывает навстречу солнцу свои голубые лепестки — и вот уже весь цветок будто кусочек неба. Высокие стебли цикория украшены нарядными бледно-голубыми соцветиями — корзинками. Все цветки в корзинке у него одного и того же типа - язычковые. Растет цикорий только на открытых солнечных местах. Он не выносит затенения.

Это многолетнее, с млечным соком растение 30—120 см высотой, со стержневым корнем до 1,5 м длиной и прямым ребристым стеблем, имеющим черешки, похожие на прутики. Зацветает цикорий после летнего солнцестояния (словно знает, что солнце повернуло на зиму, а лето — на жару) и цветет по август. Плоды — голые семянки, с хохолком из коротких пленок.

Цветки его богаты нектаром и пыльцой. Их охотно посещают пчелы. Растение считается хорошим медоносом.

Красив цикорий, а для букета не очень-то годится: стебель у него крупный, грубый, жесткий. Ну что ж, может, и не стоит рвать цикорий. Пусть его голубые цветы до осени украшают пустыри и обочины дорог. Пусть помогают нам узнавать время и погоду (цикорий «засыпает» после полудня, а если цветки его закрыты с утра - жди дождя).

И пусть собирают цикорий те люди, кому это растение нужно для дела: ведь из корней его изготавливают порошок, который добавляется в кофе. Растение это даже специально выращивают. Представляешь, как красиво выглядят плантации цикория! Все сплошь — лазоревое море.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!