Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Школа России
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Природные богатства и труд людей - основа экономики». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.
Оборудование: магнитофон, запись песенки для физкультминутки; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Что такое потребности? Приведите примеры.
— Что такое товары? Приведите примеры.
— Что такое услуги? Приведите примеры.
— Какие потребности удовлетворяются с помощью сельского хозяйства?
— Какие потребности удовлетворяются с помощью промышленности?
— Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня.
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке будем говорить о том, что составляет основу экономики.
IV. Работа по теме урока
1. Работа в группах
Природные богатства — основа экономики
— Что составляет основу экономики? (Ответы учеников.) Основу экономики составляют природные богатства и труд людей.
(Учитель делит учеников на 6 групп.)
Производство товаров и оказание услуг невозможно без использования природных богатств.
— Раскройте значение природных богатств для экономики по плану: значение воздуха, воды, полезных ископаемых,
почвы, растений, животных. Подготовьте сообщение классу.
(Учащиеся пользуются текстом учебника, справочной литературой, дополнительным материалом (см. в конце урока).)
(Учитель записывает на доске.)
Природные богатства: воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.
— Расскажите, как используется воздух в экономике. (См. дополнительный материал к уроку.)
— Расскажите, как используются другие природные богатства в экономике.
2. Беседа
Труд людей — основа экономики
Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и оказания услуг. В экономике нужен труд людей самых разных профессий. И не только физический труд, но и умственный, например труд архитектора, инженера, работника банка, ученого.
Успех труда людей во многом зависит от их образования. Современной экономике требуется все больше образованных людей, например умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки.
Успех труда зависит и от здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет редко. Хорошо, если человек с детских лет начинает заботиться о своем здоровье.
— Объясните смысл пословиц.
• Без дела жить — только небо коптить. (Плохо, когда человек живет, никому не принося пользы.)
• К большому терпенью придет и уменье. (Учебный труд, труд рабочего, инженера — это всегда напряженный труд, умение достигается в результате кропотливой работы.)
• По труду и награда. (Потрудился — получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.)
V. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Раз-два, раз-два,
И за парты нам пора.
VI. Закрепление изученного материала
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
1) Подпиши, что составляет основу экономики.
Основа экономики:... и ... (природные богатства, труд людей).
2) Напиши, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)
2. Выполнения задания в рабочей тетради
№4 (с. 25).
— Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд. Подчеркните их одной чертой.
— Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание было сложно выполнять?
— Какую роль в экономике играют профессии ваших родителей, близких, знакомых?
— Как связаны между собой труд шахтера, сталевара и парикмахера?
— Как труд ученого помогает экономике?
VIII. Подведение итогов урока
— Что составляет основу экономики?
— От чего зависит успех людей в экономике?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 42—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.
2. Индивидуальные задания.
1) Выбрать у себя дома какой-нибудь предмет (например, пуговицу, ложку, тетрадь) и коротко описать процесс создания этого предмета: какие природные богатства и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились над ним. Узнать это можно из дополнительной литературы, Интернета.
2) Подготовить устные сообщения на темы «Как образовался каменный уголь», «Как образовался известняк и мрамор»,
«Из чего делают железо», «Нефть».
Дополнительный материал
Мастер-невидимка
По дороге мчится автомобиль. Вдруг — стоп: спустилась шина - на гвоздь напоролась. Шофер стал ее ремонтировать. Взял кусочек резины, клей, сделал заплатку, напоследок позвал невидимку — и шина как новенькая, по-прежнему крепкая, пружинистая. Вот он, след, оставленный невидимкой!
Малыш боится лезть в воду — вдруг утону! «Не трусь, — говорит мама, - у тебя же есть резиновый крокодил». Был крокодил тощий-претощий, а как мама позвала невидимку, крокодил сразу раздулся. И это тоже след невидимки. И малыш поплыл.
Поезд метро. Во всех вагонах раздается: «Двери закрываются!» Это невидимка закрывает все двери и на следующей станции сам их открывает.
Мимо леса едет поезд. Машинист глядит в окно, и — о, ужас! — впереди на рельсах стоит... лось. Машинист знает свое дело. Раздается шипение, тормозные колодки, словно стальные ладони, намертво стискивают колеса сразу всех вагонов, и поезд останавливается. Спас лося наш невидимка, от верной гибели спас!
Возле дома лопнула подземная труба с горячей водой. Надо починить. А прежде — поднять асфальт. Приехали мастера с пневматическими молотками. Сперва молотки молчали и бездействовали. А как пробежал по шлангу невидимка, молотки в руках мастеров ожили, затарахтели, заработали, стали своими острыми, прыгающими вверх-вниз стальными наконечниками долбить асфальт.
Догадались, кто этот невидимка? Это сжатый воздух! Вы, наверное, не раз видели: когда воздух сжимают, накачивая насосом футбольный или волейбольный мяч, он так и стремится вырваться наружу. Чем больше воздух сожмешь, тем сильнее бьет потом воздушная струя. А чем сильнее воздушная струя, тем сложнее работа, которую она сможет выполнить. Воздух, чуть сжатый велосипедным насосом, может разве что мячик надуть, а сжатый могучей машиной-насосом - компрессором, он становится таким силачом, что может разом закрывать-открывать десятки вагонных дверей, останавливать на полном ходу железнодорожный состав и даже мчать по стальной трубе целый поезд тяжелогруженых вагонеток. Вот он какой молодец, этот мастер-невидимка!
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Органы чувств. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!